Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Интернет в школе: будем зомбировать?

Жизнь | обзор | 20.11.2006 03:00

Промывать мозги рекламой лучше с самого детства. И с детства же приучать граждан к электронной слежке. Именно к таким моделям может прийти национальный проект "Образование", который тянет Интернет в российские школы безо всякого понимания того, какой в этом толк для образования.

Начало: инициативы снизу

Отдельные кабинеты информатики робко начинали подключаться к Сети еще в 90-е годы через dialup. Само собой, говорить о каком-то положительном влиянии этих редких инициатив на образовательный процесс не было смысла. Впоследствии политика школ в отношении использования Сети в обучении не менялась, хотя количество подключенных школьных компьютеров и скорости подключения стали резко увеличиваться. Основным толчком стало появление ADSL, а затем и pre-WiMAX, благодаря чему "цена вопроса" для каждой школы упала в разы. И даже в селах выявились активные коллективы, которые не стали дожидаться государственных команд и накрыли свои школы сетями WiMAX, хотя подобная инициатива особо государством не приветствуется.

Однако отсутствие методических материалов привело к тому, что Сеть в школах стала использоваться совершенно бесконтрольно. Для школьников это стало в первую очередь возможностью бесплатно "покачать" чужие рефераты или музыку, поиграть в компьютерные "стрелялки", посидеть на сайтах сомнительного содержания.

Казалось бы, уже эти наблюдения могли бы показать государству, что заниматься школьным Интернетом надо совершенно по-другому. Увы, этого не произошло.

Пока Путин не грянет...

В начале XXI века правительство-таки обратило свой взор на школьный Интернет. Правда, в основном, с подачи нашего президента, который начал активно интересоваться Интернетом, и школьным доступом в частности.

Сеть в школу стали тянуть сразу два министерства - Минсвязи и Минобразования. Работа началась в 2002 году, и по сообщению Леонида Реймана, уже к марту 2003 года активно шла на Дальнем Востоке. В частности, в Магаданской области было подключено 100% школ, а в среднем по региону 40-80%. Данная оценка мне видится слишком позитивной: по моим личным наблюдениям, в то же время школы областного центра Камчатской области, Петропавловска-Камчатского, не имели никаких возможностей для подключения и о намерениях Минобразования в самих школах не слышали. Что же говорить о сельских школах, где наличие даже ветхой телефонной линии является гордостью администрации!

В течение 2004 года на конкурсной основе было выбрано 20 регионов, в которых должно было проводиться крупномасштабная компьютеризация, включающая интернетизацию. На это было выделено более 2 млрд. рублей. Согласно отчетам Агентства по образованию, в конце 2004 года в каждой сельской школе было установлено по 4-5 компьютеров, не говоря уже о 1 компьютере в каждой школьной библиотеке. А в 20 регионах все школы официально были подключены к Сети. Было открыто 65 интернет-центров, а также третий год подряд проводилось подключение локальных сетей ВУЗов по оптоволокну. Хотя на местах данная "высокая информатизация" все равно была неэффективна - к концу 2004 года на каждый компьютер c Интернетом приходилось в среднем по 440 учеников. Это тоже едва ли способствало образовательному процессу.

Стоит отметить, что значительный вклад в тот период компьютеризации привнесли крупные компании, участвовавшие в проекте "Бизнес - Школе". К участию приглашались фирмы, планирующие обновление парка компьютерной техники и готовые поделиться бывшими в употреблении персональными компьютерами с российскими школами. В целом к концу 2005 года планировалось подключить две трети российских школ.

Но несмотря на официальные успехи технического оснащения, вопросы образования с применением новых технологий остались нерешенными - это признавали даже представители ведомств. В сентябре 2005 года было заявлено, что школьный Интернет часто используется учащимися для посещения порносайтов, сайтов о наркотиках и экстремизме. Министр образования и науки сообщил о необходимости внедрения контент-фильтров на школьные сервера. Компания "Информзащита" в ответ пояснила, что установка надежных фильтров обойдется казне в 1-2,5 тыс. долл. в рассчете на каждую школу, что в национальном масштабе составит 20-50 млн. долл. При том, что на установку спутниковых антенн для сельских школ было истрачено лишь 3 млн. долл. Установка же дешевых фильтров бессмысленна - "детишки" легко их обойдут, хотя и для надежной работы дорогостоящей системы необходимо постоянно ее улучшать, чем учителя наверняка заниматься не будут.

Очередным подтверждением неэффективности программы стало то, что на интернет-педсовете 2005 года вообще не обсуждались вопросы информатизации школ. Были вопросы о грантах, об использовании сотовых телефонов в школе, о повышении интереса учащихся к чтению - обо всем, только не об Интернете. Вопрос подготовки учителей тоже не интересовал власти - лишь в отдельных регионах типа в Астраханской области предпринимались некоторые шаги.

Еще одно "Образование"

В этом году вопрос школьного Интернета перекочевал из "Электронной России" в национальную приоритетную программу "Образование". В ее рамках предполагается целенаправленная интернетизация школ, хотя обеспечение их компьютерами в задачи программы не входит - этим должны заниматься регионы.

Что обещают на этот раз? Согласно заявлению министра образования и науки Андрея Фурсенко, к концу 2007 года все российские школы выйдут в Сеть. Также он сообщал, что уже в январе шла разработка электронных образовательных ресурсов, и к 2007 году планировалось ввести их в строй в полном объеме. Связующим звеном ресурсов должен стать Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ФЦИОР).

Основным каналом доступа российских школ призван стать ADSL, а поставщиком услуг - РТКомм, безоговорочно победивший в тендере Федерального агентства по образованию (тендерная комиссия признала заявки других участников не соответствующими требованиям конкурсной документации). В результате был подписан контракт на 3 млрд. рублей по обеспечению доступа к Интернету в российских образовательных учреждениях на 2006-2007 годы, включая предоплаченный трафик. В течение 2006 года к глобальной сети должно быть подключено не менее 18 тыс. учреждений, а в 2007 году - 34 940. Сразу же возникло множество вопросов, в первую очередь связанных с тем, как РТКомм собирается тянуть интернет в сельские школы с помощью ADSL, ведь в редкой сельской школе есть телефон. А если он и есть, то качество линии ужасно. Поэтому даже коммерческое использование ADSL в сельской местности затруднительно.

После подключения первых школ генеральный директор РТКомм Павел Терещенко ответил на некоторые вопросы. Он сообщил, что с помощью ADSL со скоростью 128 Кбит/с можно подключить менее 80% школ - в остальных случаях будет использоваться радиодоступ, а порой и спутниковый канал.

19 сентября проходил интернет-педсовет 2006 года, на этот раз об интернетизации школ говорилось много. В ходе конференции выяснилось, что оборудование, в том числе и ADSL-модемы, остаются в собственности Исполнителя (то есть РТКомм), а школе они передаются лишь на ответственное хранение (остается надеяться, что это не будет хранение в прямом смысле, как на складе).

Увы, более важные вопросы, касающиеся "не только железа", опять не получили ответа. Где-то в перспективе планируется использование систем контент-фильтрации на "кустах" школ. Возможность использования интернет-сервисов, отличных от WWW, не уточняется - это будет согласовываться с региональными органами управления образованием. А подготовкой учителей должны заниматься сами регионы. На федеральном уровне обеспечивается лишь техническая возможность доступа к Интернету. Наверное, именно поэтому Федеральный центр информационных образовательных ресурсов до сих пор существует только на бумаге, а разработку методических указаний тоже переложили на регионы.

Зомби может играть в баскетбол

Таким образом, ожидать чего-то особенного от национальной программы "Образование" не стоит. Сейчас работы идут в 3 раза медленнее, чем планировалось. А наличие нерешенных вопросов по поводу самого образования с использованием Интернета говорит о том, что скорее всего и эта программа является лишь удобной "отмазкой" для чиновников. Повышать квалификацию учителей, разрабатывать учебные программы - это столько возни! Конечно, гораздо проще изобразить "прогресс" с помощью отчетов о прокладывании кабелей.

С другой стороны, может быть, стоит сказать спасибо тем, кто затягивает со школьным Интернетом - внедряемые сейчас в школах интернет-решения настораживают еще больше, чем былые компьютерные "стрелялки" и скачивание рефератов. И это понятно: при отсутствии задачи образования ее место быстро занимает задача обогащения за счет школьников и их родителей.

В этом учебном году школы Москвы и ряда других регионов России уже начали издеваться над детьми с помощью высоких технологий. Речь идет о внедрении разного рода шпионских сервисов - SMS-доклады родителям об отметках ребенка, о записях в его дневнике и т.д.. Дальшейшее движение по этому пути (берем пример с Англии и США?) приведет к установке камер наблюдения, а также к снятию отпечатков пальцев: продавцы соответствующей техники с удовольствием освоят новый рынок. Кстати, в этом году родители американских школьников уже начали судиться со школами, которые "снимают пальчики".

Другую коммерческую схему придумали недавно в Петербурге: телекомпания «Любимый город» займется созданием сайтов для городских школ, но финансировать проект планируется за счет спонсоров - взамен они получат «вечный» показ баннеров. Наверное, можно ожидать на школьных сайтах чего-то вроде "Спасибо сигаретам Верблюд за наших счастливых баранов!".

Есть и более разумные школьные интернет-проекты - как, например, "Летописи", о которых "Вебпланета" рассказывала в сентябре. Однако этим проектом тоже занимается не государство, а корпорация Intel - которая, конечно же, своего не упустит.

Где там образование?

При всем вышесказанном польза от интернетизации именно в вопросах образования - до сих пор под большим сомнением. Для тех, кто все еще стремится равняться на "развитые страны", приведем напоследок несколько фактов.

Еще шесть лет назад 70 исследователей из 25 западных университетов в ходе трехлетнего исследования Virtual Society Research Programme выявили, что Сеть гораздо больше отвлекает школьников, чем обучает. По данным этого исследования, 80 процентов американских старшеклассников используют Интернет для обыкновенного плагиата.

Примерно в те же годы американский Alliance for Childhood начал требовать "немедленного моратория на распространение компьютеров в начальных школах", так как компьютеры приводят детей к стрессам, эмоциональному дисбалансу и ранним проблемам со зрением.

А в прошлом году результаты федеральной программы E-Rate, направленной на устранение "цифрового раздела" между богатыми и бедными школьниками США, тоже оказались совсем не такими, как ожидалось. По оценке экспертов из Чикагского университета, потраченные на программу 2 миллиарда долларов так и не помогли ученикам бедных школ приблизиться по успеваемости к учащимся из богатых районов.

Так может, школам все-таки нужен не Интернет, а нечто совсем другое?

разделы: обзор | Жизнь

Другие обзоры

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost