Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июль 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Человек, которого никто не видел

Реклама | Школа | 19.01.2009 01:40

Периодически захожу на сайты по подбору персонала, просматриваю размещаемые резюме соискателей, а также вакансии партнеров и конкурентов, посвященные менеджерам по интернет-маркетингу низшего и среднего звена. Для меня подобное времяпрепровождение давно уже превратилось в источник юмора и хорошего настроения. Разброд и шатание царят в наших головах.

Под специальностью, в описании которой присутствуют слова «менеджмент» и «Интернет» каждая компания и соискатель понимают что-то свое, но общие черты все же выделить можно.

Итак, менеджер по интернет-маркетингу также может называться:

- менеджером сайта;

- контент-менеджером;

- менеджером по интернет-рекламе (аккаунт-менеджером), причем аккаунтом может быть также и человек, который к рекламе не имеет никакого отношения, а курирует, например, разработку сайтов, то есть работает менеджером интернет-проектов, с которыми тоже не все просто;

- менеджером интернет-проектов (менеджером веб-проектов, продюсером). Иногда менеджер интернет-проектов называется также project manager, а бывает, что project manager к «классическому» менеджеру интернет-проектов имеет мало отношения, выполняя больше функции руководителя группы программистов;

- менеджером по продвижению в Интернет (или "в Интернете").

Когда читаешь требования к кандидатам, приходит на ум старый анекдот про то, что если бы водителей принимали на работу также, как программистов, то в требованиях указывалась бы необходимость умения профессионально водить легковые и грузовые автомобили, троллейбусы, трамваи, поезда метрополитена и фуникулера, экскаваторы, боевые машины пехоты и современные танки, находящиеся на вооружении России и стран НАТО.

Все это применимо и к менеджерам по интернет-маркетингу. Вот список требований к одной реальной вакансии (скопирована дословно):

- Знание HTML, PHP, CSS, Flash, Dreamweaver, Photoshop, Corel Draw;
- Опыт работы менеджером web проектов обязателен;
- Понимание технической стороны web сайтов;
- Практические знания по созданию, поддержке, продвижению, развитию web - сайтов различной сложности;
- Опыт работы с контентом;
- Владение инструментами и методами поисковой оптимизации и продвижения в поисковых системах;
- Хорошее владение английским языком – обязательно.

Основной вопрос, который у меня возникает после прочтения сего опуса – зачем? Какие планы работодатель связывает с предполагаемым сотрудником? Складывается впечатление, что у человека, составившего и утвердившего такие объявления, нет четкого представления ни о том, какие результаты должны быть достигнуты в ходе работы специалиста, ни о том, как эти результаты достигаются.

Но этот случай скорее исключение, чем правило. И свидетельствует он о том, что такой работодатель относится к первому типу компаний, ищущих специалистов по интернет-маркетингу. Собственно говоря, именно тип компании-работодателя чаще всего и определяет разницу требований. Вот приблизительная классификация.

Типы работодателей, которые ищут специалистов по интернет-маркетингу

1) Коммерческие компании или государственные предприятия (что реже), для которых Интернет – лишь один из каналов распространения информации;

2) Работающие с ними агентства;

3) Интернет-компании, создающие и продвигающие проекты для себя (второй и третий типы могут и совпадать).

У каждого работодателя – свои особенности. В компаниях-заказчиках приходится справляться с нелегкой долей сотрудника не основного подразделения, деньги на которое практически всегда выделяют с крайней неохотой. Именно компании-заказчики ищут «звездочку», которая за пять копеек сможет и дизайн нарисовать, и тексты написать, и к CMS все прикрутить, а потом еще (все теми же ручками) вывести сайт на первые позиции в Яндексе.

Эта мечта недостижима по нескольким причинам. Нет, не потому что таких «звездочек» не существует в природе… Они есть. Но их, во-первых, мало. Во-вторых, они стоят много денег. Обычно намного больше, чем готовы платить коммерческие компании, для которых интернет – лишь еще один канал распространения информации. А в-третьих, работать в компаниях-заказчиках «звездочкам» скучно.

Обратная сторона скуки – стабильность и работа в режиме «не бей лежачего». Можно за полгода настроить процесс, выбрать правильных подрядчиков (об этом в "Школе" была целая статья) и потом спокойно сидеть и получать зарплату. Хотя возникают сомнения: действительно ли так легко достижима эта мечта сейчас? Я не сомневаюсь, что она была достижима до осени 2008 года, но в настоящее время все несколько сложнее…

Менеджер по интернет-маркетингу компании-заказчика – это человек, который должен разбираться в процессе и технологии разработки сайтов, поисковой оптимизации, контекстной и медийной рекламе. Именно в процессе. Его основные обязанности – контроль за работой подрядчиков. Потому вместо «знаний» графических пакетов, можно написать про «азы», вместо обязательного опыта программирования – наличие опыта тестирования готовых интерфейсов. И никакие «методы и инструменты поисковой оптимизации» не заменят умения работать с системами статистики, которые помогут понять, какая часть бюджета расходуется с пользой, а какая – уходит в никуда.

В отличие от коммерческих компаний, в агентствах скучно не бывает никогда. Крупное агентство, специализирующееся на интернет-рекламе, – это конвейер, одновременно работающий с очень разными деталями. Даже если бизнес-процессы настроены и прописаны, задачи каждого проекта – это очень индивидуальная штука. Менеджерам, работающим с клиентам, плюс к вышеперечисленным навыкам, необходимо обладать тремя качествами: психологической устойчивостью, врожденной корректностью и обучаемостью. Собственно, все это и входит в понятие «адекватность».

Для интернет-компаний, работающих на себя, основной критерий – опыт. Менеджер в Mail.ru может заниматься примерно тем же самым, что и менеджер веб-студии, курирующий крупного клиента. Разница в том, что менеджер веб-студии сделает свою работу и переключится на следующего клиента. Менеджер в интернет-компании занимается проектом постоянно, зачастую курируя все циклы: разработку, промоушен, ценовую и клиентскую политику, запуск новых услуг, партнерские отношения, набор персонала и т.д. Эта должность – ступенька на карьерной лестнице, ведущей к заветным постам исполнительных директоров, директоров по маркетингу, хозяев собственных компаний и сервисов.

Эти выводы подтверждаются данными рекрутингового сервиса HeadHunter. Соискатели, которые в 2008 году претендовали на заработные платы выше 100.000 рублей в месяц, до того, как начать искать работу, сотрудничали с такими компаниями, как SUP Fabrik, "Бегун", Rambler Media, PlayMobile, Golden Telecom, LG Electronics, МТС, "Вымпелком", "Яндекс".

Большое спасибо за помощь в подготовке статьи Ольге Бруковской, директору по маркетингу группы компаний HeadHunter.

разделы: Школа | Реклама

Другие

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost