Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Куда податься автолюбителю в Рунете?

Сервисы | обзор | 03.08.2009 23:31

От редакции: на прошлой неделе "Яндекс" позволил автолюбителям смотреть на пробки не только в виде значков на карте, но и прямо через камеры. Очевидно, это какой-то новый вид мазохизма, эдакое "пробкопорно" - сложно представить нормального человека, который всерьез и долго будет смотреть подобное шоу. Хотя, если перед камерами "Яндекса" начнут кучковаться девушки тяжелой судьбы легкого поведения, наглядно рекламируя свои услуги, это может стать интересным сервисом. Но пока этого не случилось, мы решили поднять из архива этот обзор прошлого года - и напомнить, что в Рунете есть множество других полезных сайтов для автомобилистов, даже без видео.

Судя по существующим в Рунете проектам автомобильной тематики, владельцев машин интересует не модная Web 2.0-оболочка, а полезная информация. "Вебпланета" исследовала все виды сайтов, связанных с автомобилями - включая даже анти-автомобильные.

Форумы

Всеобщая интернетизация приводит к тому, что утром можно стать виновником пробки из-за поломки машины в самом неподходящем месте, а после обеда - прочитать на форуме все нелестные отзывы о своем "ржавом корыте", которое заняло столь необходимую полосу для поворота налево.

Поговорить об автомобилях можно и в тематических блоговых сообществах, например ru_auto (несмотря на название, полностью оккупировано москвичами), spb_auto и так далее. Лидируют темы пробок, этики водителей, трактовки правил дорожного движения, произвола ГИБДД и вопросы выбора модели автомобиля.

Еще популярнее старые добрые форумы. Причем, безусловные лидеры – форумы тематические, на сайтах клубов. Поклонники той или иной марки автомобилей общаются в онлайне, клеят символику клуба на свои автомобили, устраивают встречи в "реале".

Конечно же, первыми объединяются в Сети любители известных марок. Toyota Club Russia, Mitsubishi Lancer Club, Renault Club – этот список можно продолжать очень долго. Меньшим количеством посетителей могут похвастаться сайты, посвященные редким маркам автомобилей: Geländewagen, Smart, Daihatsu YRV, Dodge RAM.

Автосалоны, сервисы и производители машин не упускают возможности получить лояльных клиентов – самые популярные сообщества обрастают различными клубными картами, скидками и т.п.

Та или иная степень взаимопомощи присутствует в любом автомобильном сообществе. Всегда найдется тот, кто поделится советом по ремонту, редкой схемой электрооборудования или поможет достать нужную запчасть. Однако, автоклуб ДОВОД ("Добровольное общество взаимного обеспечения на дорогах") пошел дальше – составлена специальная база данных, в которой каждый участник указывает, чем он может помочь остальным и в каком районе города обычно находится. Сложно судить о том, насколько эта схема работает – в клубе не слишком много участников. Тем не менее, есть примеры реальной взаимопомощи.

Новые веяния и Web 2.0

Упростить общение между автомобилистами призваны социальные сети. Но действительно ли полезно такое общение? Буквально за последние месяцы появилось несколько самых разных автомобильных соцсетей. Что они дают пользователю?

Общей чертой всех сервисов является адаптация общетематической технологической платформы под конкретную тематику (в данном случае – автомобильную). И если на сайте знакомств или в классической социальной сети понятно для чего нужен длинный список граф от "пола" и "возраста" до "сексуальных предпочтений", то зачем на автомобильном проекте расписывать объем двигателя, тип привода и трансмиссии своего автомобиля – непонятно. В редких случаях, когда это действительно важно, достаточно просто написать личное сообщение владельцу машины.

Забавно, что заимствуется не только технология, но и даже принципы создания автомобильных соцсетей. Тут все как у "больших" собратьев:

- Социальная сеть Vmashine.ru копирует стиль Facebook (многие пользователи уверены, что копируется стиль "Вконтакте", так как не подозревают о существовании Facebook). "Копипейст копипейста" набрал уже более 2500 пользователей, хотя именно здесь описание машины самое подробное (и излишнее), а фотографии добавляются еще менее удобно, чем на привычном для многих "Вконтакте".

- Проект Zabarankoi.ru отличается собственной платформой, затраты на создание которой рискуют не окупиться в силу отсутствия раскрутки и, как следствие, низкой посещаемости. Если на сайте ничего не изменится в самое ближайшее время, мы о нем больше не услышим.

- AutoBlogger.ru хоть и гордо именуется "первой социальной сетью для автомобилистов", сразу же отправляется в /dev/null после прочтения заметок вроде той, где содержится столь странное расхождение с реальностью: "Мало кто знает, что в Бразилии вообще нет бензиновых автомобилей, а в Швеции 80% авто на биоэтаноле".

Остальной user-generated-content на этом сайте впечатляет не больше, чем заголовки статей на баннерах RedTram. Хотя вкусы бывают разными – издание TelNews.ru считает, что "по всей видимости, новостями [на AutoBlogger.ru] занимаются профессионалы".

- "Автокадабра" до ужаса напоминает "Хабрахабр", что немудрено – это проекты одной и тоже же компании. Платформа в целом одинаковая – знакомые "хабраюзерам" показатели вроде кармы, похожая система оценок и т.д. Желание заново поиграть с этими штучками приводит на сайт владеющих автомобилем посетителей "Хабрахабра" – сейчас на "Автокадабре" уже более 6000 пользователей, хотя регистрация до сих пор работает только по приглашениям (загадочность на стадии тестирования и сразу после запуска очень напоминают старт самого "Хабрахабра"). Сколько пользователей останется на сайте, вдоволь с ним наигравшись, - большой вопрос.

Будущее этих социальных сетей и качество их пользователей хорошо описал в интервью TelNews Антон Болотов, руководитель Drive.ru: "Владение личным автомобилем - штука индивидуальная, довольно личная, местами даже интимная. Те немногие (доли процента аудитории Интернета), кто в чем-то подобном нуждается - пообсуждать свою модель/марку машины, обменяться опытом, поболтать - давно сидят на форумах, в клубах и/или организует встречи в оффлайне. И из этих мирков их ничем не вытащишь.

Все эти проекты со временем либо тихо помрут, либо будут влачить жалкое существование, наполняясь копипастами, старыми приколами, всем известными рекламными роликами и прочей ерундой, гордо именуемой UGC".

То, что пользователи прекрасно обходятся без автомобильных социальных сетей, хорошо показывает посещаемость автомобильных сообществ на общетематических площадках. Коммюнити spb_auto регулярно читают около 1500 человек, ru_auto – около 5000 человек. Выше всех вместе взятых автомобильных соцсетей по посещаемости оказалось даже одно-единственное сообщество – "филиал spb_auto в контакте", где насчитывается 14000 участников.

Шанс выжить имеют, быть может, Web 2.0 проекты, несущие в себе хоть что-то оригинальное, а не просто дающие возможность поболтать об автомобилях. Впрочем,
здесь появляется вопрос достаточной посещаемости, которой такие сайты пока что похвастаться не могут.

Как бы то ни было, компания Сергея Кузнецова SKCG и компания SmartUs открыли в прошлом году проект "На дорогах", посвященный дорожным происшествиям и курьезам, которые наблюдают автолюбители. Это такой коллективный фотоблог, где пользователи могут выкладывать собственные снимки, а также обсуждать их.

Приятная особенность сайта – применение OpenID для комментирования, неприятная – все то же качество UGC. Зачем брать из Интернета чужую картинку, снятую далеко за пределами России, а потом помечать ее тэгом "Москва" – непонятно никому, кроме, наверное, того, кто ее запостил.

Выделяется из всех новых автомобильных проектов и сайт Аutopager.ru. И сразу по двум причинам. Во-первых, он принадлежит компании "Медиа Мир", входящей в группу РБК. Все остальные новые автомобильные сайты, владелец которых известен, принадлежат небольшим компаниям ("Автокадабра") или стартапам (Vmashine.ru).

Во-вторых, выделяет Аutopager.ru идея. Теперь каждый желающий – пешеход или водитель - может опубликовать сообщение другому водителю, отправив текст на номер его автомобиля. Помимо традиционной коммуникации через сайт, сообщения можно отправлять с мобильного телефона, что позволяет общаться прямо на улицах города. При этом сообщение будет размещено на сайте Autopager.ru, где его могут прочитать все посетители ресурса. По итогам народного голосования на сайте формируются рейтинги лучших и худших водителей и автомобилей.

Недостаток здесь один, но серьезный – небольшой пока охват аудитории. Ведь для того, чтобы получить сообщение, нужно как минимум знать о существовании сайта Autopager.ru, а еще лучше – зарегистрироваться на нем и указать там свой номер телефона. Причем, отделаться от зависимости "социальные сети = халява" теперь будет сложно. Мало кто захочет платить за общение через Autopager.ru с помощью SMS. Разве что если такое общение станет таким же популярным и насущным, как на Mamba.ru. Уж там-то умеют вытягивать из пользователей платные SMS!

Следующим уровнем развития автомобильных социальных сетей, вероятно, станет общение уже самих автомобилей, а не их водителей. Разработки ведутся давно – еще в 2005-м европейские и американские ученые проводили испытания настоящего автомобильного Интернета. Идея в том, чтобы машины могут обмениваться друг с другом информацией о трафике, погоде, авариях на дороге и т.д. и менять маршрут без участия человека.

Купи-продай

Пока владельцы социальных сетей придумывают способы монетизации, руководители крупных и не очень порталов зарабатывают на вполне очевидной необходимости людей покупать и продавать автомобили.

Вместо привычной газеты, многие обращаются за информацией на Auto.ru, Bibika.ru и другие подобные порталы. Прочитав не один десяток объявлений, можно как минимум узнать среднюю стоимость интересующей модели, а если повезет - договориться о "смотринах" и купить-таки уже машину своей мечты.

Примечательно, что на размещении объявлений в Интернете кормятся и мелкие компании-посредники. Например, ООО "Атлас Электроник" предлагает выехать к клиенту, сфотографировать его автомобиль и разместить затем объявление на 17-ти разных сайтах и в 7 печатных изданиях. Все это не бесплатно, разумеется. Судя по количеству вакансий фотографов, услуга пользуется спросом.

Надо отметить, что не прочь организовать "автобарахолку" и новоявленные социальные сети. Разделы о купле-продаже автомобилей интегрированы во многие из них, только вот станут ли они заметными игроками рынка частных объявлений? Ответом, похоже, будут разделы вакансий на "Хабрахабре" или "Моем круге". Не стали же они конкурентом крупнейшим job-сайтам, так что и продажа автомобилей через социальные сервисы вряд ли что-то сильно изменит на рынке.

Пробки 2.0

Картографические сервисы Рунета пока что малопригодны для автомобилистов. Обычный бумажный атлас или хорошая карта в GPS-навигаторе принесут существенно больше пользы, так как содержат информацию о знаках, улицах с односторонним движением и т.п.

Некоторые сервисы все же стараются стать ближе к автомобилисту. На днях сайт Карты@Mail.Ru получил возможность построения маршрута между двумя заданными точками. Правда, путь можно проложить лишь по картам России, Москвы и Московской области. Ориентированность на столицу или, в лучшем случае, еще и Петербург – это другой существенный недостаток онлайн-карт.

Зато есть то, с чем не справятся классические карты – актуальная информация о пробках. Именно этот функционал, видимо, станет основным локомотивом развития сервисов онлайн-картографии. Ради чего еще автомобилист может пойти на "Яндекс"? Каждый день - чтобы посмотреть, где сейчас заторы. Пару раз в год – чтобы прочитать очередной отчет о том, насколько больше стало пробок. Кстати, антиавтомобильным сайтам давно пора покупать рекламу как раз в конце этого отчета – аудитория будет на 100% целевая, уставшая от машин и пробок.

Еще более перспективным кажется сочетание GPS и Интернета для показа пробок на карте в реальном времени. Среди таких проектов стоит отметить City Guide – сотни машин с датчиками ездят по городу, а все остальные скачивают свежую информацию о пробках прямо на свое устройство с GPS.

Можно пойти дальше – использовать GPS для более сомнительной деятельности, чем сбор пробок. Как обычно, технология пришла с Запада – там уже давно выпускают "неофициальные" карты для GPS с указанием полицейских видеокамер и радаров. У нас пока что навигаторы не так распространены (хотя продажи и растут), поэтому для сбора информации появился "stand-alone" сайт Videogai.ru. Впрочем, и у него есть недостаток, стандартный для автомобильных сайтов Рунета – смотришь на карту установки видеокамер и понимаешь, что кроме Москвы нет больше городов в России.

Удивительно, что ни картографические сервисы, ни автомобильные социальные сети не реализуют те функции, которые были бы действительно полезны многим автолюбителям. Ведь куда важнее не выставить в Интернете фотографии всех своих машин, а узнать, например, сколько будет километров от одного населенного пункта до другого.

Ответ на этот вопрос знает разве что специальный апплет на сайте АвтоТрансИнфо. Причем, там автоматически рассчитывается время в пути, проставляются адекватные скоростные ограничения и т.п. С появлением функции прокладки маршрута по России, расстояние между городами можно посчитать и на Картах@Mail.ru. Показания этого сайта почему-то расходятся не только со спидометром, но и с реальными дорожными знаками, но примерно оценить затраты бензина и времени можно.

Такими же актуальными, как информация о расстоянии, являются данные об автосервисах, мойках и т.п. Витающую в воздухе идею сервиса, где на карте будет указана необходимая для ремонта и обслуживания автомобиля инфраструктура, воплотили создатели проекта "Автоточки". C 22 января он проходит открытое тестирование, поэтому судить о возможном его успехе или неудаче еще рано. Понятно лишь то, что делать там сейчас нечего – в обычных "Желтых страницах" автосервисов перечислено намного больше.

Отличительной особенностью "Автоточек" могло бы стать указание часов работы той или иной "точки", но сейчас этого нет. Предполагается, что сервис выиграет за счет оценок – их могут ставить пользователи, которые уже воспользовались услугами любого из шести видов "точек": автосервисы, автозапчасти, АЗС, мойки, шиномонтажи и автосалоны.

Можно рассмотреть и не совсем традиционный функционал. Например, неплохо было бы внедрить в социальные сети способ общения для тех, кто стоит в очереди на границе. Вебкамеры на финской границе, например, помогают нашим автолюбителям мало, судя по регулярно возникающему в тематических сообществах вопросу "ну как там сейчас? пять или десять часов стоять?". Организовать общение прямо с места событий скоро будет совсем легко - латвийские власти уже распорядились организовать Wi-Fi для стоящих в очереди водителей. Неудивительно, если инициативу подхватят их финские коллеги – очереди на границе с этой страной тоже немаленькие.

Автолюбители против!

Как показывает практика, сообщества недовольных чем-либо автомобилистов могут влиять на оффлайн не менее эффективно, чем белорусский блоггер, который с привлечением правительства заставил фабрику возобновить производство обезжиренного кефира.

Наиболее показателен здесь пример любителей праворульных автомобилей. Участники организации "Свобода Выбора", напомним, собрались колоннами в крупных городах России и поехали протестовать к местным домам правительства. В некоторых случаях милиции удалось блокировать движение, но в целом эта масштабная акция, организованная через Интернет, была настоящим шоком для властей.

Позже было проведено еще несколько акций - в частности, благодаря сообществу автомобилистов был пересмотрен приговор праворульщику Олегу Щербинскому, которого обвиняли в гибели губернатора Алтайского края Михаила Евдокимова, любившего ездить с большой губернаторской скоростью.

Но как только народные массы начинают протестовать не против чего-то конкретного и действительно берущего за живое, а в целом "против произвола ГАИ", "против властей", "против роста цен на бензин", эффективность их работы существенно снижается. Еще хуже, когда возникает двусмысленное толкование ситуации, как это было в случае с акцией "Черный флаг". Это, а также нечеткий пиар организаторов и привело к ее провалу.

Схожая участь постигла проект Deti-deti.ru, участники которого вдруг решили, что пошлины на ввоз в Россию детских автокресел должны быть снижены. Чтобы добиться успеха, даже объединились конкурирующие женские сообщества Eva.ru, Kleo.ru, 7ya.ru и Mama.ru. К ним присоединилась и уже упомянутая организация "Свобода выбора". Прошлым летом вопрос добрался до депутатов, которые составили обращение к руководству Федеральной таможенной службы, но дальше этого дело не пошло.

Против автолюбителей

Пока автомобилисты борются с властями, другие социальные группы выходят на бой с самими автомобилями и их владельцами. Арена этих действий – по большей части Интернет. Влияния на оффлайн, увы, здесь не очень много. О причинах неудач можно говорить долго, но главным становится тот факт, что антиавтомобильные движения в период нестабильной системы городского управления и внушительного роста продаж машин по всей России просто вынуждены оказаться маргинальным явлением.

Подтверждает это и то, что лучшие антиавтомобильные сайты – это ресурсы любителей трамваев или велосипедов. Несмотря на вполне разумные доводы, приводимые сайтами вроде "Петербуржцы – за общественный транспорт" или "Москвичи за трамвай", трамвайные линии закрываются, а в ответ на "коллективные вело-покатушки против засилья машин", проводимые обществом "Критическая масса", власти дают жалкие подачки в виде нескольких километров велодорожек в Санкт-Петербурге и пары десятков велостоянок у станций метро в Москве.

Кстати, даже в "шапке" специализованного международного сайта Worldcarfree.net изображены именно трамваи и велосипеды. Правда, зачем-то там есть еще и лодки с обычным дизельным мотором.

В России благое дело антиавтомобильного движения развивает блог Сarfree.org.ru. В отличие от вышеуказанных "трамвайных" и "велосипедных" сайтов, здесь тон более субъективный. Зато можно насладиться находками автора вроде этой:

Действительно, апофеоз глупости – в метро наклеена антиреклама самого себя. Утешить настоящего русского патриота (живущего, благодаря низкой цене на бензин и дорогам лишь для полноприводных автомобилей, по принципу "f..ck fuel economy") может лишь ссылка с записи, из которой взято это изображение. Оказывается, известный сarfree-энтузиаст Тодд Эдельман собрал со всего мира целую фотоколлекцию такого позора - рекламы автомобилей на площадях инфраструктуры общественного транспорта.

Что ж, ответить на эту рекламу можно только традиционным для Рунета жанром – "фотожабой". Сюжет ее в этот раз, естественно, должен стать антиавтомобильным. Или, если с Фотошопом нелады, то настоящий carfree должен для очищения кармы хотя бы распечатать и распространить "Манифест пешехода" известного автомобилененавистника Алексея Андреева (по совместительству – редактора "Вебпланеты").

Милиция нас бережет

Narushil.ru – один из тех сайтов, где деятельность каждого пользователя действительно приобретает смысл. Сюда можно выложить фотографию или видеозапись нарушения Правил дорожного движения. Посетитель сайта также может ввести номер своего автомобиля и узнать - вдруг кто-то застал его за нарушением? Если фотографии с его участием есть, они будут показаны.

Однако, основная задача сайта – борьба с нарушениями сотрудников ГИБДД. Поэтому кадры и записи с их участием особенно ценятся. Администраторы сайта пытаются по этим материалам обращаться в прокуратуру и другие инстанции. Судя по далеко не пустому разделу "Результаты" – вполне успешно.

Например, активному пользователю сайта Максиму Павлюченкову удалось получить ответ на его официальное обращение к губернатору Санкт-Петербурга Валентине Матвиенко по поводу служебной Volvo, катавшейся по встречной полосе как по попутной. Сухие слова "водитель… за допущенное нарушение ПДД предупрежден" означают, что власти города нехотя, но признали за гражданами право самим наводить порядок на дорогах, пишет журнал "Огонек" в материале о Максиме Павлюченкове.

Когда не помогает милиция и эвакуаторы, в силу вступают простые человеческие отношения. Создатели сайта Idiotparking.ru рекомендуют выражать их не жестами или кулаками, а с помощью наклеек. Заодно – это и способ прибыли сайта. 20 наклеек с надписью "Я паркуюсь как идиот" можно получить за 400 рублей. А фотографию неправильно припаркованной машины (с наклейкой или без нее) можно потом прислать в галерею сайта – большое количество просмотров, судя по имеющейся статистике, обеспечено.

разделы: обзор | Сервисы

Другие обзоры

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost