Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

CeBIT'07: Россия против индусов и обмытый камень

Деньги | репортаж | 19.03.2007 19:35

Ключевым событием для российской прессы, которая освещает ганноверскую IT-выставку CeBIT, является то, что Россия в этом году стала ее страной-партнером. Привело это к тому, что на ее открытие со стороны России ждали президента Владимира Путина, а со стороны хозяев - Ангелу Меркель. Канцлер Германии не подкачала, а вот вместо Путина немцам пришлось довольствоваться вице-премьером Сергеем Нарышкиным.

Сотрудничество России с организаторами CeBIT выглядит особенно ироничным в свете давних российских традиций ведения IT-бизнеса и относительно недавних скандалов с компанией Siemens. Не секрет, что в России технологическое партнерство зачастую строится на взятках и откатах с контрактов, так что дружба, зародившаяся в тот момент, когда одну из крупнейших технологических компаний Германии трясут из-за коррумпированного менеджмента, более всего походит на партнерство электровилки с розеткой.

CeBIT и государство

Но как бы то ни было, Россия в Ганновере отметилась не только неприехавшим Путиным, но и действительно возросшей маркетинговой активностью. Отлично прошло распространение пакетов красного, синего и белого цветов - их действительно часто можно было увидеть на выставке. Существовала и секретная игра - сбор матрешек на российских стендах. Разобранные фигурки выдавались посетителям, которые прямо их просили, и, при некотором упорстве, вполне реально было собрать себе полный комплект сувенира. Неплохая внешне инициатива, оказалась откровенно вредительской - каждую минуту разговора подходили посетители, являющиеся по виду типичными халявщиками, требующие "матроску".

Помимо маркетинговых акций, занималась Россия и непосредственно выставочной деятельностью. Особенно выделялись два стенда - Министерства образования и Минсвязи. Если первый более всего похож на принцип "бедненько, но чистенько" в действии, то стенд Минсвязи выглядел достойно - в нем присутствовали площади для прослушивания выступлений на тему российских инноваций, симуляция деревенской школы-сруба от РТКОММ'a, занимающегося реализацией национального проекта "Образование", и проекты IT-парков, которые являются реализацией национальной программы по развитию IT-отрасли. Официально ситуация с нашими технопарками обстоит весьма радужно: есть компании, которые заинтересованы в их развитии, из бюджета выделяются средства на проектную документацию и все идет по плану. Однако с реальностью красивые макеты соотносятся не очень хорошо, ибо, по меткому выражению одного из стендистов, дмитровский технопарк находится в состоянии, которое описывается словами "заложили камень и обмыли".

Дмитровская IT-деревня - не единственный рай для специалистов, чей проект присутстовал на российском стенде: был представлен и черноголовский технопарк, макет которого выставлялся без подписи. По не менее меткому выражению, анонимность его обеспечивается не просто так, а "чтобы потом не было мучительно стыдно". Возможно, что здесь даже с камнями дело обстоит не очень хорошо.

Что еще должно быть обидно для реализаторов национальных проектов, так это то, что не все компании проявляют к ним тягу. Так, когда у РТКОММа из-за слишком активно пользующихся интернетом школьников случились проблемы с каналами, и он обратился к оператором с просьбой, сдать в аренду канальные мощности, "Транстелеком" (ТТК) предложил воспользоваться от Москвы до Хабаровска его каналом шириной в 64 Кбит. Впрочем, "Транстелекома" на стенде Минсвязи не было, так что в следующий раз будет думать, что и кому стоит предлагать.

CeBIT и бизнес

Тем не менее Россия, которая по уверениям организаторов, привезла на выставку более 150 экспонентов, стала четвертой по многочисленности страной-участником. Не совсем понятно, как осуществлялись эти подсчеты - так, на стенде компании "Руссофт", который, строго говоря не является компанией, а объединением российских фирм, занимающихся изготовлением программного обпеспечения на заказ, можно было пообщаться с несколькими участниками ассоцииации. Можно найти на выставке и стенды, где представляются продукты, полностью созданные российскими программистами, но которые настолько ориентированы на немецкий рынок, что на их стенде нельзя обнаружить ни одного русскоговорящего человека.

Именно на CeBIT четко видно деление российских программистских продуктов на две группы: разработка ПО на заказ и выпуск самостоятельного изделия с продвижением на рынок. Фирмы, которые производят заказное ПО, к CeBIT'у подходят немного по разному. Если Дмитрий Лощинин, президент компании Luxoft, считает выставку более всего брендинговым мероприятием, несмотря на то, что оборот за последний год, приходящийся на европейских заказчиков, составил 50 процентов, а годом ранее лишь 24. Для питерских офшорных программистов из компании "Рексофт", по словам Светланы Вронской, директора по корпоративным коммуникациям, Ганновер это место встреч со старыми партнерами и лишь первый шаг к приобретению новых: "От первого контакта до подписания заказа в нашем бизнесе проходит от полугода до полутора лет, поэтому CeBIT, разумеется, не то место, где заключаются контракты, но зато мы можем здесь за несколько дней пообщаться со всеми теми, кто сейчас является нашим партнером - в этом смысле CeBIT уникален".

Россия сейчас занимает третье место в мире по объемам офшорного программирования вслед за китайцами и индусами. Обусловлено это тем, что российские программисты дешевле западных, обладают высоким уровнем квалификации и схожим менталитетом. При этом, в отличие от других стран Восточной Европы, рынок труда в России намного больше, поэтому при появлении новых игроков на рынке цены на персонал увеличиваются незначительно, да и вступление в EC, как Венгрии, которое приводит к росту расходов на персонал, нам в ближайшее время не грозит. Китайцев и индусов российские программисты бьют порядком и географической близостью: практически из любой страны Европы можно долететь за один день до Санкт-Петербурга или Москвы, провести встречу и в тот же день вернуться обратно. Что же касается цен на разработку, то, по мнению Дмитрия Лощинина, они не являются для европейских заказчиков главным критерием, для них важнее качество, которое те же индусы, в среднем по отрасли, обеспечить не могут.

Второй подход, изготовление продукта и его продвижение на немецком рынке, также популярен среди отечественных компаний. Пожалуй, именно они и являются наиболее заметными экспонентами из России. При этом размер доходов, которые они получают на европейском рынке и относительно малое число посетителй из России на CeBIT, позволяет им иногда и отказываться от корней. Так на стенде компании Acronis, производящей утилиты для работы с жестким диском, не удается найти русскоговорящих сотрудников, помочь могут лишь находящиеся рядом их технологические партнеры из компании SWsoft (рядом находится еще один партнер - Parallels, о русскоязычном происхождении которого догадаться вообще невозможно. При этом продаваемый продукт полностью сделан в России. Такая ситуация естественна - одна из наиболее популярных на зарубежном рынке российских IT-компаний Abbyy, по словам ее генерального директора Григория Липича, сначала выпустила успешные программы, которые смогли захватить российский рынок и лишь потом был осуществлен выход на западный рынок, причем всю маркетинговую и медийную поддержку компания передала своим локальным партнерам.

Можно действовать и иначе - , например, создало свою немецкую дочку 1С Germany GmbH и планирует выпустить осенью свой продукт для управления предприятием. Заточка под немецкий рынок настолько остра, что сравнивать новый продукт с какой-либо отечественной продукцией 1С стендисты отказываются, а раздаточный материал отпечатан лишь на немецком языке. Более похоже на Abbyy действует "Лаборатория Касперского", которая на рынке Германии проигрывает лишь Symantec, но добирает дополнительные деньги за счет лицензирования своего движка другим антивирусным компаниям. С первого взгляда, решение может быть и нелогичное - коробки других производителей могут отъедать рыночную долю у своего "родителя", с другой стороны - за каждую такую проданную программу, российская компания получает деньги.

Вообще, одним из самых главных событий, связанных с информационной безопасностью, можно считать выход на этот рынок Microsoft и бледное присутствие на CeBIT вышеупомянутого Symantec, у которого второй квартал подряд происходит ухудшение показателей. Ситуация с Symantec уникальна - за последние два квартала компания снижала объемы продаж, чего раньше никогда не происходило, при этом компания покупала другие фирмы, которые должны были обеспечивать увеличение оборота. Инвесторы отреагировали на такое положение вещей достаточно нервно, в результате чего капитализация Symantec упала с октября 2006 года с 22 миллиардов долларов до менее чем 16 миллиардов. Выход же Microsoft на рынок безопасности, неоднозначен. Из-за широкой популярности ОС корпорации все равно будут постоянно ломать, однако если раньше все шишки сыпались на производителей программного обеспечения, то теперь попреки за недостаточную безопасность будет получать сама Microsoft, обеспечивая тем самым распространение идеи о том, что операционная система Mac OS X от Apple более защищена, полагает Наталья Касперская, генеральный директор "Лаборатории Касперского".

CeBIT и смерть

В этом году CeBIT проходит под знаком смерти - хорошим тоном считается сочувственно поцокать языком и сказать, что в будущем выставка будет уже не та - организаторы планируют отказаться от потребительских товаров в пользу демонстрации наиболее инновационных продуктов. И вообще, дух выставки в целом "уже не тот". Посетители это не подтверждают - за первые несколько дней их было на 10 процентов больше, чем за соотвествтующий период прошлого года, а неучастие крупных производителей компьютерной техники, таких как Dell и Lenovo можно объяснить тем, что им не очень хочется выставлять свою продукцию рядом с теми стендами, где находятся те, кто на самом деле произоводят эти компьютеры: не секрет, что мониторы и компьютеры того же Dell, собираются на Тайване и в Китае совсем другими производителями, а от того же Dell на изделия наносится лишь название. Так что говорить об умирании CeBIT придется в основном тем, у кого на стендах никого нет, а остальным надо в мыле постоянно общаться с теми, кто к ним заходит. Сложно сравнивать, не побывав на предыдущих выставках, но места, где за несколько дней можно обозреть всех своих конкурентов и познакомиться с новыми партнерами по IT-бизнесу, больше, пожалуй, не существует. И лозунг CeBIT, "Главное бизнес-событие цифрового мира", вполне имеет право на жизнь.

разделы: репортаж | Деньги

Другие репортажи

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost