Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июль 2012  
пн вт ср чт пт сб вс
           
8
15
16 17
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

Инструкция для начинающего сектанта

Ноу-хау | 16.06.2008 11:24

Уговорить тысячи людей работать вместо тебя, и отдавать заработанное тебе же - это вечная задача, которая с тем или иным успехом решалась в разные годы. Новомодная идеология Web 2.0 сильно напоминает сектантство - прикинусь добрым и хорошим, скажу, что хочу сделать мир лучше, а сам буду собирать с толпы деньги.

Павел Дуров, когда основывал свою секту "Вконтанте", говорил нечто подобное: "Мы делаем справочник студентов и аспирантов… хотим чтобы все могли найти старых знакомых... нас очень расстраивает, что появляются новые справочники студентов, когда сайтов много, это не удобно, надо везде регистрироваться... и эти корыстные подражатели (sic!) открывают похожие на нас сайты… это глупо и неправильно".

Это что, не речь гуру-сектанта?

Поэтому в контексте web2.0 очень уместно рассмотреть процесс создания и формирования сект и религий. Даже новая такая специальность появилась, "комьюнити-билдеры" - при этом они забывают, что комьюнити строились тысячи лет до них, используя отработанные схемы и приемы. Покажу некоторые на примере христианства - одного из самых больших в мире сообществ, созданных не силовыми методами.

1. Набор апостолов

Если мало денег на стартап, лучше всего лично приглашать интересных людей поучаствовать. Если много денег на стартап, самое лучшее решение такое же - лично приглашать "апостолов". Когда много денег на раскрутку, а этап подбора "апостолов" пропущен, получается толпа типа "Хабра".

Основатель христианства очень долго присматривался, перед ключевым днем приглашения ночь молился (в т.ч. думал). Многие основатели форумов жалуются, что человек 10 общаются, а никто больше присоединиться не хочет. Это значит, 10 человек подобраны неверно. Тот кто открывает форум, в начале вообще общается там сам с собой, или с 1-2 случайными, и поэтому набрать критическую массу из 10 человек старается всеми силами, для него это важно. Он согласен на любых собеседников, забывая, что эти 10 первых активных юзеров формируют лицо его сообщества.

Приглашать и радоваться 10 случайным, но постоянным участникам форума - это все равно что сильно обрадоваться плохому дизайну, который хотя и плох, зато свой и бесплатно. Всё это работает, если вы разбираетесь в теме открываемого сообщества. Если нет - надо приглашать гуру.

В сектах есть гуру, которые у всех на виду, а в тени тот, кто всем управляет. Сколько там процентов у гуру "Вконтакте"? Немного. И если реальный хозяин секты захочет туда повесить "раздражающую баннерную рекламу", то так оно и будет. Так и в офлайне, есть компании из нескольких человек, с которыми многие хотят общаться, а есть собрание зануд, к которым никто не хочет присоединяться. Набор Апостолов - это очень важно для Web 2.0.

2. Обращение конкурентов

Как росло христианство вначале? Откуда про него вообще узнали люди? Основатель приходил в другой web 2.0 (иудейскую синагогу) и генерировал там контент. Владельцы иудейского web 2.0 были только рады новому бесплатному генератору. До тех пор, пока не почувствовали угрозу себе.

Это довольно тонкий момент: хозяева большого Вебдвануля будут рады новому бесплатному интересному контенту, и даже закроют глаза на то, что пользователь, его генерирующий, делает свой веб 2.0 - но до тех пор, пока веб 2.0 пользователя не станет сравним по размеру с сообществом-маткой. Приглашать людей из больших сообществ - самый простой дешевый и быстрый способ набрать первых 100-200 активных заинтересованных пользователей. Даже рекламу можно купить в сообществе-доноре. Трафик, он ведь бывает не только региональный, платежеспособный, молодой - он еще бывает пишущий, веб2нольный трафик.

3. Вирусные акции

Христианство первоначально очень быстро росло за счет вирусных акций. Их была масса. Как их делать - каждый случай индивидуален. Денег можно не жалеть, это работает. Причем часть вирусных акций была направлена не только на рекламу своего сообщества, но и на критику и высмеивание других, типа акции "вылечил в субботу", когда в конкернтном веб2нуле это запрещалось.

Например, на больших богатых футбольных порталах запрещен мат. Тогда на своем футбольном стартапе надо ругаться в статьях. Какой же футбол без мата! Это конечно не вирусная акция, но сам пример, когда вносится популярное решение, невозможное в старых больших стартапах - очень эффективен. Многие хотели лечиться в субботу, но не могли.

4. Проповедь

Первые 3 пункта - баяны, но важные. Этот, 4, пункт нигде не освещался, но он очень хорошо работает. Проповедь нового сообщества имеет следующую особенность. Христианство в первые века (не путать с современными лузерами) никогда не проповедовалось ньюбами. Ньюбам было запрещено проповедовать, но разрешалось свидетельствовать (от слова свидетель, в буквальном смысле) Ньюбу говорили: "иди и расскажи что видел и слышал", но никогда его не посылали умничать. Умничали, проповедовали старые, прокачанные, опытные сектанты. Ньюбы только свидетельствовали.

Например, придет сюда ньюб с "Хабра" и начнет проповедовать, что "Хабр", лучше чем "Вебпланета". Тогда выйдет Леха Андреев и на "раз-два" разъяснит, что он не прав. А вот если сюда придет ньюб и начнет свидетельствовать, что "прочел на Хабре о стартапе, посмотрел на красивую картинку и вдохновился на свой стартап" или "увидел интересный гаджет, заказал в буржуйском интернет-магазине, и теперь хожу-понтуюсь" - то есть, если ньюб будет свидетельствовать, тогда никто ничего не возразит.

Сейчас на "Вебпланете" в комментах активно флудит какой-то сектанский ньюб zabl. Если бы он не проповедовал (что он пытается делать), а свидетельствовал, типа "понял про реинкарнацию, стало интересней жить" или "понял, что христиане лохи и нашел новых друзей", в этом случае конверт с его текстов, процент заинтересовавшихся его болтовней, был бы значительно больше. Не знаю, почему так, но это работает.

Проповедовать должны только опытные искушенные участники web2.0 - вроде евангелиста Носика. Когда ньюбы свидетельствуют, а волки проповедуют - тогда секта растет по экспоненте.

5. Кругом враги

Наверно, все замечали, что каждая новая социальная сеть называет себя уникальной, основатели считают себя избранными, а все остальные обзываются чучелами на болоте. На самом деле никто так не думает, кроме уж совсем неадекватных веб-мастеров. Это просто старый сектанский прием - постараться внушить хотя бы немногим, что кругом враги и недостойные внимания сообщества. Любая околохристианская секта начинает с того, что объясняет новичку, почему старые конфессии погрязли в грехе и не богоизбранны. Любая религия очень жестко отзывается о своих конкурентах. И ислам здесь вовсе не самый агрессивный. Иудеи, не принявшие христианство, считаются "сатанинским сборищем", а мусульмане под проклятием.

Одно время в Вебе работал бизнес-форум, который вел реальный в прошлом довольно крупный бизнесмен, чьи товары лежали в крупных федеральных торговых сетях. Потом дела пошли вниз, появилось время на форум. Так вот, его форум был дико скучным. Даже нудным, поскольку вел его промышленник, не особо привыкший болтать. И несмотря на всю непривлекательность общения, он делал постоянный акцент на том, что нигде более достойного нет, кругом форумы маркетологов, менеджеров среднего звена, и "прочей шушеры", с которыми разговаривать серьезно о бизнесе нельзя. И, несмотря на то, что форум был с точки зрения Веба вообще никаким, но из-за того, что "кругом враги", все участники сохранили к нем лояльность и в ограниченной компании общались много лет.

Сектантский прием "кругом враги" касается и внутренних разборок. Модерация в сектантских сообществах осуществляется по правилу "если согрешает против тебя брат, выскажи ему наедине, потом при двух-трех свидетелях, потом при всех, а если и тогда не послушает, то можно банить". Это очень качественная система модерации, которая сильно отличается от общепринятой, где в порядке вещей сказать при всех "ты дерьмо", потом модератор при всех же говорит "ты дерьмо", потом бан.

6. Новые проблемы и другая жизнь

Хорошо, когда ваш веб 2.0 привносит что-то новое в жизнь человека, когда его жизнь меняется. Тогда ему есть о чем писать, он лоялен к сообществу. Например, сообщество о выращивании марихуаны в домашних условиях сильно меняет жизнь любого новичка.

Также любую группу сближают общие проблемы. У христиан была масса новых общих проблем, которых раньше ни у кого из них не было: искушения, испытания, критика окружающих в первые века гонения. Это сильно сближает. У коноплеводов возникают естественные проблемы с правоохранительными органами, непониманием родных. Не от того ли женский веб 2.0 намного больше и крепче мужского, что у женщин больше общих проблем? Кончено, я никому не советую искусственно создавать проблемы участникам web 2.0. Но при оценке перспективности ниши, надо обязательно учитывать, возникнут ли у участников какие-то новые проблемы, которые будут их объединять.

7. Балахоны (дизайн и юзабилити)

Дизайн в веб 2.0 стартапе не играет никакой роли. Многие, типа spiridonov.ru, думают по-другому, но это не так. В качестве примера приведу стартап протестантов. Их конкурентам делал дизайн не какой-то там Артемий Лебедев, а величайшие дизайнеры человечества - Леонардо, Микеланджело и много-много других черепашек ниндзя. Не помогло. Христианство, при основании, не имело никакого внятного дизайна, никаких удобств, в сравнении с иудеями.

Из Веба - "Одноклассники.ру" характерный пример. В ЖЖ очень посредственный дизайн и юзабилити. Протестанты в сарае (на движке phpbb, например) смогли организовать такой веб2.0, которого до сих пор опасаются старые участники рынка.

В сектантском юзабилити есть еще один момент. Оно может быть на первый взгляд плохим. Но по прошествии времени участник секты видит и получает то, что нельзя увидеть снаружи. Библия при первом прочтении производит гораздо меньший эффект, чем при тщательном долгом погружении. "Вконтакте" на заглавной странице не сильно поражает. Да и сам Веб с его "http" не удобен - все, кто впервые заходят в Интернет, не понимают, почему вокруг него столько разговоров. Но впоследствии Интернет открывает много скрытых возможностей, затягивает. Это повышает лояльность и привязанность участника к секте. Он менее восприимчив к внешней критике. Слушая критику, он про себя говорит "да, я тоже так думал, но потом увидел то, чего вы не знаете. Меня критикуют, потому что судят по первому впечатлению о продукте".

Эта "неинтересность" в начале активно используется в онлайн играх. В bk.ru игрок до 7 уровня всего лишь послушник, вся соль игры открывается ему позже. Кстати, кланы онлайн-игр легко переносятся в интересные и не сильно специализированные форумы. Можно быстро и легко получить дополнительных 50-100 участников.

8. Монетизация

Я не разделяю модное беспокойство по поводу непонятности монетизации web 2.0. Старое большое сообщество монетизируется по-разному, но в любом случае монетизируется. Это может быть и уплата десятины, как в онлайн-играх, и продажа уникальной форумной атрибутики типа барсеток для Библии или именных крестов, продажа нематериальных активов типа "помолюсь за 30 баксов", продажа дополнительных удобств типа горящих свечек - всё что угодно.

Большие старые сообщества монетизируются легко, что видно по активной драке на "христианском рынке" за новую паству. Не из-за отношения же мистических лиц разделились католики с православными! Христиан в разное время очень активно спонсировало государство, поскольку церковь в те времена являлась первым в мире международным средством массовой информации и обладала безусловным влиянием. Есть мнение, что секуляризация религии и государства началась именно с появлением телевидения, а вовсе не из-за "новых ценностей".

И возрождение религии также связано с развитием Интернета и потенциальным уменьшением влияния старых СМИ, ввиду чего государство вновь заинтересовалось и стало спонсировать церкви, как первые в мире влиятельные СМИ. Поэтому большое сообщество, в случае потребности в монетизации, всегда получит ее от государства. Сомнения в монетизации YouTube беспочвенны, а покупка русским олигархом ЖЖ очень обоснована.

9. Протоконтент

В разных бизнесах давно применяют такой прием, как "красивая легенда про основание". Известно, что Павел Дуров был очень умным и перспективным, и на пару с братом, который выигрывал олимпиады, сделал "технологический" стартап. Прямо как Моисей с Аароном, оставили перспективную жизнь в офлайне и ушли в пустыню ради земли обетованной. Или Сергей Брин, который, как известно, был непорочно зачат в гараже.

Но более существенным для секты является прикладной "протоконтент", который не теряет популярности со временем, а лишь обрастает ссылками, дополняется и уточняется. Таким свойством обладает, например, Библия со всеми ее поучительными историями. Это своего рода идеальный контент.

Протоконтентом можно назвать, например, таблицу умножения, которую вынуждены упоминать во всех математических расчетах. Протоконтентом для Интернета является язык HTML (не в архитектурном плане, а в гуманитарном), на стандарт которого проставлены десятки тысяч бесплатных ссылок, и их прирост не уменьшается с годами. Google Earth также является базовым контентом, вокруг которого растут сервисы и сообщества. Причем даже обросший ссылками протоконтент, без комьюнити, все равно является веб2нулем, потому что он стимулирует массу посторонних людей создавать свой контент, ссылаясь на базовый.

Создание такого протоконтента всегда прибыльно и перспективно. К сожалению, про это мало кто говорит. Сегодня большинство создателей новых стартапов вместо попыток создания своего, уникального и дорогого контента, заняты производством папируса, его хранением, а некоторые - и вовсе сбором и сдачей макулатуры, чем очень гордятся.

разделы: Ноу-хау | Жизнь

Другие ноу-хау

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2012 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost