Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Веб 3.0: от коммуникации к сотрудничеству

Ноу-хау | 16.04.2008 13:55

О ВЕБ 2.0

В этой заметке я рассматриваю переход Веба от версии 1.0 к 3.0 по одной лишь линии развития: трансформации знания. Не отрицаю других линий, но пока оставляю их за скобками.

Существенным свойством Веб 2.0 считается UGC (user generated content). Полагается, что «новые» сайты отличаются от «старых» тем, что контент производят сами пользователи сайта, а не администрация, как в Веб 1.0. Акцент ставится на пользователях, и можно рассмотреть что получится, если акцент сместить на «контент». В этом случае новые сайты будут отличаться от старых тем, что администрация (коллектив профессионалов, редакция, владельцы и пр.) производила не контент, а что-то другое.

Мне думается, что для Веб 2.0 свойство UGC - одна из многих черт кардинального сдвига, который произошел в Интернете в конце 90-х. Этот сдвиг, переход от Веб 1.0 к Веб 2.0, состоит в переходе от индивидуума к массе. Сеть во второй версии стала массовой. А характеризуется этот сдвиг, на мой взгляд, двумя противоречивыми в себе свойствами, определяющими как технологии, так и сознание пользователей: персонализацией и совместностью. Люди захотели действовать не анонимно и не в одиночку, а техника смогла это обеспечить. Правда, пока лишь наполовину, ибо противоречия пока не сняты.

Противоречивость обозначенных свойств в следующем:

под персонализацией я понимаю процесс повышения информационной определенности персонажа-пользователя Сети для другого пользователя и для автоматических систем. Причем именно персонажа, ибо определенность не обязывает к подлинности, это условие вполне осуществляется и для вымышленного пользователя. Достигается это повышение определенности путем наращивания объема информации об ЭТОМ пользователе и путем отслеживание действий именно ЭТОГО пользователя. То есть, чтобы максимально персонализироваться, человек вынужден открывать о себе все более и более личную информацию и одновременно должен действовать все более и более публично. Потребность в персонализации ставит перед разработчиками веб-сервисов сложную задачу: как, максимально персонализировав пользователя в Сети, обеспечить ему контроль над своей приватностью и публичностью? Пока массовые социальные сервисы не позволяют пользователю контролировать свою приватность и публичность в должной мере.

под совместностью я понимаю трансформацию субъекта действия – вместо индивида сайтом теперь пользуется масса. Массу следует отличать от несвязанного множества – в массе множество индивидов выступают как один, целокупный субъект. Появился - массовый субъект или субъект массы. Достигается это путем предоставления всем пользователям равных полномочий в отношении одного и того же объекта на сайте. Но получается, что в совместном действии пользователь, овладев общим как своим, должен и свое положить как общее. Задача стоит следующая: как, дав возможность действовать на сайте совместно, обеспечить контроль за своим и общим? Пока, опять же, массовые социальные сервисы не позволяют самому пользователю контролировать свое и общее в должной мере.

СКАНДАЛЫ

Подтверждение тому, что Веб 2.0 характеризуется персонализацией и совместностью, я вижу в том, какие именно проблемы выявились за время бума у вебдванольных сайтов. Глобальных проблем две: недостаточная защищенность приватной информации и постоянная угроза вандализма по отношению к контенту, открытому всем для изменения.

Не так давно мировой лидер среди социальных веб-сервисов MySpace оскандалился. Один деятель, используя дыру в безопасности, выложил в Сеть файл, содержащий более полумиллиона изображений, скачанных из личных профилей пользователей MySpace.

Скандал случился и с Facebook, другим социальным сервисом мирового уровня. Его владелец Марк Цукерберг вынужден был обратиться с извинениями к своим пользователям. Скандал возник из-за того, что благодаря отслеживанию действий каждого пользователя, вся их история покупок стала видна онлайн-друзьям. Это было расценено как нарушение приватности личной информации при пользовании сайтом.

Другой социальный общемировой проект, народная веб-энциклопедия «Википедия», после некоторого времени существования вынуждена была «наступить на горло собственной песне», ибо администрация устала бороться с вандализмом. В проекте, в котором мог принять участие любой желающий, среди созидателей и творцов нашлось немало геростратов и просто пакостников.

Как видно, это именно те проблемы, которые выявляют объективные трудности разработчиков социальных веб-сервисов из-за противоречивого характера требований к вебдванольной системе.

О ВЕБ 3.0

Теперь несколько слов об основных чертах Веб 3.0. Говорить о новой версии Веба имеет смысл, когда наличествует кардинальный сдвиг. Сдвиг – это значительное изменение, это смена принципа, а не смена форм одного и того же принципа при его более полном воплощении. Поэтому многое, что говорится о Вебе как о версии 3.0, если оно укладывается в русло процессов персонализации и совместности, касается более полной реализации все того же Веб 2.0. Новый Веб только начал показывать свои черты.

В Вебе 1.0 индивиду не нужно было ни персонализации, ни совместности. Он вполне реализовывал свои потребности в знании на интересных и полезных сайтах анонимно и в одиночку. В Веб 2.0, с приходом массы, содержательные (знаниевые) сайты потеряли свою уникальность. Знание превратилось в контент. Знание как контент копипастится, обсуждается, цитируется на бесчисленном множестве сайтов. Сама масса наполняет Веб гигантскими объемами lytdybr'ов. В этом массиве актуальным становится поиск человека, а не контента. Поиск автора и личности. Почему? Да, потому что контент как всего лишь зафиксированное знание без знающего человека не полон. И слово контент нынче смело можно считать синонимом бессодержательности.

При этом сам автор, чтобы его нашли, вынужден проявляться в Сети – персонализироваться. Причем пользователь (читатель, слушатель и пр.) уже не удовлетворен одним лишь потреблением результатом труда автора – он хочет быть соавтором. То есть овладевать чем-либо совместно.
Каков же новый сдвиг? Можно с уверенностью предположить, что Веб 2.0 должен обострить противоречие индивида в массе и массы индивидов. И разрешится оно в переходе от массового субъекта к множеству коллективных субъектов.

Следующий шаг в развитии – это всегда разрешение имеющихся противоречий.

Внутреннее противоречие персонализации: отношение приватного и публичного, разрешится в статусе пользователя. Статус характеризуется двумя свойствами: репутацией и рейтингом. И в том и другом набор личной информации засвидетельствован публично. Статус персоны личен, но его нужно показывать публично, ибо статус не имеет смысла без индивидов с другими статусами. И наоборот, статус публичен, но относится к конкретному персонажу со всеми нюансами его качеств, достижений.

    Обязательно, надо заметить, что репутация и рейтинг должны иметь содержательное выражение, а не количественное в слонах или попугаях.

Любопытным и существенным оказывается то, что статус нельзя передать другому лицу. Статус может ухудшиться или улучшиться, но он не отчуждаем.

Это важно, ибо, предположительно, результат разрешения второго противоречия персонализации - своего и общего в совместном действии – принципиально отчуждаем.

Противоречие своего и общего разрешится в том, что технически будет возможно полагать свое как общее, а общее как свое без противоречия. То есть результатом совместного действия должно быть нечто, которое принадлежит индивиду и всем, нисколько ни умаляясь. Другими словами, сколько его не множь, его не станет меньше у каждого владельца. Этим свойством обладает только знание. Внутреннее противоречие совместности: отношение своего и общего, разрешится в знании, порождаемом группой пользователей. Знание характеризуется какими-то свойствами. Что это за свойства в контексте разрешения противоречия своего и общего мне пока трудно сказать.

    Чтобы выявить эти свойства, напрашивается исследование образовательных и рекомендательных процессов, а также всего, что связано с порождением знания. Это должно еще проявиться.

ПЕРСПЕКТИВЫ

В Веб 2.0, чтобы обеспечить персонализацию и совместность, востребована коммуникация. В Веб 3.0 – сотрудничество. Поэтому бум, так сказать, чистых социальных сервисов пройдет. Уже проходит на Западе. Для этого достаточно просто посмотреть рейтинг Alexa.

А наступает бум программного обеспечения реализующего бизнес-процессы конкретных бизнесов для локальных групп. Ибо специализированные группы возникают не исключительно для общения, а для дела, поэтому коммуникационного функционала недостаточно. Нет смысла делать малюсенькие ВКонтакте и Одноклассники.

разделы: Ноу-хау | Сервисы

Другие ноу-хау

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost