РАЗДЕЛЫ
Архив
|
Интернет в школе: будем зомбировать?Промывать мозги рекламой лучше с самого детства. И с детства же приучать граждан к электронной слежке. Именно к таким моделям может прийти национальный проект "Образование", который тянет Интернет в российские школы безо всякого понимания того, какой в этом толк для образования. Начало: инициативы снизу Отдельные кабинеты информатики робко начинали подключаться к Сети еще в 90-е годы через dialup. Само собой, говорить о каком-то положительном влиянии этих редких инициатив на образовательный процесс не было смысла. Впоследствии политика школ в отношении использования Сети в обучении не менялась, хотя количество подключенных школьных компьютеров и скорости подключения стали резко увеличиваться. Основным толчком стало появление ADSL, а затем и pre-WiMAX, благодаря чему "цена вопроса" для каждой школы упала в разы. И даже в селах выявились активные коллективы, которые не стали дожидаться государственных команд и накрыли свои школы сетями WiMAX, хотя подобная инициатива особо государством не приветствуется. Однако отсутствие методических материалов привело к тому, что Сеть в школах стала использоваться совершенно бесконтрольно. Для школьников это стало в первую очередь возможностью бесплатно "покачать" чужие рефераты или музыку, поиграть в компьютерные "стрелялки", посидеть на сайтах сомнительного содержания. Казалось бы, уже эти наблюдения могли бы показать государству, что заниматься школьным Интернетом надо совершенно по-другому. Увы, этого не произошло. Пока Путин не грянет... В начале XXI века правительство-таки обратило свой взор на школьный Интернет. Правда, в основном, с подачи нашего президента, который начал активно интересоваться Интернетом, и школьным доступом в частности. Сеть в школу стали тянуть сразу два министерства - Минсвязи и Минобразования. Работа началась в 2002 году, и по сообщению Леонида Реймана, уже к марту 2003 года активно шла на Дальнем Востоке. В частности, в Магаданской области было подключено 100% школ, а в среднем по региону 40-80%. Данная оценка мне видится слишком позитивной: по моим личным наблюдениям, в то же время школы областного центра Камчатской области, Петропавловска-Камчатского, не имели никаких возможностей для подключения и о намерениях Минобразования в самих школах не слышали. Что же говорить о сельских школах, где наличие даже ветхой телефонной линии является гордостью администрации! В течение 2004 года на конкурсной основе было выбрано 20 регионов, в которых должно было проводиться крупномасштабная компьютеризация, включающая интернетизацию. На это было выделено более 2 млрд. рублей. Согласно отчетам Агентства по образованию, в конце 2004 года в каждой сельской школе было установлено по 4-5 компьютеров, не говоря уже о 1 компьютере в каждой школьной библиотеке. А в 20 регионах все школы официально были подключены к Сети. Было открыто 65 интернет-центров, а также третий год подряд проводилось подключение локальных сетей ВУЗов по оптоволокну. Хотя на местах данная "высокая информатизация" все равно была неэффективна - к концу 2004 года на каждый компьютер c Интернетом приходилось в среднем по 440 учеников. Это тоже едва ли способствало образовательному процессу. Стоит отметить, что значительный вклад в тот период компьютеризации привнесли крупные компании, Но несмотря на официальные успехи технического оснащения, вопросы образования с применением новых технологий остались нерешенными - это признавали даже представители ведомств. В сентябре 2005 года было заявлено, что школьный Интернет часто используется учащимися для посещения порносайтов, сайтов о наркотиках и экстремизме. Министр образования и науки сообщил о необходимости внедрения контент-фильтров на школьные сервера. Компания "Информзащита" в ответ пояснила, что установка надежных фильтров обойдется казне в 1-2,5 тыс. долл. в рассчете на каждую школу, что в национальном масштабе составит 20-50 млн. долл. При том, что на установку спутниковых антенн для сельских школ было истрачено лишь 3 млн. долл. Установка же дешевых фильтров бессмысленна - "детишки" легко их обойдут, хотя и для надежной работы дорогостоящей системы необходимо постоянно ее улучшать, чем учителя наверняка заниматься не будут. Очередным подтверждением неэффективности программы стало то, что на интернет-педсовете 2005 года вообще не обсуждались вопросы информатизации школ. Были вопросы о грантах, об использовании сотовых телефонов в школе, о повышении интереса учащихся к чтению - обо всем, только не об Интернете. Вопрос подготовки учителей тоже не интересовал власти - лишь в отдельных регионах типа в Астраханской области предпринимались некоторые шаги. Еще одно "Образование" В этом году вопрос школьного Интернета перекочевал из Что обещают на этот раз? Согласно заявлению министра образования и науки Андрея Фурсенко, к концу 2007 года все российские школы выйдут в Сеть. Также он сообщал, что уже в январе шла разработка электронных образовательных ресурсов, и к 2007 году планировалось ввести их в строй в полном объеме. Связующим звеном ресурсов должен стать Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ФЦИОР). Основным каналом доступа российских школ призван стать ADSL, а поставщиком услуг - После подключения первых школ генеральный директор РТКомм Павел Терещенко ответил на некоторые вопросы. Он сообщил, что с помощью ADSL со скоростью 128 Кбит/с можно подключить менее 80% школ - в остальных случаях будет использоваться радиодоступ, а порой и спутниковый канал. 19 сентября проходил Увы, более важные вопросы, касающиеся "не только железа", опять не получили ответа. Где-то в перспективе планируется Зомби может играть в баскетбол Таким образом, ожидать чего-то особенного от национальной программы "Образование" не стоит. Сейчас работы идут в 3 раза медленнее, чем планировалось. А наличие нерешенных вопросов по поводу самого образования с использованием Интернета говорит о том, что скорее всего и эта программа является лишь удобной "отмазкой" для чиновников. Повышать квалификацию учителей, разрабатывать учебные программы - это столько возни! Конечно, гораздо проще изобразить "прогресс" с помощью отчетов о прокладывании кабелей. С другой стороны, может быть, стоит сказать спасибо тем, кто затягивает со школьным Интернетом - внедряемые сейчас в школах интернет-решения настораживают еще больше, чем былые компьютерные "стрелялки" и скачивание рефератов. И это понятно: при отсутствии задачи образования ее место быстро занимает задача обогащения за счет школьников и их родителей. В этом учебном году школы Москвы и ряда других регионов России уже начали издеваться над детьми с помощью высоких технологий. Речь идет о внедрении разного рода шпионских сервисов - SMS-доклады родителям об отметках ребенка, о записях в его дневнике и т.д.. Дальшейшее движение по этому пути (берем пример с Англии и США?) приведет к установке камер наблюдения, а также к снятию отпечатков пальцев: продавцы соответствующей техники с удовольствием освоят новый рынок. Кстати, в этом году родители американских школьников уже начали судиться со школами, которые "снимают пальчики". Другую коммерческую схему придумали недавно в Петербурге: телекомпания «Любимый город» займется созданием сайтов для городских школ, но финансировать проект планируется за счет спонсоров - взамен они получат «вечный» показ баннеров. Наверное, можно ожидать на школьных сайтах чего-то вроде "Спасибо сигаретам Верблюд за наших счастливых баранов!". Есть и более разумные школьные интернет-проекты - как, например, "Летописи", о которых "Вебпланета" рассказывала в сентябре. Однако этим проектом тоже занимается не государство, а корпорация Intel - которая, конечно же, своего не упустит. Где там образование? При всем вышесказанном польза от интернетизации именно в вопросах образования - до сих пор под большим сомнением. Для тех, кто все еще стремится равняться на "развитые страны", приведем напоследок несколько фактов. Еще шесть лет назад 70 исследователей из 25 западных университетов в ходе трехлетнего исследования Virtual Society Research Programme выявили, что Сеть гораздо больше отвлекает школьников, чем обучает. По данным этого исследования, 80 процентов американских старшеклассников используют Интернет для обыкновенного плагиата. Примерно в те же годы американский Alliance for Childhood начал требовать "немедленного моратория на распространение компьютеров в начальных школах", так как компьютеры приводят детей к стрессам, эмоциональному дисбалансу и ранним проблемам со зрением. А в прошлом году результаты федеральной программы E-Rate, направленной на устранение "цифрового раздела" между богатыми и бедными школьниками США, тоже оказались совсем не такими, как ожидалось. По оценке экспертов из Чикагского университета, потраченные на программу 2 миллиарда долларов так и не помогли ученикам бедных школ приблизиться по успеваемости к учащимся из богатых районов. Так может, школам все-таки нужен не Интернет, а нечто совсем другое? комментарии(27) | Материалы по теме Рекламодатели оплатят школьные сайты Другие обзоры |
Последние комментарии
Гость про Суд велел "Твиттеру" сдать сторонников WikiLeaks (12)
Гость про Книгоиздатели начали судиться с торрентами (2)
l_e_x_a про "ВКонтакте" принудительно протестирует пользователей (35)
andrey_kadetov про Google назвал Facebook "ловушкой без выхода" (6)
volv про День папуасского робошахтёра (14)
l_e_x_a про Русские кликботы признаны самыми активными (11)
все комментарии looli спрашивает: Земля вампиров смотреть онлайн в HD качестве looli спрашивает: Зеленый Фонарь смотреть онлайн в HD качестве looli спрашивает: Защитник смотреть онлайн в HD качестве looli спрашивает: Запретная зона смотреть онлайн в HD качестве looli спрашивает: Закон доблести смотреть онлайн в HD качестве looli спрашивает: Вышибала смотреть онлайн в HD качестве looli спрашивает: Встречный ветер смотреть онлайн в HD качестве looli спрашивает: Все любят китов смотреть онлайн в HD качестве |
Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.