Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

РИТ-2007: день второй, заключительный

Софт | репортаж | 18.04.2007 02:26

Неожиданно для организаторов второй день конференции "Российские интернет-технологии" оказался не менее посещаем, чем первый. Разработчиков вновь встречали прелестные длинноногие брюнетки с ненавязчивой символикой RU-CENTER. Заранее пришедшим пришлось немного подождать окончания подготовки залов ИнфоПространства.

Забегая вперед скажем, что если в первый день властвовал "Яндекс", то вчера отжигал "Битрикс".

"Чего изволите, то и сделаем"

Секцию "Бизнес на веб-разработках" открыл Алексей Сидоренко из группы компаний "Махаон", с докладом "Процесс разработки веб-проектов с точки менеджмента". С помощью "банальностей" (по его выражению) он популярно объяснил методологию. В первую очередь рассказанное относится к малому бизнесу, так как в среднем и крупном интернет-составляющая, оказывается, не играет значительной роли.

Примечательно, что стремительно снижается доля работы программистов в проектах - лишь за последний год она снизилась с 60% до 40%. При этом все большее значение получает труд проектировщиков, которые описывают разработчикам "как надо делать".

Несмотря на то, что доклад был посвящен менеджменту, его ключевой составляющей стало описание схем продажи услуг веб-студий. Существует две основных схемы: "Чего изволите" и "Мы можем сделать как правильно". Первая заключается в подписании технического задания (ТЗ) одновременно с договором, из-за чего на момент подписания ТЗ невозможно даже приблизительно определить сроки, цены и риски. Разработчики соглашаются на "кота в мешке" и лишь с началом разработки выясняется, за что он и взялись. Не исключена и возможность расторжения контракта из-за некомпетентности компании - она берется за то, чего сделать не может. Алексей заметил, что по данной схеме работает большинство российских студий.

Вторая более грамотна - сначала заключается договор и затем происходит проектирование, на выходе которого получается ТЗ. Несмотря на то, что проектирование занимает дополнительное время перед подписанием ТЗ, задание адекватно отражает реалии и поэтому выгодно как заказчику, так и исполнителю. И стоимость проекта должна указываться после подписания ТЗ, а не при заключении договора.

Среди частых ошибок развития веб-компаний была отмечена попытка предоставлять самые разнообразные услуги. Вместо этого необходимо развивать одно направление и специализироваться на нем. К примеру, веб-студия начинает выпускать в коробке свою CMS, хотя разработка коробочного программного обеспечения - вовсе не ее стезя. Это иная бизнес-модель и необходима реорганизация компании.

А для успешного развития не нужно давать программистам возможность оценивать свой труд - они должны писать код, а не думать, нужно переписывать код или нет. Хороший разработчик пытается переписать любой написанный прежде код, поэтому совершенствование кода по инициативе самих разработчиков - процесс бесконечный, убыточный для бизнеса. Главное при разработке - не забывать о масштабируемости, так как подобная недальновидность может "всплыть" очень скоро.

"Не обязательно, чтобы юзабилити нравилось заказчику"

Далее в соседнем зале под руководством Платона Днепровского из UIDesign Group прошло обсуждение работы с usability-подрядчиками, роль которых в любом современном проекте очень важна.

Считается, что необязательно иметь собственных юзабилистов, можно спокойно отдать эту часть проекта на аутсорсинг (ну, такой подход выгоден юзабилистам, само собой; то, что они при этом далеки от проекта и не вникают в детали, обычно принято забывать).

В любом случае, нужно понимать, что процесс разбивается на четыре этапа: сбор требований, синтез решений, валидация решений и поддержка разработки, внедрение. Очень распространенной ошибкой заказчиков является требование выполнять указания до мельчайших требований. Или наоборот, разработка юзабилити остается лишь на усмотрение подрядчика. Также не нужно ожидать от юзабилистов нескольких вариантов интерфейса - это не дизайн, не художественная работа, а четко выверенная система в соответствии с целевой аудиторией. По этой же причине профессионально выполненный интерфейс может не нравиться клиенту - попросту он не входит в целевую аудиторию интерфейса.

С другой стороны, к юзабилистам вполне относится правило про "сапожника без сапог" - по замечанию участника из зала, представленная конференция не в полной мере соответствует правилам, о которых сама же повествует.

Front-end архитектор - что за зверь такой?

По мнению Андрея Оконечникова, в России назрела потребность в архитекторах front-end - коллегой системного архитектора, но занимающегося исключительно данными, которые выводятся пользователю. Поэтому для комплексной работы с front-end архитектору нужно знать все технологии - от HTML и ActionScript до бизнес-логики и юзабилити. Потребность в подобных архитекторах официально не признана и поэтому его обязанности распыляют между прочими разработчиками. При этом выделение отдельного специалиста позволяет значительно повысить производительность труда. Как считает Андрей, уже при команде в 2-3 человека стоит выделять front-end архитектора.

Но дополнительной преградой является отторжение рынком любых "универсальных специалистов", к которым как раз и относится описанная должность. Компании предпочитают узконаправленных работников, которые знают свою нишу в совершенстве, но согласовать работу между собой они самостоятельно не могут.

Документация от мозга костей

Большинство мелких компаний не пишут проектную документацию, из-за чего могут возникать трудности формализации задач. В первую очередь это вызвано тем, что классический подход слишком формален, скучен и непонятен для разработчиков-практиков. Для решения проблемы Денис Бесков-Доронин предложил использовать "истинный холизм", заключающийся в первую очередь в использовании Mind Map и мозгового штурма.

Сотрудникам предлагается создать очень простую радиальную схему дерева, которая может отражать как структуру системы, так и план работ. Созданное дерево можно, к примеру, распечатать, повесить на стену и в течение выполнения проекта зачеркивать соответствующие компоненты - очень наглядно и просто.

В качестве инструментов для создания Mind Map можно использовать Mind Manager, FreeMind или Mind Master.

Высокие нагрузки "Эльдорадо", или "Яндекс" как телевизор

Одним из самых выдающихся и захватывающих докладов всего РИТ-2007 стало выступление Токовинина Михаила из компании QSOFT, главного интегратора "Битрикса" среди проектов с высокой нагрузкой. Данная компания также активно занимается тестированием и оптимизацией ведущей российской CMS для работы под высокой нагрузкой, по заказу производителя проводит тестирования. Самый громкий последний проект на "Битриксе", магазин "Эльдорадо" - тоже их рук дело.

Не успев начать рассказ, докладчик был завален вопросами из зала: "Высокая нагрузка - это сколько?", "Какова посещаемость Эльдорадо?". Отсмеяться не удалось и пришлось отвечать. Так, под высокой нагрузкой в QSOFT подразумевают проекты с 200-300 тысяч хитов в сутки. На "Эльдорадо" же "ходит" 85 тысяч уникальных посетителей при 850 тысяч хитов - 10:1 является стандартным соотношением для интернет-магазинов.

Количественная оценка нагрузки - число хитов в час, так как это позволяет интерполировать результаты и не обращать внимания на резкие скачки.

Основу менеджмента посещаемых проектов составляет нагрузочное тестирование. Даже маркетологи популярных сервисов заботятся о нагрузке - рекламные кампании не запускаются одновременно на нескольких площадках, так как это вызовет огромный наплыв посетителей и система может не справиться с нагрузкой. При этом Михаил сравнил "морды Яндекса и Рамблера" с телевидением - посетителей очень много, а целевой аудитории минимум. В первую очередь такие площадки приобретают для имиджевой рекламы, и поэтому некоторые рекламодатели на "морды" подобных сайтов не ставят ссылки во избежание увеличения нагрузки на сайт.

Для оценки требуемой масштабируемости приложения порекомендовали умножить текущую нагрузку или нагрузку ближайших конкурентов на два. Полученная цифра составит необходимый потолок нагрузки. При достижении 90% от него следует заниматься доработкой системы. Аудиторию также заинтересовали используемые средства для создания повышенной нагрузки. В QSOFT для этого используется 1-3 десктопа с мощными сетевыми картами и программным пакетом OpenStar.

Тайна Liveinternet на MySQL

Гуру Liveinternet.ru на своем докладе были завалены критикой архитектуры. Зал не смог понять причин отказа от прочих СУБД и даже использования устаревшей MySQL 4.0. Благо, Андрей Гурьянов сообщил о возможном обновлении до 4.1.

Но в остальном ситуацию исправить не удалось - зал гудел от возмущения, потому что плюсы и минусы прочих СУБД представители liveinternet так и не объяснили.

"Парней так много холостых, а я люблю женатого!"

Доклад о фрилансерах вызвал ажиотаж - тема оказалась не просто актуальной, но и хорошо освещенной Антоном Мажириным из Free-Lancer.ru. По его мнению, лучше даже не рассчитывать на фрилансеров в долгосрочных проектах, так как даже очень хороший и ответственный фрилансер может пропасть в неудобный для работодателя момент. На долгосрочные проекты лучше всего брать программистов, причем как минимум 25 лет, с женой и детьми. Главное - такой человек не пропадет бесследно.

Лучше всего использовать фрилансеров на краткосрочных работах в 1-2 дня - до утра сверстать тройку шаблонов или нарисовать баннеры. Если в Европе заключение договоров стало обычной практикой, то в России этого нет, и обе стороны несут риски.

Наиболее оптимальная и слаженная работа достигается при коллективе в 3 человека. Каждый точно знает свои обязанности и не мешает другим.

Тяжелая артиллерия "Битрикса"

Стоит напомнить, что "Битрикс" стал серебряным спонсором конференции, и поэтому он довольно плотно зомбировал участников. Апогей наступил под конец второго дня - во время розыгрыша основной частью призов оказались не полезные сумки от Microsoft и футболки от masterhost, а коробочный "Битрикс".

Сразу же после окончания вручения спонсорских призов начался круглый стол по выбору готовой CMS или создания своей. К удивлению участников, в обсуждении принял участие глава компании "Битрикс" Сергей Рыжиков. Участникам взгрустнулось - "выбор" свелся к описанию всех преимуществ "Битрикса" и замалчиванию недостатков - неудобная система лицензирования, излишняя функциональность и монструозность админ-панели в случае использования на небольшом сайте. В общем, удобство для пользователя - не на первом месте, мягко говоря.

Безусловно, "Битрикс" - хорошая отечественная CMS. Но не нужно рассматривать ее как панацею. При принятии решения об использовании той или иной системы нужно взвешивать все "за" и "против" - открытость кода, цену, безопасность. Примечательно, что руководитель круглого стола, Андрей Шипилов, после ухода Рыжикова сказал, что на собственном сайте он не стал бы использовать "Битрикс".

Почитать, посмотреть, послушать

Организаторы конференции серьезно позаботились о распространении материалов конференции. Во время докладов и мастер-классов сотрудники RuTube.ru вели трансляции (правда, доступные не всем - сотрудникам "Вебпланеты", оставшимся в редакции, получить картинку так и не удалось). Впоследствии начнется распространение видеозаписей на коммерческой основе. Презентации из докладов скорее всего будут выложены на сайте конференции в свободном доступе.

разделы: репортаж | Софт
Материалы по теме

РИТ-2007: день первый

Другие репортажи

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost