Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Отдел ненужных вещей

Ноу-хау | 12.11.2009 16:33

Не так давно наше "Управление "К" обнаружило "подозрительную активность китайских хакеров", о чем не преминуло нам всем сообщить. Мне, конечно, радостно от того, что на страже наших с вами компьютеров кто-то как бы стоит, но после прочтения статьи напрашивается естественный вопрос: а дальше-то что? Неужели захлопнутся за "китайскими хакерами" ворота русского СИЗО? Неужели никто не будет больше грозить ботнетами нашим южным границам?

Увы нам: наверно, все прочитавшие эту статью видели уже десятки таких "заявлений" от нашей "кибермилиции". Боюсь, последнее из них – ни что иное, как очередное "китайское предупреждение", этим и все ограничится. А еще я боюсь, что такие "предупреждения" – это и есть квинтэссенция работы "отделов К". Те интервью с их представителями, которые мне приходилось читать, были полны понтов, связанных с "высокотехнологичностью" их работы. Но боюсь, в реальности картина не столь радужна.

Мобилы туда, мобилы сюда

"Отделы К" были созданы в 1998 году. В начале своей работы они занимались пресечением использования радиоэлектронных и специальных технических средств, чаще всего – так называемых "радиотелефонов", трубок с большим радиусом действия, которые создавали помехи для других средств связи.

С распространением дешевых мобильных тарифов такие трубки ушли в прошлое, за ненадобностью. Но перед "кашниками" встал новый фронт работ, за который они с радостью и взялись. Весьма сильно "нашумела" в свое время история с изъятием ими большой партии телефонов Motorola, якобы за отсутствие сертификатов. Позже к этому добавилось якобы имевшее место нарушение патента на полезную модель номер 31183, принадлежащего компании RussGPS.

Вся история сопровождалась взаимными обвинениями в шантаже и нарушении патентных прав. Помимо нарушенных патентов, вскоре к обвинениям добавилось некое "вредное для здоровья излучение". В результате часть из изъятых телефонов вернули, а часть – уничтожили, из-за "излучения". Правда, не до конца: значительная доля уничтоженных мобильников выжила и успешно трудится в сотовых сетях; по крайней мере, их IMEI там регистрируются.

Ну, а что было дальше, вы, наверно, помните: обвинения "кашников" в товарном рейдерстве, а Чичваркина – в похищении человека. В итоге опальный руководитель "Евросети" эмигрировал в Лондон, где ждет экстрадиции.

Ловля шпионов

Еще "кашники" занимаются борьбой со "специальными техническими средствами" - они вовсю взялись за "раскрытие" преступлений, предусмотренных статьей 138 УК. Эта статья устанавливает ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни.

Но не всякое такое преступление достойно внимания "кибермилиции", а только то, что предусмотрено третьей частью статьи. А именно – производство или сбыт этих самых "средств". Типичное "раскрытие" обычно выглядит так: милиционеры "раскручивают" людей, занимающихся установкой видеонаблюдения, на то, чтобы они сделали замаскированную под что-то видеокамеру. После чего объявляется, что это была "контрольная закупка", и на "преступника" заводится уголовное дело.

Квалификация подобных действий по статье 138 УК весьма сомнительна. Закон предусматривает ответственность за спецсредства, "предназначенные для негласного получения информации". Но стандартная видеокамера или диктофон к таким "средствам" не относятся. Они не "предназначены", а "приспособлены" для такого сбора информации, а это – две большие разницы. В делах по другим подобным статьям, например, о холодном оружии, эти понятия различали.

Но для оружия по крайней мере была сформировавшаяся методика экспертизы. Для "специальных средств" ничего подобного нет. В результате каждый толкует это понятие в меру своей испорченности. Пресса сообщала об одном приговоре за замаскированную под цветочный горшок камеру, хотя камера там была обычная, то есть не "предназначенная", а "приспособленная" для негласной съемки.

Сейчас уголовной ответственности за "холодняк" нет - а вот размеры кормушки, связанной со "специальными техническими средствами", наш законодатель даже как будто собирается расширить. С 1 января следующего года в силу вступает новая редакция третьей части статьи 138, в которой ответственность предусматривается уже за простое приобретение таких устройств (сейчас под эту статью можно попасть только за приобретение в целях сбыта). Это открывает новые горизонты в деле "контрольных закупок": достаточно дать объявление о продаже "шпионской техники" - и отлавливать покупателей.

Совсем недавно ходили слухи, что некие сибирские милиционеры собираются квалифицировать по 138 статье съемку на мобильник. Это, скорее всего, слухи - но идея перспективная. Одним из распространенных средств борьбы с милицейским произволом служит скрытая аудио- или видеозапись. А что, если такой вот борец в ответ на предъявленные доказательства получит обвинение по 138 статье? Когда надо отмазать своего, такое дело могут возбудить и даже в суд направить.

По отделу на пирата

"Контрольные закупки" устраиваются нашими киберполицейскими не только для приобретения "шпионской техники". Весьма популярны они для "борьбы с пиратством" - но и в этом случае монополию "кашников" постоянно нарушают работники подразделений БЭП и даже линейных отделов милиции. К примеру, проверками предприятий на предмет контрафакта занимается преимущественно ОБЭП, заодно с проверкой всего остального.

Хорошо разбираться в вычислительной технике для того, чтобы провернуть банальное подстрекательство к преступлению и схватить "пирата", вовсе не нужно. К примеру, недавно на Сахалине прошла операция с традиционным названием "Контрафакт", которую проводили подразделения, занимающиеся нарушениями в сфере потребительского рынка. Разумеется, при его проведении былоа изъята куча "пиратской" продукции. Накрыть "точку" с дисками может и участковый – непонятно, зачем здесь какая-то "кибермилиция".

Закрыто на экстремизм

В связи с активизацией "борьбы с экстремизмом" появилась у "кашников" еще одна развлекуха - закрытие сайтов. Из примечательных случаев можно вспомнить "наезд" на портал "Хронос", из-за выложенных отрывков книги "Майн Кампф" Гитлера. Прикол данной ситуации – в том, что "Майн Кампф", вопреки распространенному заблуждению, вовсе не запрещена в России.

Причиной распространения заблуждения стало то, что "труды основателей национал-социалистической партии Германии" отдельно упоминаются в законе "О противодействии экстремистской деятельности". Так-то оно так, но упомянуты они в первой статье закона, а порядок причисления материалов к "экстремистским" и их запрета установлен статьей 13. В которой нет никаких исключений для "трудов основателей". Порядок запрета один: решение суда и включение в "экстремистский список". В котором "Майн Кампф" я сейчас почему-то не вижу...

Как мне кажется, право указывать пальцем на сайт, который срочно нужно закрыть, было дано нашей доблестной милиции совершенно напрасно. Многие из ее сотрудников не в состоянии прочесть и понять простейший юридический текст, как показывает приведенный выше пример. Ну, а что касается установления владельца сайта, то это не такая уж и сложная операция, и держать для этого специальное подразделение совершенно необязательно.

Древнеегипетская милиция

Основная причина ненужности "отделов" – в повсеместном распространении компьютерной грамотности. Для того, чтобы "раскрыть" подавляющее большинство ужасных "преступлений в сфере высоких технологий", нужны самые базовые представления о вычислительной технике. Сотрудник "отдела "К"", таким образом, оказывается в положении выпускницы ПТУ, получившей профессию "оператора ЭВМ", и обнаружившей, что это – вовсе и не профессия никакая – примерно как профессия "писца", актуальная только для Древнего Египта...

"Отделы" создавались для борьбы с "высокотехнологичными преступлениями", но из-за отсутствия специалистов-компьютерщиков занимаются всяким бутором, львиную долю которого сами и провоцируют, стыдливо называя подстрекательство "контрольной закупкой" или "оперативным экспериментом". Совсем-совсем иногда они, конечно, ловят каких-нибудь кардеров, но для этого постоянно привлекаются специалисты со стороны.

...Опальный Чичваркин называет Бюро специальных технических мероприятий и управление "К", "одной из самых коррумпированных организаций правоохранительных органов России". Вряд ли мы сможем когда-нибудь в этом убедиться, увидев рейтинг милицейской коррупции. Но лично мне кажется, что титул самого ненужного милицейского подразделения "кашники" вполне заслужили уже сейчас.

Однако их деятельность начинает выглядеть совсем катастрофически, если посмотреть на то, как они занимаются "раскрытием" так называемых "компьютерных преступлений", предусмотренных главой 28 УК. Но об этом мы поговорим в следующий раз.

разделы: Ноу-хау | Право

Другие ноу-хау

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost