Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Размышления о гео-сервисах

Сервисы | обзор | 21.01.2008 14:48

There is a house in New Orleans. They call the Rising Sun...

В головах некоторых рунетчиков очень сильно противопоставление онлайна и оффлайна. Столь сильно, что споры о природе этих понятий переходят в застольные холивары, схожие с разговорами о душе и теле вековой давности. Впрочем, разделение на "то и это" свойственно всей западной цивилизации, ее традиция богата примерами, как надо делить.

Восток — в нашем случае традиционный Китай — не знал противопоставления души и тела, не знал разделения «того и этого» миров, не знал и «единого Бога», т.е. разделения творца и творения. Целостное, в пределе своём доходящее до паноптического, восприятие жизни и ее движения — характерная черта Дальневосточной цивилизации. Она явно прослеживается и по сей день. Лучшая иллюстрация тому — Япнет, японский сегмент Интернета, одной из основных черт которого является эффективное использование карт, позволяющих привязать оффлайновые объекты к онлайновым сервисам. В результате, Япнет во многом представляет собой цифровой онлайновый инструмент для работы с реальными объектами в оффлайновом мире. Очень удобно.

В этой статье речь пойдет о потенциале, который несёт в себе использование карт для онлайновых сервисов, ориентированных на работу с реальными объектами. Текст представляет собой скорее размышление о пути, нежели уже проложенный маршрут. Возможно, автор далек от оригинальности и повторяет чьи-то мысли, если это так, то отношусь к ним с уважением.

Скорости ради можно просто обратиться к предпоследнему абзацу статьи, если читать и размышлять особого желания нет. А примеры картографических сервисов, появившихся за последние годы в Рунете, можно найти в блоке ссылок "Материалы по теме" под этой статьей.

От геотаргетинга к гео-сервису

Геотаргетинг — это когда пользователю подсовывают информацию чаще рекламного характера из его региона, определив IP пользователя.(Расхожее понимание геотаргетинга).

Недавно набрал в Yandex.ru слово «геотаргетинг». Хотел узнать, в какой шкуре зверь нынче сей. И увидел на первом месте «релевантный» результат, который там разместил какой-то SEO-шаман с предложением купить его базу гео-IP. Пример показательный: действительно, пока в Рунете использование географических данных находится в зачаточном состоянии и, по сути, сводится к нескольким Yandex.Картам, кучкам баз с гео-IP и немногим случаям применения Google Maps. Упоминание слов с корнем «гео» в контексте сервисов Рунета в большей части случаев вызывает ассоциацию с подсовыванием пользователю рекламы из его региона. Корень этой тенденции лежит, во-первых, в том, что Россия — «островное государство», а, во-вторых, и эта вторая причина самая главная, Рунет концептуально делался как онлайн, в котором все не так, как в оффлайне.

Эта тенденция в следующие три года будет сходить на нет. И ее предтечи — расцветающие буйным цветом социалки, где каждый человек помечен не столько именем и родом деятельности, сколько географическими координатами: школы, ВУЗы, города. В социалки пришли люди, которые хотят в онлайне увидеть оффлайн. Т.е. просто нормальная, а не концептуальная, публика, она пока еще, не вошедши во вкус, хочет простых вещей: узнать, где наши. Дальше захотят ответов на другие вопросы с «где». Вот эти люди, которых будет с каждым годом все больше, станут потребителями гео-сервисов.

Гео-сервис — сервис, средой работы которого являются географические карты, отображение объектов или придатков сервиса на местности. Корявое определение получилось...

С развитием гео-сервисов геотаргетинг обретет своё продолжение и превратится в целостный продукт, который не только определяет, откуда пришел человек, и, благодаря которому пользователю выводится региональный контент, но и расширяет поле зрение человека на окружающую его геоторию, превращаясь в новый инструмент исследования окружающей местности: подзорная труба с возможностью взаимодействовать с обнаруженными объектами.

Радость конкретики

Идея делать сервисы с картами для Рунета не нова. Сколько лет на Dirty.ru висит карта — уже и не припомнить, да и на многих других ресурсах были попытки внедрить карты. Правда, в большинстве случаев они играли роль подъездной стены: «я здесь есть!», и не предлагали какой-то полезной информации. Какой прок знать, что Серёга в Праге, а Петя в Австрии? Ну, узнал, что дальше с этим делать?

Пробежимся по примерам возможного использования гео-сервиса.

Гео-сервис для автолюбителей — вполне возможная и прибыльная перспектива. Все, с чем сталкивается человек за рулем, можно разместить на карту, от этого вывод информации из абстрактных адресов превратится в конкретные «визуальные» объекты. Удобно, практично. Пробки — это, конечно, очень интересно. Но объездные маршруты — полезнее, отзывы о сервисах — приятнее, свободные парковки — заманчивее.

Гео-сервис, работающий в паре с поисковиком, тоже вполне возможен. Вводите свое место положение и ищите ближайшие необходимости: магазины, знакомых по социалке, хостинговые площадки, склады с оружием, камеры наружного наблюдения, сачкующих сотрудников, приятных девушек и т.д. Вариантов использования гео-сервисов в упряжке с поисковыми технологиями довольно много.

Справочный гео-сервис — каталог предприятий с картами. Номера домов улиц со странными названиями превращаются в точки на карте, в маршруты, ориентиры, и становится понятно: куда ехать, что можно увидеть по дорогое, и где еще можно поискать аналогичные предложения.

Гео-сервис для социальных сетей. Практически все события, происходящие в соцсетях можно положить на карту, проиллюстрировать с ее помощью и даже построить на ее основе навигационную систему по социалке. Но главное — монетизация траффика. «Вы собрались встретиться с друзьями. Выберите свой ресторан, кафе, место отдыха для шашлыка и т.д.» Дальнейшее можно додумать самостоятельно.

Вот несколько простых примеров использования гео-сервисов. Настолько простых, что напрашивает вопрос: что же их никто толком-то не делает, и нужны ли они вообще?

Почему нет?

Границы применимости

Гео-сервис — это подзорная труба с функцией взаимодействия, с ее помощью вы приближаете к себе объекты, которые невооруженным глазом увидеть нельзя и работаете с ними. Здесь три ключевых момента: объекты, удаленность и взаимодействие; сводятся они к одному: конкретная информация. Гео-сервисам предстоит иметь дело с конкретикой, которой невозможно манипулировать на «короткой» дистанции, создать ее самим нельзя, только набирать, структурировать и обновлять. Абстрактная информация останется вне их поля деятельности. Последняя пока в Рунете в значительно большем количестве, поэтому радужного прорыва гео-сервисам ждать не приходится, надо будет поработать. Их аудитория — люди, которые только-только стали приходить в Рунет.

Сложно представить, какой толк от гео-сервиса будет для, скажем, Ozon.ru, который имеет дело только с объектами и временем. Пространственное измерение не охватывая. Но сайт-надстройка, работающий через несколько подобных площадок, и, включающий в себя предложения более мелких сайтов и даже частные объявления, сможет эффективно использовать пространственное измерение, введя категорию «отсюда доставка быстрее».

Интересным может быть применение гео-сервисов на общероссийских площадках с частными объявлениями: сортировка товаров по ближайшим к пользователю продавцам, или местам вывоза, маршрутизация (как добраться и где забрать) и т.д.

И всё-таки: почему их нет?

Гео-сервисы в сегодняшнем Рунете не работают. Тому есть много причин. Скажу лишь о тех, которые кажутся наиболее явными:

  • можно сделать дешевле,
  • карты пока технологически не так развиты,
  • всё это будет только тормозить,
  • нет аудитории,
  • и, наконец: массовость чистого гео-сервиса сомнительна.
  • Полагаю, что можно выделить еще массу причин, вплоть до того, что привычнее писать тексты, ведь они же контент, и, вообще, «командная строка рулит, юзабилити для домохозяек!», траффик (не люди, замечу) идут на чернуху-желтуху охотнее, с абстракциями проще работать. Все эти причины скорее субъективного (денежного, непрофессионального, недальновидного, привычного, быстрофинансового) характера. Технологические аспекты использования гео-сервисов сейчас уже позволяют делать готовые «продукты».

    Итак, если одно из сделанных в статье допущений — в Рунет начали приходить люди, которым в скором времени потребуются ответы на конкретные вопросы — верно, то в следующие два-три года, возможно, и в более короткий срок, нас ожидает появление многих самостоятельных и дополнительных гео-сервисов, оперирующих картами. Скорее всего, тенденцию обозначат именно дополняющие гео-сервисы, т.е. те, которые «прикручены» к основным на ресурсе.

    Кстати, зачем ждать год-два? Почему бы прямо сейчас не заказать себе суси из ближайшего японского ресторана, воспользовавшись не винной, но ресторанной картой?

    разделы: обзор | Сервисы
    теги: Web2.0
    Материалы по теме

    Вопросы и ответы: Как получить снимок местности со спутника
    Реинкарнация "тесного мира"
    Русские карты Google: сравним с "Яндекс.Картами"

    GPS убивает детей
    Российские военные мешают зарубежным картографам
    Microsoft расширит виртуальные владения за счет Multimap
    SKCG представляет "Новый год на карте"
    Google Maps найдет тебя без GPS
    Таксисты будут "собирать пробки"
    «Банки на карте» — новый сервис от Banki.ru
    Mos2.ru вышел в новой "социальной" версии
    В Риме протестировали карту человеческих потоков
    Соседи-Онлайн.Ру расскажут о жизни каждого района
    Кулинары отметят вкусные места на карте
    Мечтатели из FortiusOne грезят о "социальной географии"
    Google начинает считать пробки
    Туалеты "Макдональдса" можно найти на карте
    Сравнение с Google Maps завалило русские космоснимки

    Rambler обновил сервис карт
    Mail.ru открыл свои карты
    "Яндекс" поставит оценки пробкам
    «Яндекс» покажет на карте теракты и концерты
    Конкуренты Google Earth готовятся выйти на рынок
    Geoportail - французский ответ Google Earth
    Карты раскрыты, господа!
    Yahoo! покажет на карте каждую собаку
    Карта мира с «горячими точками»

    Другие обзоры

    Последние комментарии
    об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

    Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

    хостинг от .masterhost