Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

СПИК-2007: трехмерный Интернет, распределенный поиск и никакого "Битрикса"

Жизнь | репортаж | 22.05.2007 13:24

Организаторы Санкт-Петербургской интернет-конференции (СПИК) образца 2007 года вместо прошлогоднего формата «Интернет и реклама» решили охватить более широкий спектр тем. За несколько часов можно было послушать доклады в секциях: «Инвестиции в Интернет», «Нестандартные методы продвижения», «Медийная интернет-реклама», «Безопасность в Интернете» и т.д.

Оптимизаторы остались голодными

Существенных изменений в программе не было, выступления практически не задерживались и не начинались раньше времени. Конференция шла в 3-4 потока, отследить все доклады и посетить все мастер-классы было невозможно. Проблема выбора несколько облегчилась на последней, третьей части конференции: мастер-классы «Битрикса» и UMI.CMS посетили лишь те, кому это на самом деле было необходимо, а на круглый стол под руководством РОЦИТ посетителей приходилось загонять чуть ли не силой.

Корреспондент «Вебпланеты», проехав 7 станций на метро, вышел на улицу и стал искать автобус СПИК около гостиницы «Октябрьская». Как и ожидалось, никаких опознавательных знаков на нем не было, а вокруг было множество других автобусов – в Москву, в Хельсинки, на другие конференции.

Те, кто опоздал на торжественное открытие СПИК, потеряли немного. В отличие от прошлогодней конференции, Антона Носика там не было, а деятели РОЦИТ зачитывали сонной публике приветствие Михаила Сеславинского, руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

После вручения переходящего кубка Интернет-марафона директору оргкомитета СПИК–2007 Алексею Довжикову, слушателям пообещали, что в следующем году марафон доберется до КНДР, и что СПИК скорее всего станет ежегодным мероприятием. Тут же подвели итоги прошлого года и начала 2007-го.

Не уснуть некоторым слушателям помогало лишь наличие Wi-Fi-карты и беспроводная сеть с отличной скоростью. Намного хуже оказались другие особенности организации. Об этом уже успели рассказать оптимизаторы, возмущенные тем, что большую часть посетителей оставили без обеда (даже за деньги) и без блокнотов.

Все ушли на «Мамбу»

Светловолосая Наталия Курылева из компании MediaCartel пыталась разнообразить свой доклад шутками и «лирическими отступлениями», в результате выступала на грани скандала. Публика особенно оценила пассаж в духе: «Я тут думала, думала… Мне понравилось». Ее доклад был посвящен питерским рекламным площадкам, в подзаголовке значилось «амбиции и лузерство». Амбициям есть куда развиваться – среднесуточная аудитория питерских интернет-пользователей достигает полумиллиона человек (данные Liveinternet). А по оценкам Наталии Курылевой их вдвое больше.

Намного хуже обстоят дела с качеством СПбнета. Автор доклада плотно засела за изучение посещаемости различных петербургских ресурсов и пришла к удручающим выводам. Оказалось, что большая часть жителей города, которые бывают в онлайне, совсем не спешат на местные сайты. Даже такие «монстры» как Fontanka.ru, Mk-piter.ru и Dp.ru могут похвастаться совсем небольшим количеством посетителей.

Под понимающий хохот зала, ведущая и кто-то еще, задавший вопрос из зала, выяснили, куда же уходят посетители. Оказалось, порно и «Мамба» интересуют жителей Петербурга куда больше, чем местные информационные ресурсы. Причины «лузерства» региональных сайтов Наталия Курылева видит в отсутствии кадров, инноваций и денег. Выходом из положения она считает продвинутые сервисы, нишевые проекты и развитие социальных сетей. Замкнутый круг, в общем. В любом случае, в рамках этого доклада стало понятно, что петербургские сайты претендуют на рост коммерческих показателей, обладая ничтожно малой для этого аудиторией.

Как правильно «развести» петербуржцев на «бабло»?

Кстати говоря, о Петербурге на СПИКе рассуждали не очень много. К примеру, интернет-буржуй (как он сам себя называет) Андрей Рябых собрался рассказать об инвестициях в питерский Интернет, но на деле больше давал советы инвесторам и владельцам стартапов.

Последним он посоветовал не брать у инвестора денег до тех пор, пока можно прожить без них. Если инвестиции все же потребуются, Андрей Рябых советует: «Инвестор – как ребенок. Кроме того, он не знает PHP и прочих подобных вещей, поэтому ему необходимо все показать, проиллюстрировать».

Отечественный интернет-буржуй отметил, что, хотя денежная емкость
петербургского рынка и меньше, чем в Москве, здесь пока есть множество свободных ниш, где компания может стать первой. Самим инвесторам г-н Рябых посоветовал обращать внимание не только на область деятельности компании, ее инновационность, но и на чисто человеческие качества сотрудников – целеустремленность лидера, а также наличие (в одном лице или в нескольких) технаря, предпринимателя и администратора.

Практическим опытом извлечения денег, но уже не из инвесторов, а из клиентов, поделился Роман Юшко, коммерческий директор компании компании Trinet - «партнера всего, что есть в Рунете» (слушатели тут же увидели логотипы «Яндекса», «Бегуна» и тяжело вздохнули). В рамках проекта «Виртуального торгового комплекса Пик» (его оффлайновый исходник находится в центре Петербурга, на Сенной площади), Роману Юшкову и его коллегам удалось убедить около 120 арендаторов так или иначе разместиться на сайте ТК «Пик». Убедительных цифр, впрочем, не было представлено ни в ходе доклада, ни на сайте разработчиков. Отдельные пользователи и вовсе раскритиковали все достижения Trinet.

Впрочем, были у Trinet проекты и получше. Один из наиболее эффектных докладов сделал Алексей Довжиков. Не называя конкретных имен, он рассказал о реальном и успешно выполненном проекте по формированию общественного мнения. Его целью было увеличение продаж и стоимости элитного жилья в отдельно взятых домах. Для этого потребовалось создать иллюзию недоступности квартир в этом доме под соусом "московские инвесторы все скупили". Конечно же, для заинтересованного покупателя квартира бы нашлась, но уже по более высокой цене.

Четыре сотрудника Trinet потратили пару месяцев работы для того, чтобы повернуть общественное мнение в угодное заказчику русло. Их стараниями был создан виртуал молодого, но успешного журналиста, пишущего на тему недвижимости и обладающего личной страницей в зоне spb.ru. От его имени была написана статья «на злобу дня» об этих виртуальных "московских инвесторах". Материал охотно опубликовали многие издания, в том числе и специализирующиеся на недвижимости.

Помимо сайтов СМИ, статья была растиражирована в блогах и форумах. Таким образом первые позиции поисковиков были прочно забиты цитатами этого мифа. Затем, сотрудники Trinet завели 60 виртуалов на специализированных форумах, которые либо опровергали заявления журналиста-виртуала, но очень по-дилетантски, либо убеждала наблюдавших за этим спором реальных пользователей в том, что в статье все описано верно.

Конкретных количественных результатов представитель Trinet не назвал, но отметил, что заказчик остался очень доволен. С учетом полученного опыта, в компании даже определили примерную таксу на такого рода формирование общественного мнения – от 5 до 10 тысяч евро. В свое оправдание Алексей Довжиков сообщил, что информационный повод был во многом справедливым.

Поиск в формате peer-to-peer

Дмитрий Дмитриев из Института лингвистических исследований, без сомнения, был самым эмоциональным докладчиком. Плавно переходя от темы открытых портальных технологий Zope/Plone/Python как средства интеграции разнородных ресурсов и данных с технологиями распределенного семантического поиска в Интернете, он активно жестикулировал, быстро и увлеченно рассказывал.

Говоря о порталах, г-н Дмитриев рассказал том, как здорово их делать на open-source – всегда можно дописать нужный функционал. Но убедительными были не столько позитивные примеры решений на Python, сколько "антипримеры": в университете Великого Новгорода долго и мучительно внедряли решение IBM Web Sphere, написанное на Java, для него понадобился очень мощный сервер и т.п. А вот те открытые портальные технологии, о которых говорил и которые показывал Дмитрий Дмитриев, напомнили слушателям смесь «Википедии» и CMS. Как оказалось – не зря, Wikipedia в самом деле основана на одной из этих технологий.

Доклад о распределенном семантическом поиске в Интернете – еще одно подтверждение повального увлечения русских созданием поисковых систем. У проекта Дмитрия, впрочем, есть свои отличительные особенности. Он предлагает каждому сайту устанавливать модуль самоиндексации, который не только обеспечит хороший поиск по ресурсу, но и сможет обмениваться своим индексом с другими такими же модулями, peer-to-peer. Качество поиска при этом обеспечит семантический анализ текста, подробно описанный на сайте проекта. Ставку на open-source разработчики делают неспроста. По их мнению, пользователи намного активнее будут помогать некоммерческому проекту, чем корпорации вроде Google.

Трехмерный Интернет – «как в Counter-Strike»

В рамках секции «Инновационные технологии» говорили о том, «что еще не стало деньгами, но может стать ими в скором времени». Наиболее зрелищным и, пожалуй, наиболее инновационным, был мастер-класс Андроника Назаретяна, президента компании EnterNetica. Рассказав немного об успехах старой разработки, Volume Photo, которую легко можно увидеть своими глазами и браузером Internet Explorer, г-н Назаретян добавил, что она будет использоваться и в новых проектах компании. Также выяснилось, что для представления в Volume Photo уже отсняли все, что есть в Третьяковской галерее, ведется сотрудничество и с другими музеями.

Дальнейшую работу над Volume Photo готовы пока отложить ради более современной технологии – 3Dweb. Посетители мастер-класса увидели несколько готовых трехмерных пространств, запущенных прямо в окне браузера. Помимо легкодоступности для пользователя, 3Dweb имеет еще одно преимущество – интерактивность. Андроник Назаретян умело перемещал стулья в виртуальной комнате, закрывал жалюзи и даже включил висящую на стене LCD-панель, в которой тут же заговорил Владимир Владимирович Путин. «Управление простое, как в Counter-Strike», - ответил г-н Назаретян на вопрос из зала.

Много параллелей проводилось c Second Life, на что руководитель EnterNetica пообещал создать многопользовательский мир, состоящий из подключенных двух к другу трехмерных сайтов, где можно будет запустить «сотню таких Second Life». Цена самого дешевого трехмерного сайта – $30 тысяч, но ведутся переговоры о создании проекта и за $150 тысяч.

Для заказчика вряд что-то изменится в будущем, зато для разработчиков Андроник Назаретян намерен создать особые условия. Сейчас EnterNetica работает над SDK для 3Dweb и, по его словам, создать трехмерный сайт сможет любой, кто владеет навыками работы в Macromedia Flash. Первоначально пакет SDK разработчика будет стоить в пределах $200-500. В дальнейшем в EnterNetica рассматривает вариант перехода на open source. «Мне нравится схема, по которой развивается Linux», - говорит г-н Назаретян.

Наибольшая потребность в 3Dweb возникает у тех компаний, которые занимаются онлайн-торговлей. Благодаря новой технологии, в многопользовательском 3D-магазине можно покрутить в руках товары, пообщаться с виртуальным продавцом-консультантом, а также с другими пользователями, которые могут порекомендовать тот или иной товар.

«Деловой Петербург» берет пример со шведов

Роман Романюк, региональный редактор портала «Деловой Петербург», заимствует опыт у шведской медиагруппы Bonnier, которой и принадлежит «Деловой Петербург». Он рассказал о сложностях между взаимодействием двух редакций (газеты и портала), о «поколении, которое привыкло к клиповому мышлению и не любит читать», о недостатке кадров, умеющих освоить современные методы работы. В отличие от многих других издателей, не возлагающих надежды на факультеты журналистики, Роман Романюк рассказал о том, что «Деловой Петербург» ведет сотрудничество с журфаком СПбГУ.

Все силы издательства сейчас нацелены на запуск онлайн-проекта DpTV. Г-н Романюк уверен, что аудитория онлайн-телеканала более понятна (ее можно сосчитать и проанализировать), чем аудитория обычного телеканала (где приходится верить исследованиям Gallup). Кроме того, он считает, что дополнительный доход интернет-телеканалу может принести реклама того, что «вредно, но приятно». Как известно, почти вся такая продукция теперь запрещена на «большом» экране, но может прижиться на «маленьком». Все эти задумки уже опробованы Bonnier на небольших европейских рынках, поэтому DpTV не претендует на всероссийский охват – в первую очередь упор делается на Москву и Петербург.

«Выхлопы» и помощь государства

Многопоточность конференции не позволила корреспонденту посетить некоторые мероприятия конференции - в частности, остался невыясненным вопрос о том, какой же мастер-класс по CMS оказался интереснее – «Битрикс» или UMI :)

В целом же весь день 18-го мая в Ольгино было по-питерски спокойно. Никаких реальных или виртуальных истерик, замеченных на РИФе, не происходило. Участники конференции спокойно прогуливались по зданию или сидели с ноутбуками и мирно беседовали. Там же встретился широко известный в узких кругах Юрий Синодов, заявивший, что СПИК стоит посещать, чтобы понять, как развиваются существующие компании и какие они хотят занять ниши на уже сформировавшемся рынке. «Если же вы ищете тренды, для которых ниши вам хочется создать самостоятельно, то вам надо ходить на чуть более футуристичные конференции», - добавил он в собственном отчете о конференции.

Менее определенно выразились организаторы конференции. Заявив на итоговом круглом столе о том, что «конференция должна закончиться не выхлопом, а документом», как резолюция после РИФа, они стали рассуждать о том, что государство будет помогать отрасли ИТ, и что ИТ-сообщество должно выступать с конкретными предложениями к государству, создавать объединения для продвижения своих интересов, либо делегировать эти полномочия РОЦИТу или другой организации.

Редакция благодарит РОЦИТ за предоставленные фото.

разделы: репортаж | Жизнь

Другие репортажи

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost