Впервые сравнение стартапов с рок-группами появилось на "Вебпланете" в 2007 году, в статье Виктора Шепелева. Однако там говорилось только о количественном составе идеальной базовой команды единомышленников (3-5 человек). В этом году интернет-предприниматель Шейн Сноу (Shane Snow) развил аналогию до полного производственного цикла - мы публикуем перевод его статьи "Tech Startups vs Rock Bands".
В колледже я собрал три разные группы. В каждой из них мы мечтали о том, чтобы раскрутиться, чтобы заключить контракт с лейблом и чтобы горячие японские цыпочки визжали от текстов наших песен во время наших гастролей по Азии.
Теперь, когда я уже окончил ВУЗ, и все, с кем я играл, обзавелись детишками и впахивают с девяти до пяти, мои мечты переместились в другую плоскость. Я создаю техно-стартапы и мечтаю о том, чтобы раскрутить их, чтобы добиться финансирования от венчурных компаний и чтобы "гиканутые" Rails-кодеры перешёптывались, когда я буду проходить мимо по холлу на форуме NerdCon.
Может, это и не так сексуально, но по-своему тоже завораживает. И я осознал, что между созданием рок-групп и созданием веб-компаний можно провести довольно чёткие параллели:
Рок группа | Техно-стартап | |
Этап I | Набор группы Важно найти людей, способных дополнять друг друга, разделяющих видение и музыкальную направленность группы. | Набор команды Важно найти людей, способных дополнять друг друга, разделяющих представление о продукте. |
Этап II | Сочинение оригинальных песен Тут без вариантов: ваша группа ничего не добьётся, если не сможет предложить людям что-то новое. | Производство полезного продукта Идеи — это прекрасно, но чтобы добиться чего-то в мире техно-стартапа, вам надо разработать прототип. |
Этап III | Связь с другими группами и тусовками, гастроли Вы должны везде продвигать свою музыку и создавать себе имя. Вам придётся прикладывать усилия, а также самостоятельно финансировать этот этап. | Контакты с другими стартапами, встречи с инвесторами и влиятельными лицами Несмотря на то что вам пока не требуются капиталовложения, вы должны привлечь к себе внимание как можно большего числа людей. |
Этап IV | Продажа дисков и других товаров Вы должны записать демо-версию и выложить ваши песни в сеть. Продавая треки и разные аксессуары вроде футболок, вы сможете удержаться на плаву во время первых турне. | Монетизация собственными силами Пробивайтесь. Развивайте компанию так, словно вы никогда не получите инвестиций (и, скорее всего, так оно и будет). Докажите, что вы можете делать деньги и инвестиции в вашу компанию того стоят. |
Этап V | Контракты с независимыми лейблами При правильном сочетании тяжёлого труда, упорства и удачи подписание контракта с небольшим лейблом обычно становится для группы первым настоящим прорывом. | Спонсорское/семенное финансирование При правильном сочетании тяжёлого труда, использования общепринятых методов и удачи получение финансирования на ранних стадиях может стать для компании первым настоящим прорывом и помочь ей быстрее вывести продукт на следующий уровень. |
Этап VI | Гастроли, гастроли, гастроли Бросьте всю работу, скажите "прощай" семье, друзьям, сну и душу. Будьте готовы провести неопределённое количество времени в разъездах, пытаясь завоевать поклонников, которые склонят крупный лейбл к тому, чтобы подобрать вас. | Пахота, пахота, пахота Бросьте свою временную работу (если вы этого ещё не сделали). Работайте по восемьдесят часов из дому и/или из Barnes & Noble, пытаясь создать пользовательскую/клиентскую базу, которая склонит венчурную компанию к тому, чтобы подобрать вас. |
Этап VII | Контракт с ведущим лейблом Наконец-то большой прорыв! Всё только начинается, но вы наконец получаете немного наличных на приличные инструменты и, возможно, даже на жильё за те три месяца в году, когда вы не находитесь в разъездах. Ваша музыка начинает звучать на радио и появляться на Best Buy, и вы делите сцену с кем-то из ваших кумиров. Мечты сбываются, однако мешки у вас под глазами пропадут ещё не скоро. Готовьтесь работать напряжённее, чем когда-либо, и справляться с дополнительным давлением со стороны лейбла, пиарщиков, планов продаж и необходимостью писать музыку в крайние сроки. | Венчурные инвестиции Наконец-то большой прорыв! Всё только начинается, но вы наконец получаете немного наличных на приличный офис и на то, чтобы нанять кого-то чуть талантливее вас, чтобы он взял программирование на себя. Готовьтесь работать напряжённее, чем когда-либо, потому что теперь вы должны доказать инвесторам, что они не ошиблись в вас. Если вам это удастся, они будут размахивать перед вами новыми пачками денег. Ваше имя начинает появляться в печати, и вы делите сцену NerdCon с вашими кумирами. Но вам также придётся справляться с дополнительным давлением со стороны совета директоров, инвесторов, акционеров и вообще всех, кого только можно. |
Если всё пойдёт как надо | Рок-звезда Живите на широкую ногу. Большой дом. Пять машин. Вы теперь босс... | Техно-звезда Формируйте индустрию. Принимайте отовсюду приглашения выступить с речью. Пишите книги. Играйте в гольф с Биллом Гейтсом. |
И тогда | Отход от дел и продюсерская деятельность В какой-то момент вы просто не сможете находиться в постоянных разъездах и тогда вы начнёте вести ненапряжную жизнь, помогая другим музыкантам добиться успеха. | Отход от дел и инвестиционная деятельность В какой-то момент вам придётся отказаться от постоянного стресса и начать вести ненапряжную жизнь, помогая другим предпринимателям добиться успеха. |
Я вижу, что естественное продвижение вперёд в музыкальном мире, которое я описал, точно соответствует моему прогрессу в мире технологий. Моя первая группа, Lynette, играла грязный панк. Мы считали себя крутыми, но мы не были чем-то особенным. Мы просто играли на местных тусовках, пока другие группы не перестали нас приглашать, поняв, что мы полный отстой. Тогда я собрал электро-панк-группу Jersey City Fire, которая была более передовой, особенно в организации живых выступлений. Нам удалось дать несколько концертов вне города, но команда в конце концов сдулась. Тогда я сколотил группу K&TK, которая играла музыку в стиле дэнс/поп-кор, и народ просто сходил от нас с ума (относительно, во всяком случае). Мы исколесили весь запад с гастролями, записали несколько песен и повеселились вовсю. У нашей группы была идеальная комбинация музыкантов, неординарное, но популярное звучание, много драйва и тяжёлой работы. Когда мы не проводили настоящих концертов, мы играли наши песни в акустическом варианте на случайных вечеринках, чтобы завоевать фэнов, проводили онлайн-кампании с целью привлечь трафик на наш MySpace и неустанно практиковались.
Затем члены группы переженились и всё такое прочее, так что мы позволили этой мечте мирно почить, зная, что могли бы попытаться снова, если бы захотели.
Первый сайт, который я создал после колледжа, представлял собой своего рода Digg для людей, сдвинутых на НЛО — AlienUFOBelievers.com (я создал его после того, как кто-то из членов моей группы "увидел" НЛО в Монтане). Это была прикольная идея, но у неё не было большого рыночного потенциала. Сайт был глюкавым, однажды его взломали, а к тому моменту, когда я отказался от этой затеи, я заработал около $200 на продаже наклеек. Затем я открыл ещё несколько сайтов, которые лучше работали и обладали лучшим потенциалом для получения доходов от рекламы. Они до сих пор приносят немного денег, но на них я никогда не смогу купить яхту. Тогда я запустил PrintingChoice.com, поисковую систему в духе Travelocity, позволяющую найти лучшие цены на визитные карточки, рекламные листки, почтовые открытки и брошюры. Она обеспечивает постоянный доход и довольно неплохо с этим справляется. Я переключил этот сервис в режим автопилота и открыл Scordit.com, социальный сайт, который вертится вокруг товаров, на которых люди помешаны. Пользователи присоединялись, создавая тысячи страниц контента, и я почувствовал, что идея оправдывает себя, когда появились похожие сайты вроде GDGT и Hollrr, которые привлекли к себе много внимания. Мои "группы" становились всё менее и менее отстойными.
Сейчас я работаю над двумя проектами, сделанными на базе Scordit. Основной — это Dino.sr, сайт для геймеров, вращающийся вокруг игр, которые вы уже прошли, в которые ещё играете или же только хотите начать, и позволяющий вам создавать микроблоги, где отмечается ваш прогресс в играх (сайт и сам является игрой). Кроме того, я помогаю в работе над isWearing.com. Это формирующаяся в режиме реального времени лента из ответов людей на вопрос "Что вы носите?"; её цель помочь людям одеваться лучше. Оба сервиса имеют вполне чёткие направления по монетизации и являются как бы кульминацией моего прежнего опыта по созданию сайтов. Уверен, впрочем, что они не будут моими последними веб-проектами. Я буду и дальше работать над созданием чего-то лучшего, и однажды одну из моих "групп" выберет "крупный лейбл" — на этот счёт у меня нет никаких сомнений.
Создание рок-группы приносит хороший опыт предпринимательской деятельности. Интересно было бы узнать, какое количество техно-компаний было создано людьми, игравшими в группах. В действительности, я думаю, что быть предпринимателем — это означает воплощать творческие идеи. Быть человеком, который в самом деле создаёт группу, вместо того чтобы сидеть с друзьями, рассказывая им о том, как это было бы круто. Или быть тем, кто в самом деле садится и создаёт прототип, вместо того чтобы рассказывать о нём годами, пока его не создаст кто-то другой.
Прости, Lollapalooza, но меня ждёт NerdCon.