Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Ё-консумеризм

Ноу-хау | 08.09.2011 14:26

"The time you enjoy wasting
is not wasted time!"

Эпиграф из инета (jooilong)

Чем дальше, тем больше становится юзеров, которые "живут" в инете виртуально, чтобы тратить (не только время, но и деньги) реально. Такое явление, то бишь поведение "электронных потребителей" (e-consumers) вполне заслуживает названия Ё-консумеризм. Это не столько само пребывание в Cети (которое также есть потребление "услуг по оказанию связи"), сколько совершение покупок в интернет-магазинах, виртуальный шоппинг (e-shopping). Интернет-пользователи буквально "западают" на разные гаджеты и прочие милые их сердцу и кошельку "прелести", приобретаемые в Интернете - и тем самым демонстрируют симптомы психологической зависимости, именуемой шопингоманией (шопоголизмом).

Не случайно виртуальная шопингомания рассматривается как одна из составных частей интернет-зависимости в целом. Причем сказываются еще и закономерности геотаргетинга: чем зАпаднее находится юзер, тем запАднее он себя ведет, в смысле "западает" на интернет-покупки.

И в этом сетевом экономическом явлении - виртуальной шопингомании - проявляются как закономерные, универсальные черты поведения потребителей (потребитель, несмотря на ожидания некоторых продавцов, не только кошелек, но еще и человек, resp. ничто человеческое ему не чуждо), так и специфические "интернетные".

Что касается закономерностей общих, то очевидно, что они связаны с образом жизни "общества массового потребления". Не в том смысле, что общество "потребляет", пожирает своих граждан - оно всегда это делало :) А в том, что потребление становится главной целью массового поведения, подменяет собой смысл жизни для многих людей. Раньше люди гибли за металл, теперь гибнут за консумеризм. Только гибель при этом из острой перешла в разряд хронической, растянутой по времени - потребители растрачивают жизнь на бессмысленную погоню за брендами, разменивают ее "по мелочи". Можно сказать, что в этом проявляется неразумность современного образа жизни (не будем говорить о неразумности жизни современного человека - каждый решает сам, шопинг на шопинг не приходится).

Специфические же виртуально-шопинговые черты связаны с неразумностью покупательского поведения в Сети. Сюда входят (и боком для потребителя выходят):

(1) Неразумность финансовая - стремление сэкономить копейку, затратив рубль (эффект Канемана). Конечно, этот эффект универсальный, онлайн-офлайновый: жадность, как известно, потребителя сгубила еще задолго до появления WWW. Но в рекламно-маркетинговом пространстве виртуальных продаж за реальные деньги "компечно-скидочное" мышление потенциального покупателя эксплуатируется "на всю катушку", процентов этак на 200 по сравнению с офлайном.

"Нигде на свете, кроме как в инете", распространены (псевдо) скидки и промоутинговые акции, рассчитанные на наивных бездельников, просиживающих скучные часы в унылых офисах или скучных вузовских аудиториях. Именно на них рассчитаны рекламные призывы: "Включайся! Прими участие в акции - сможешь купить айпад/айфон/айдурь всего за 100 уе...!" Точнее, сможешь не купить, а всего лишь получить шанс... Которым сможешь воспользоваться только в том случае, если получишь еще и второй шанс...

Надо также учесть, что при использовании "виртуальных" денег, очень условно именуемых "манями" (правильнее было бы именовать оные "обманями"), их владелец расстается с подобным денежным эквивалентом (суррогатом, эрзацем - нужное подчеркнуть) более легко и охотно, чем с реальными "осязаемыми" деньгами.

(2) Неразумность собственно покупок - благодаря легкости совершения сделки, в онлайне бОльшая часть покупок, чем в офлайне, совершается под влиянием минутного настроения. Придя в себя (как правило, уже после доставки искомого товара), ё-консумер сожалеет о содеянном - ну и зачем мне нужна эта ерунда? Но вынесенный самому себе и своему кошельку финансовый (само)приговор, как правило, отмене и обжалованию не подлежит. Таковы суровые законы рынка - а виртуальный рынок еще более суров, чем реальный, ибо некоторые детали закона о защите прав потребителя в Интернете если и действовали, то лишь виртуально.

Видимо, слезы интернет-покупателей уже всерьез переполнили чашу терпения европейского общества. В Евросоюзе этим летом наконец приняли директиву о защите прав потребителей (Consumer Rights Directive), предложенную Еврокомиссией еще в 2008 году. Данный документ требует от интернет-магазинов одинаково прозрачных отношений с потребителями на всей территории Евросоюза. В частности, все покупатели получат право вернуть непонравившийся товар в интернет-магазин в течение 14 дней. Это касается любых купленных в онлайне товаров, за исключением цифровых, которые уже загружены (музыка, фильмы, софт) - однако и от этих покупок можно отказаться, если загрузка еще не произошла.

Согласно директиве, продавец должен четко информировать покупателей на своем сайте о возможностях возврата товара, а также об условиях функционирования товара. Так, для цифровых товаров должны быть указаны спецификации харда и софта, на которых будет работать покупка, а также информация об используемых системах защиты авторских прав (чтобы не получилось, что песню можно проиграть только на одном компьютере и только в одном конкретном плеере, а покупателю об этом не сказали).

Интернет-магазинам запрещаются различные трюки, которые заставляют покупателей платить за то, чего они не покупали. Кроме того, именно продавцы должны нести ответственность за потерю или повреждение товара при доставке, а сама доставка должна осуществляться в течение 30 дней (иначе покупатель опять-таки может отказаться от покупки).

У европейских стран есть два года, чтобы полностью адаптировать местные законы под данную директиву - с учетом того, что в большинстве стран Евросоюза до сих пор не было подобной защиты для онлайновых потребителей. Даже самое продвинутое в этом смысле законодательство - британское Distance Selling Regulations - придется подправить: британские потребители сейчас имеют право возвращать товары только в течение семи дней, не считая праздников и выходных; теперь же будет 14 дней на возврат.

ОМГ, где это видано, где это юзано? Только не в Рунете... Хотя соответствующий закон в России существует уже 4 года, и во многом он даже похож на британский: у нас тоже есть семь дней на возврат дистанционных покупок. Интересно, многие ли об этом знают, пользуясь интернет-магазинами?

разделы: Ноу-хау | Деньги

Другие ноу-хау

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost