Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Online Retail Russia: Через тернии к покупателям

Деньги | репортаж | 15.04.2011 18:30

Сейчас в это уже не очень-то верится, но попробуйте вспомнить: всего несколько лет назад Интернет в России был игрушкой для гиков, а вовсе не средством массовой информации и коммуникации для всех и вся: бизнесменов и клерков, чиновников и школьников, бабушек и дедушек. История помнит несколько великих переселений народов в Рунет, и одно из них, самое массовое, произошло совсем недавно, 3-4 года назад, благодаря крупнейшим социальным сетям – «Одноклассникам» и «ВКонтакте».

"Вот сейчас-то все и начнется! - думали в те светлые докризисные деньки старожилы и деятели Рунета – Люди поиграют в игры, пообщаются со всеми друзьями детства и первыми любовями, устанут от пустых разговоров и наконец-то займутся делом: будут кликать на баннеры, переходить по ссылкам, и, самое главное, покупать». Причем буквально все: от продуктов и косметики до автомобилей, недвижимости и земельных участков в Восточной Сибири. Это ведь так удобно – покупать в Интернете, и очень перспективно".

Перспективы у онлайн-ритейла, действительно, самые радужные. По данным февральского исследования Forrester, этот рынок в США в период с 2010 год 2014 год будет расти стабильно на 10% в год, в Западной Европе – на 11%. Через 3-4 года рынок в Штатах вырастет до 250 млрд долларов (в 2009 – 155 млрд), в Европе – до 156 млрд долларов (в 2009 – 93 млрд).

В России как будто тоже красиво вырисовывается: онлайн-магазины, считают эксперты «Финама» (исследование от сентября 2010 года), позволят продавцам избежать целого ряда ограничений и ограждений, установленных на пути к покупателям заботливыми авторами свежей версии закона «О торговле».

Тем не менее, у ритейлеров, работающих в Интернете, есть масса проблем. Их обсуждению была посвящена пленарная сессия «Современные стратегии развития онлайн-торговли в стране и мире» на конференции Online Retail Russia 2011, проходящей в Москве 14-15 апреля. В обсуждении приняли участие: Феликс Мучник (Softkey), Михаил Уколов (Ютинет), Камиль Курмакаев (Wikimart), Игорь Карпачев (Allegro MAIL.RU e-Commerce Group), Владимир Рюмин («Утконос») и другие уважаемые специалисты по продажам товаров населению.

Дураки и дороги

Amazon в российских реалиях появится еще не скоро, считают участники дискуссии. Причина – в этих самых реалиях. Инфраструктура онлайн-торговли в России пока не созрела, причем по многим аспектам.

Например, все ритейлеры страдают из-за отсутствия нормальных операторов доставок: как только компания-продавец выходит на некий, условно «большой» уровень продаж, логистика начинает хромать, а клиенты не получают (в срок и без накладок) заказанные ими товары. «В России просто нет качественных логистов с хорошим сервисом и бесперебойной работой», - говорят ритейлеры.

Кроме того, покупки в Интернете пока что, в основном, работают только в трех регионах: Москве, Московской области и Санкт-Петербурге – хотя доля Москвы в последнее время падает, а регионы медленно, но подтягиваются (тем более, что ШПД сегодня есть почти во всех крупных городах).

Еще одна проблема – отсутствие нормальных платежных систем. Народ втягивается в интернет-покупки медленно как раз из-за того, что самым удобным способом оплаты в 2011 году остаются терминалы.

Но основная проблема онлайн-торговли реальными товарами сегодня заключается в самих продавцах. Они не хотят вкладывать деньги в развитие бизнеса, наивно полагая, что «в Сети дешево» и можно обойтись минимальными вложениями. Информационные системы сетей и магазинов не готовы к наплыву посетителей.

Продавцы часто грешат тем, что считают своих клиентов, существующих и потенциальных, «неподготовленными» к покупкам – они, дескать, искренне верят в то, что могут найти в Интернете что-то дорогое по низкой цене, находят предложения нечестных товарищей или просто остаются недовольными сервисом. Но это, вообще-то, не вина покупателей: они всегда и везде, во все времена, искали лучшее по самой выгодной цене, и едва ли их можно за это винить. «Магазины могут меняться, а вот покупатели не поменяются никогда» – это аксиома.

Продавцы часто не работают со своей целевой аудиторией, а пытаются замахнуться на «весь Интернет» - и это тоже неправильно.

Дальше – больше. В Рунете нет нормальных рекомендательных сервисов («Имхонет», по-видимому, не в счет, потому что скорее про искусство, чем про бизнес) и сервисов вообще. Сколько сегодня в Рунете по-настоящему хороших сервисов онлайн-магазинов? Их нет, потому что в удобные инструменты нужно вкладывать деньги, а этого, как уже упоминалось выше, делать никому не хочется. Хотя это как раз то, в чем компании, предлагая товары клиентам, должны конкурировать между собой (а вовсе не ценами на товары, как считают некоторые).

Резюмируя: ребенок онлайн-ритейла вырос, и уже не писает в подгузники, но, «вместо того, чтобы пойти в приличную школу, пока что пьет портвейн с гитарой по подъездам».

Куда поедем?

Эксперты видят несколько направлений, в которых все должно меняться, улучшаться и просто появляться. Перечислим их:

1. Устаревшие правовые нормы не учитывают специфики онлайн-рынка и мешают его развивать; участники конференции обещали "ряд законодательных инициатив" на эту тему.

2. Логистика – сейчас все дорого, медленно и не эффективно.

3. Широкополосный доступ – без него никак, и мобильный Интернет, популярный в регионах, не спасает.

4. Сервис и обслуживание отстают лет на 10, и это то, что необходимо менять.

5. Платежные системы должны стать более удобными и массовыми.

6. Ритейлеры должны научиться продавать «простым» людям, а не любопытствующим гикам.

7. Кадры: профессионалов на рынке катастрофически не хватает.

8. Поставщики товаров должны менять свое отношение к Интернету: сегодня они к онлайн-коммуникациям относятся скептически.

9. У курьеров должна быть при себе сдача.

В общем, если верить участникам конференции, они уже осознали задачи, и вскоре (обозначенный срок – 2-3 года, но интересные проекты могут появиться уже в этом году) все будет хорошо. В конце концов, у Amazon и eBay тоже не все за день получилось.

разделы: репортаж | Деньги

Другие репортажи

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost