РАЗДЕЛЫ
Архив
|
Creative Commons: музыка для всех и даромИгорь Крейн, Владислав Михеев В это сейчас нелегко поверить, но каких-нибудь сто лет назад проблемы защиты авторских прав фактически не существовало. Хотя бы потому, что далеко не каждый мог, например, снять копию с патефонной пластинки - проще и дешевле было пойти и купить новую. Распространять чужие фотографии без разрешения тоже было затруднительно: даже если ты каким-то хитрым образом незаконно отпечатаешь несколько копий - ну кому ты их, в самом деле, распространишь? Двум-трем знакомым? Теще? По мере развития технологий картина стала меняться. И в наши дни любой обладатель фильма, фотографии или музыкального альбома непосредственно в домашних условиях может получить сколько угодно копий, причем их качество может быть идентично качеству оригинала. Ну а при наличии домашнего Интернета появляется и возможность поделиться хорошей музыкой или свежим фильмом со всеми желающими. Казалось бы, все отлично, все должны быть довольны. Но почему-то находятся люди, которых такое положение дел не устраивает. Речь идет о правообладателях. Если открыть ленту новостей любого компьютерного интернет-издания, то почти наверняка наткнешься на подборку сообщений такого рода: "домохозяйку оштрафуют на сто тысяч долларов за распространение двух песен через файлообменник", "любительский видеоролик удалили из социальной сети за незаконное использование музыки", "провайдер заблокировал сайт за то, что его владелец незаконно... распространял собственные произведения". Последняя новость, хотя и звучит не слишком правдоподобно, не выдумана: сравнительно недавно некий провайдер в США и в самом деле Другие правила Нам кажется, что со временем таких перегибов будет все больше и больше. Складывается ощущение, что в так называемую "цифровую эпоху" поборники копирайта больше заботятся о том, как бы всех переловить и примерно наказать. Но лучше бы они направили свою энергию в более продуктивное русло, то есть задумались о новых путях распространения, которые устраивали бы и их, и потребителей. Вспомните, как содрогнулись создатели фильмов, когда появились первые видеомагнитофоны. Настоящий кошмар: любой желающий без спроса мог записать с телевизора что угодно (и даже - о ужас! - вырезать всю рекламу) и потом совершенно бесплатно смотреть и пересматривать в свое удовольствие. И лишь годы спустя до них дошло, что продажа продукции на кассетах может принести неплохие деньги. Наверняка и текущие проблемы правообладатели могли бы решить, если бы занялись делом, а не судились с домохозяйками направо и налево. К счастью, кое-кто уже понимает, что новые времена требуют нового подхода. И в первую очередь это осознают те авторы, для которых имеет значение не столько получение прибыли, сколько то, чтобы их произведения были доступны и известны. Тем более что с наличием массы электронных средств для создания музыки и фотографий, фотографов и музыкантов во всем мире развелось столько, что далеко не каждый из них вообще может всерьез думать о распространении своих работ на коммерческой основе. Другая сторона вопроса - сотрудничество и создание работ на основе чужих произведений. Сейчас, когда едва ли не любой владелец домашнего компьютера может создвавать ремиксы музыкальных композиций и лепить "фотожабы", этот вопрос тоже достаточно актуален. Копирайт в таких делах только мешает, поэтому вполне естественно появление лицензий, не только позволяющих, но и по сути стимулирующих свободное распространение творческих работ. Оставим сейчас в стороне обширную тему open source, а сосредоточимся на более молодом, хотя уже и не новом течении. Старт новой парадигме дал в начале этого века американский профессор права Лоуренс Лессиг. "Вебпланета" уже рассказывала о его идеях после презентации русской версии книги Лессига " Скажем, если произведение распространяется по лицензии CC-BY, это означает, что его можно сколько угодно скачивать, распространять, публично демонстрировать, проигрывать в кафе или на корпоративном мероприятии, перерабатывать в свое удовольствие и даже, если сильно припрет, записывать на компакт-диски и продавать. Условие в данном случае только одно: указание авторства. Пример: вы скачали композицию, защищенную лицензией CC-BY, и использовали ее в качестве фоновой музыки в своем видеоролике или (ну, мало ли) художественном фильме. Вы можете продать этот фильм или разместить на видеохостинге, и не нарушите этим никаких законов, если не забудете указать в титрах фамилию автора композиции. Лицензия СС-NC означает все то же самое, но с однозначным запретом на коммерческое использование. Иначе говоря, если вы утащили откуда-то фотографию, чтобы продать своей теще за миллион долларов или использовать в рекламе агентства недвижимости, знайте, что это будет противозаконно. Лицензия СС-ND запрещает создание производных работ. То есть скачанную фотографию нельзя "фотожабить", а музыку нельзя "ремиксить". И наконец, лицензия СС-SA означает, что произведения, созданные основе чужого творения, защищенного такой лицензией, можно распространять только на тех же условиях, что и оригинал. Эти четыре лицензии, а также их сочетания, предоставляют и авторам, и аудитории массу возможностей. Неспроста же небезызвестный Трент Резнор и группа Nine Inch Nails выпустили свой альбом Ghost I-IV именно под защитой лицензии Creative Commons. Конкретно был использован тип лицензии CC-BY-NC-SA, то есть, еще раз, любой желающий может спокойно скачивать, распространять и перерабатывать композиции этого альбома на некоммерческой основе, при обязательном указании авторства и с условием распространения производных работ под такой же лицензией. Самое интересное, что за все вышеперечисленные "злодеяния" никого не отдадут под суд и не оштрафуют. Как найти? Конечно, найдутся желающие возразить, мол, одного Трента Резнора маловато будет, даже вместе с "Гвоздями". Но он вовсе не один. Для кого-то это, возможно, будет сюрпризом, но на сегодняшний день насчитываются тысячи, а то и десятки тысяч СС-проектов. Чтобы в этом убедиться, достаточно зайти в Другое дело, что с помощью традиционных поисковых систем не так-то просто сориентироваться во всем этом - особенно в музыке, которую, в отличие от фотографий, нельзя оценить, бросив беглый взгляд на экран. Поэтому для поиска музыкальных композиций лучше воспользоваться специализированными сервисами. Чтобы первое знакомство с Creative Commons было приятным, можем посоветовать заглянуть на ресурс Об альбомах звезд первой величины речи здесь, конечно, не идет - им, в основной массе, и без Creative Commons отлично живется, - но и откровенного мусора здесь не так уж много. Во всяком случае, благодаря продуманному интерфейсу, есть возможность обходить весь имеющийся на сайте шлак стороной. На главную страницу выведены наиболее популярные на прошедшей неделе альбомы. В нижней части страницы есть ссылки на альбомы, загруженные музыкантами из той страны, в которой находится данный конкретный посетитель сайта, ранжированные по популярности. Но пользоваться ссылками с "морды" мы не рекомендуем: сайт не знает ваших музыкальных предпочтений, а потому есть риск нечаянно вляпаться во что-нибудь чересчур альтернативное. Поэтому мы советуем перейти сразу в раздел "Музыка". Интерфейс сайта интуитивно-понятный, тут особых проблем быть не должно. Заходим, к примеру, в подраздел "Теги" (т.е., в данном случае, музыкальные жанры), выбираем "Прогрессивный рок", сортируем выборку по параметру "Популярность в этом месяце", выбираем, скажем, третий по порядку альбом, нажимаем кнопку "Прослушать" - и с помощью удобного флеш-плеера наслаждаемся композицией в духе Мальмстина. Ну, разве что, гитарное соло здесь не такое стремительное и называется исполнитель не "Yngwee Malmsteen", а "Cowntdown". Зато бесплатно и легально. Заметьте, что это только режим предварительного прослушивания. При этом любую композицию можно прослушать от начала до конца прямо на сайте. Понравилось? Качаем MP3 с сайта или OGG через торрент. Не нравится рок? Выбираем какой-нибудь другой жанр, допустим, "Эмбиент", сортируем альбомы по популярности или иным способом - и смотрим, что нам предлагают. В архиве с любым скачанным альбомом можно найти текстовый файл, где четко расписано, по какой СС-лицензии распространяется каждая композиция. Этот файл имеет смысл внимательно изучить, прежде чем куда-то выкладывать альбом или перед творческой переработкой той или иной композиции. Другие CC-коллекции Конечно, Jamendo не единственный (и хронологически далеко не первый) сервис, который позволяет прослушивать и скачивать музыкальные файлы, защищенные лицензиями Creative Commons. Просто он самый удобный. Большинство конкурентов либо выглядят как мусорные свалки, в которых пользователям предлагают рыться в надежде отыскать сколько-нибудь съедобные крупицы, либо представляют собой симпатичные, но почти пустые хранилища. Впрочем, это не значит, что в "свалках" и в самом деле нельзя ничего нарыть, а "пустышки" в ближайшие год-два не обрастут "мясом". А значит, имеет смысл привести здесь список "лучших из худших" вместе с их краткими описаниями. Что до российских сайтов подобной направленности, то здесь, похоже, пока похвастать нечем. Не в последнюю очередь по той причине, что лицензии CC пока еще не адаптированы для законодательства РФ. Однако несправедливо было бы не упомянуть такой ресурс как Но что это мы все о музыке, да о музыке. Как насчет фотографий? Где можно, например, позаимствовать приличную фотографию для своего сайта или блога без риска Кроме того, существуют и литературные СС-проекты, и даже кинопроекты (разумеется, речь здесь не идет о высокобюджетных проектах голливудского масштаба), но о них мы поговорим как-нибудь в другой раз. Например, когда появятся их русскоязычные версии, достойные внимания. комментарии(15) | Материалы по теме Книжка в совке Другие обзоры |
Последние комментарии
Гость про Суд велел "Твиттеру" сдать сторонников WikiLeaks (12)
Гость про Книгоиздатели начали судиться с торрентами (2)
l_e_x_a про "ВКонтакте" принудительно протестирует пользователей (35)
andrey_kadetov про Google назвал Facebook "ловушкой без выхода" (6)
volv про День папуасского робошахтёра (14)
l_e_x_a про Русские кликботы признаны самыми активными (11)
все комментарии looli спрашивает: Земля вампиров смотреть онлайн в HD качестве looli спрашивает: Зеленый Фонарь смотреть онлайн в HD качестве looli спрашивает: Защитник смотреть онлайн в HD качестве looli спрашивает: Запретная зона смотреть онлайн в HD качестве looli спрашивает: Закон доблести смотреть онлайн в HD качестве looli спрашивает: Вышибала смотреть онлайн в HD качестве looli спрашивает: Встречный ветер смотреть онлайн в HD качестве looli спрашивает: Все любят китов смотреть онлайн в HD качестве |
Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.