Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Школьный дневник XXI века: личная и коллективная летопись

Ноу-хау | 31.08.2006 01:19

Дневник – это регулярные записи, которые ведет человек или группа людей. Под это определение подходит всякий блог и, в частности, "Живой Журнал". А вот школьный дневник, как он был и есть, под это определение подходит плохо.

Нельзя же сказать, что ученик "ведет" свой школьный дневник. Расписание уроков - диктует школа, задания к урокам диктует учитель. Этот же учитель проставляет отметки и расписывается в том, что он их поставил. Потом родители расписываются в том, что они эти отметки видели. Ученик вообще никакого отношения ко всему этому не имеет - он управляемый дневником субъект. Всё, что может ученик - нарисовать на страничке или обложке дневника абстрактный причудливый орнамент. Или поставить кляксу, как сложный графический комментарий, подобный цветным полоскам taxo.

Через несколько лет после того, как ученик заканчивает школу, из всех предметов, в которых воплощены его школьные воспоминания, в доме остается только несколько его школьных дневников. Будущие его дети просмотрят этот дневник со сдержанным любопытством, но ничего особенного узнать о школьных годах своего родителя не смогут.

Сеть вместо "двоек"

Новые технологии позволяют нам фиксировать массу всего интересного из школьного опыта и сохранять это в цифровой памяти. Был в Переславле-Залесском такой опыт, когда жизнь класса в начальной школе на протяжении 3-х лет внимательно и любовно фиксировалась: в цифровой памяти оседали все их утренники, рисунки, спортивные соревнования. Этот цифровой дневник сохранил массу всего интересного. Только записей со школьных уроков там почти нет. Как говорила мне одна из участниц этого эксперимента: «Пап, мне так-то всё в этой школе нравится. И с ребятами интересно. Вот если б не уроки, вообще было бы здорово» (с) anya_iojik.

А по окончании школы в 2000 году каждый ученик получил свой CD-диск и легко унёс домой отражение 3-лет своей жизни. Анна Андреевна Ахматова еще и стихи об этой легкости писала примерно следующее:

И если дальний путь мне предстоит
Вот легкий груз,
Который мне под силу с собою взять,
Чтоб в старости, в болезни,
Быть может в нищете
Припоминать закат неистовый
И полноту душевных сил
И прелесть милой жизни

С развитием сетевых технологий фиксировать происходящее в школе, классе и вне класса стало значительно проще. И самое забавное, что теперь потенциально каждый может это делать. В 1998 году в рамках международного проекта Virtuаl Classroom был реализован учебный проект "Один день из жизни школьника". В ходе проекта ученики из разных стран мира - США, Голландия, Япония - представляли в Сети, как проходит их школьный день. Тогда это потребовало значительных технических ресурсов. Фотокамеры, параллельные фреймы на сайте...

Мы повторяли этот опыт сравнения жизни школьников для нескольких городов России - Иркутск, Переславль-Залесский, Красноярск, Нижний Новгород. Пять лет назад это было интересной задачей. Только достоверность происходящего перед камерами вызывала серьезные сомнения. Всё-таки все участники видят, что происходит запись "для школы" и стараются соответствовать.

С появлением "Живого журнала" реализация проектов такого рода перестала быть хоть сколь либо серьезной задачей. Мы можем знакомиться с жизнью наших учеников, наблюдая их сетевую активность. И детям теперь нет никакой необходимости докладывать родителям о своих успехах. Это документальные записи:

"Ну, что ты меня спрашиваешь, как моя учёба?! Ты же читаешь мой ЖЖ?!" (с) anya_iojik.
"О том, что дочь прогуляла математику, я узнаю из ее живого журнала" (c) latrava

Через щелочку блога мы можем и на них посмотреть, и себя показать. И то и другое совсем не страшно и крайне полезно.

Кто боится камеры?

Как правило, ученики и учителя встречаются друг с другом в условиях обязательной школьной среды, когда и те и другие выполняют предписанные обществом ритуальные действия. И те и другие обязаны выполнять жесткие правила системы. Если развивать новые технологии в направлении всё большего контроля за учеником, ничего интересного и принципиально нового не пройдет. Ну, появилась у учителей возможность отсылать родителям SMS-ки о том, что ученик урок прогулял. Тоже мне новость.

А вот возможность использовать новые технологии для организации более разумной совместной жизни директоров, учителей и учеников, может оказаться продуктивной. Сетевые сервисы дают им новую возможность пересечься в пространстве иных социальных миров, куда они никогда не смогли бы попасть раньше. Что волнует учителя и директора школы в обычной, реальной жизни за стенами школы? Через "Живой Журнал" учитель и директор могут дать ученикам и их родителям доступ к Миру Неофициального. Где он сплавляется на байдарках (eelmaa) или играет джаз (yarmakhov). Где все в целом нормальны, разумны и вменяемы, потому что обязательные правила официального образования тут не действуют. Где директор «может любить оладьи». А как мы знаем из книжек про Мумми-Тролля – «тот, кто любит оладьи, не может быть уж очень страшным». Как писал Валерий Попов - "ненавидеть кого-то классово можно, только никого не зная конкретно".

Примерно об этом же писал Питер Сенж (Senge): «Да был я за всеми этими занавесами и никаких заговорщиков там не видел. Такие же напуганные люди там». Вопль ужаса – «Теперь учителя могут сообщать обо мне родителям всю правду и делать это быстро" может исходить только от напуганного ребенка, который исходит из того, что все ОНИ против нас. Мы маленькие дети, а мифические ОНИ за нами присматривают и нами управляют.

Сегодня учителя гораздо больше напуганы новыми технологиями, чем школьники. Поставили мы в 1999 году в Интернет-студии начальной школы веб-камеру и объявили родителям и ученикам, что теперь на всё происходящее можно посмотреть, и на переменах можно в камеру мамам и папам ручкой помахать. Так через два дня директор мне и говорит: «Ты, Евгений Дмитриевич, конечно, человек понимающий. Но, будь добр, камеру-то убери. У меня учителя пугаются». Кого они могут пугаться? Там же за стенами школы - масса добровольных помощников.

Стены школы, благодаря сетевым технологиям, становятся все тоньше и школа всё ближе к реальному миру, где каждый участвует в учебе и обучении. Совершенно не обязательно для этого быть учителем. Сетевой и компьютерный опыт современной педагогики размазан по сетевым сообществам - блогам, фликрам и викиви. Иногда этот открыто публикуется и обсуждается (aliev, oxford-law). Иногда фиксируются собственные сетевые схемы мышления (ap428, gorpa, urbansheep).

Летопись - это сегодня

Крупномасштабным экспериментом по созданию открытой и "в целом вменяемой" площадки для совместной деятельности и наблюдения за этой деятельностью является проект Летописи.ру - в рамках которого сообщество учителей, студентов, школьников и их родителей работает над созданием открытой гипертекстовой энциклопедии российских городов. Проект создан и развивается по инициативе Intel и «ТрансТелеКом». Основная задача проекта - дать всем людям, заинтересованным в развитии современного сетевого образования, возможность познакомиться и поиграть с новыми социальными сервисами. Это, наверное, первый в сетевом пространстве России проект, который невозможно помыслить вне Cети.

Сегодня в проекте более 1700 статей и более 700 участников, которые учатся воспринимать и использовать "Летописи" как коллективный дневник 2006 года. И это восприятие дается трудно. Потому что мозги наши привыкли к тому, что если "школа" и "летопись", то это обязательно про очень отдалённое прошлое. Например, про Ивана Грозного. Без шуток! Привозим в Арзамасский район Нижегородской области WiMax, приходит в класс широкополосный Интернет. А из школы в этот Интернет идёт рассказ о том, как по этим местам Иван Грозный шёл Казань брать. Как будто они его вчера видели.

События сегодняшних дней, то, что с нами сегодня и сейчас, очень редко воспринимаются нами как опыт учёбы, как память для нас и наших детей. Сегодня это всё - игры в Сети. Но думают ли эти весёлые и лихие парни и девушки, прикалывающиеся и матерящиеся в ЖЖ, что лет через 10-15 их дети смогут посмотреть на их записи и спросить: "Мама, а что это ты тут понаписала?"

разделы: Ноу-хау | Жизнь

Другие ноу-хау

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost