Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Creative Commons: музыка для всех и даром

Игорь Крейн, Владислав Михеев
Право | обзор | 17.11.2008 20:15

В это сейчас нелегко поверить, но каких-нибудь сто лет назад проблемы защиты авторских прав фактически не существовало. Хотя бы потому, что далеко не каждый мог, например, снять копию с патефонной пластинки - проще и дешевле было пойти и купить новую. Распространять чужие фотографии без разрешения тоже было затруднительно: даже если ты каким-то хитрым образом незаконно отпечатаешь несколько копий - ну кому ты их, в самом деле, распространишь? Двум-трем знакомым? Теще?

По мере развития технологий картина стала меняться. И в наши дни любой обладатель фильма, фотографии или музыкального альбома непосредственно в домашних условиях может получить сколько угодно копий, причем их качество может быть идентично качеству оригинала. Ну а при наличии домашнего Интернета появляется и возможность поделиться хорошей музыкой или свежим фильмом со всеми желающими. Казалось бы, все отлично, все должны быть довольны. Но почему-то находятся люди, которых такое положение дел не устраивает. Речь идет о правообладателях.

Если открыть ленту новостей любого компьютерного интернет-издания, то почти наверняка наткнешься на подборку сообщений такого рода: "домохозяйку оштрафуют на сто тысяч долларов за распространение двух песен через файлообменник", "любительский видеоролик удалили из социальной сети за незаконное использование музыки", "провайдер заблокировал сайт за то, что его владелец незаконно... распространял собственные произведения".

Последняя новость, хотя и звучит не слишком правдоподобно, не выдумана: сравнительно недавно некий провайдер в США и в самом деле заморозил сайт небольшой студии звукозаписи. Сначала, как водится, администратору сайта позвонили и по-хорошему предупредили: мол, у вас там лежат композиции, защищенные авторскими правами, и надо бы их убрать. Судя по тому, что сайт все-таки заблокировали, аргумент администратора, что речь идет о его собственных песнях, услышан не был. Через несколько дней сайт снова заработал, но свою порцию удовольствия его владелец получил.

Другие правила

Нам кажется, что со временем таких перегибов будет все больше и больше. Складывается ощущение, что в так называемую "цифровую эпоху" поборники копирайта больше заботятся о том, как бы всех переловить и примерно наказать. Но лучше бы они направили свою энергию в более продуктивное русло, то есть задумались о новых путях распространения, которые устраивали бы и их, и потребителей.

Вспомните, как содрогнулись создатели фильмов, когда появились первые видеомагнитофоны. Настоящий кошмар: любой желающий без спроса мог записать с телевизора что угодно (и даже - о ужас! - вырезать всю рекламу) и потом совершенно бесплатно смотреть и пересматривать в свое удовольствие. И лишь годы спустя до них дошло, что продажа продукции на кассетах может принести неплохие деньги. Наверняка и текущие проблемы правообладатели могли бы решить, если бы занялись делом, а не судились с домохозяйками направо и налево.

К счастью, кое-кто уже понимает, что новые времена требуют нового подхода. И в первую очередь это осознают те авторы, для которых имеет значение не столько получение прибыли, сколько то, чтобы их произведения были доступны и известны. Тем более что с наличием массы электронных средств для создания музыки и фотографий, фотографов и музыкантов во всем мире развелось столько, что далеко не каждый из них вообще может всерьез думать о распространении своих работ на коммерческой основе. Другая сторона вопроса - сотрудничество и создание работ на основе чужих произведений. Сейчас, когда едва ли не любой владелец домашнего компьютера может создвавать ремиксы музыкальных композиций и лепить "фотожабы", этот вопрос тоже достаточно актуален.

Копирайт в таких делах только мешает, поэтому вполне естественно появление лицензий, не только позволяющих, но и по сути стимулирующих свободное распространение творческих работ. Оставим сейчас в стороне обширную тему open source, а сосредоточимся на более молодом, хотя уже и не новом течении.

Старт новой парадигме дал в начале этого века американский профессор права Лоуренс Лессиг. "Вебпланета" уже рассказывала о его идеях после презентации русской версии книги Лессига "Свободная культура". Основанный профессором проект Creative Commons (СС) предлагает творческим людям несколько видов имеющих юридическую силу лицензий, которые позволяют добровольно отказаться от тех или иных прав на свое произведение - например, разрешив свободное их распространение. Лицензии эти хороши тем, что как авторы, так и потребители работ, распространяемых по этим лицензиям, избавлены от необходимости продираться через заковыристые многостраничные документы, сожалея о недостатке юридического образования: все "чтение" сводится к просмотру нескольких буквенных кодов или пиктограмм.

Скажем, если произведение распространяется по лицензии CC-BY, это означает, что его можно сколько угодно скачивать, распространять, публично демонстрировать, проигрывать в кафе или на корпоративном мероприятии, перерабатывать в свое удовольствие и даже, если сильно припрет, записывать на компакт-диски и продавать. Условие в данном случае только одно: указание авторства.

Пример: вы скачали композицию, защищенную лицензией CC-BY, и использовали ее в качестве фоновой музыки в своем видеоролике или (ну, мало ли) художественном фильме. Вы можете продать этот фильм или разместить на видеохостинге, и не нарушите этим никаких законов, если не забудете указать в титрах фамилию автора композиции.

Лицензия СС-NC означает все то же самое, но с однозначным запретом на коммерческое использование. Иначе говоря, если вы утащили откуда-то фотографию, чтобы продать своей теще за миллион долларов или использовать в рекламе агентства недвижимости, знайте, что это будет противозаконно.

Лицензия СС-ND запрещает создание производных работ. То есть скачанную фотографию нельзя "фотожабить", а музыку нельзя "ремиксить".

И наконец, лицензия СС-SA означает, что произведения, созданные основе чужого творения, защищенного такой лицензией, можно распространять только на тех же условиях, что и оригинал.

Эти четыре лицензии, а также их сочетания, предоставляют и авторам, и аудитории массу возможностей. Неспроста же небезызвестный Трент Резнор и группа Nine Inch Nails выпустили свой альбом Ghost I-IV именно под защитой лицензии Creative Commons. Конкретно был использован тип лицензии CC-BY-NC-SA, то есть, еще раз, любой желающий может спокойно скачивать, распространять и перерабатывать композиции этого альбома на некоммерческой основе, при обязательном указании авторства и с условием распространения производных работ под такой же лицензией. Самое интересное, что за все вышеперечисленные "злодеяния" никого не отдадут под суд и не оштрафуют.

Как найти?

Конечно, найдутся желающие возразить, мол, одного Трента Резнора маловато будет, даже вместе с "Гвоздями". Но он вовсе не один. Для кого-то это, возможно, будет сюрпризом, но на сегодняшний день насчитываются тысячи, а то и десятки тысяч СС-проектов. Чтобы в этом убедиться, достаточно зайти в расширенный поиск Google и включить подходящий фильтр по параметру "Права использования". Подобной функцией оснащен и поисковик Yahoo!

Другое дело, что с помощью традиционных поисковых систем не так-то просто сориентироваться во всем этом - особенно в музыке, которую, в отличие от фотографий, нельзя оценить, бросив беглый взгляд на экран. Поэтому для поиска музыкальных композиций лучше воспользоваться специализированными сервисами.

Чтобы первое знакомство с Creative Commons было приятным, можем посоветовать заглянуть на ресурс Jamendo.com, тем более что недавно была запущена и русская версия этого сайта. На сегодняшний день здесь опубликовано более 13 тысяч музыкальных альбомов, которые можно скачивать (как непосредственно с сайта, так и при помощи файлообменных сетей) совершенно бесплатно и на совершенно законных основаниях.

Об альбомах звезд первой величины речи здесь, конечно, не идет - им, в основной массе, и без Creative Commons отлично живется, - но и откровенного мусора здесь не так уж много. Во всяком случае, благодаря продуманному интерфейсу, есть возможность обходить весь имеющийся на сайте шлак стороной.

На главную страницу выведены наиболее популярные на прошедшей неделе альбомы. В нижней части страницы есть ссылки на альбомы, загруженные музыкантами из той страны, в которой находится данный конкретный посетитель сайта, ранжированные по популярности. Но пользоваться ссылками с "морды" мы не рекомендуем: сайт не знает ваших музыкальных предпочтений, а потому есть риск нечаянно вляпаться во что-нибудь чересчур альтернативное.

Поэтому мы советуем перейти сразу в раздел "Музыка". Интерфейс сайта интуитивно-понятный, тут особых проблем быть не должно. Заходим, к примеру, в подраздел "Теги" (т.е., в данном случае, музыкальные жанры), выбираем "Прогрессивный рок", сортируем выборку по параметру "Популярность в этом месяце", выбираем, скажем, третий по порядку альбом, нажимаем кнопку "Прослушать" - и с помощью удобного флеш-плеера наслаждаемся композицией в духе Мальмстина. Ну, разве что, гитарное соло здесь не такое стремительное и называется исполнитель не "Yngwee Malmsteen", а "Cowntdown". Зато бесплатно и легально.

Заметьте, что это только режим предварительного прослушивания. При этом любую композицию можно прослушать от начала до конца прямо на сайте. Понравилось? Качаем MP3 с сайта или OGG через торрент. Не нравится рок? Выбираем какой-нибудь другой жанр, допустим, "Эмбиент", сортируем альбомы по популярности или иным способом - и смотрим, что нам предлагают.

В архиве с любым скачанным альбомом можно найти текстовый файл, где четко расписано, по какой СС-лицензии распространяется каждая композиция. Этот файл имеет смысл внимательно изучить, прежде чем куда-то выкладывать альбом или перед творческой переработкой той или иной композиции.

Другие CC-коллекции

Конечно, Jamendo не единственный (и хронологически далеко не первый) сервис, который позволяет прослушивать и скачивать музыкальные файлы, защищенные лицензиями Creative Commons. Просто он самый удобный. Большинство конкурентов либо выглядят как мусорные свалки, в которых пользователям предлагают рыться в надежде отыскать сколько-нибудь съедобные крупицы, либо представляют собой симпатичные, но почти пустые хранилища. Впрочем, это не значит, что в "свалках" и в самом деле нельзя ничего нарыть, а "пустышки" в ближайшие год-два не обрастут "мясом". А значит, имеет смысл привести здесь список "лучших из худших" вместе с их краткими описаниями.

Netlabels collection at the Internet Archive. Содержит массу аудиозаписей в форматах MP3 и OGG, предоставляемых так называемыми "сетевыми лейблами" на безвозмездной основе, обычно по лицензиям CC. Следить за поступлениями предлагается, подписавшись на RSS-ленту. Что же до ориентирования в существующих архивах, то для этого имеется достаточно мощный поисковый интерфейс. Собственно, иным способом, кроме как поиском, отыскать что-либо полезное здесь малореально: каталогизация оставляет желать лучшего.

DogmaZic. Французский сайт с двумя с лишним тысячами часов MP3- и OGG-музыки (преимущественно французских же исполнителей) и довольно-таки бестолковым интерфейсом. Существует рейтинговая система, но посетители сайта пользуются ею весьма вяло, да и сортировки по рейтингу не предусмотрено, так что приготовьтесь к долгим и утомительным поискам прекрасного.

CC Hits. Сравнительно небольшая (менее 500), но постоянно растущая коллекция ссылок на музыкальные файлы, защищенные лицензиями CC. Помимо достаточно примитивного поиска по коллекции, существует возможность отфильтровать ссылки по музыкальным течениям. Кроме того, наличествует сборник хитов, куда попадают треки, понравившиеся достаточному количеству людей. Рейтинг весьма демократичный: любой посетитель сайта может нажать на соотносящуюся с той или иной композицией кнопку "I like it!". А может и не нажать.

Audiofarm. Музыка в форматах MP3 и AAC. Рейтинговая система (до 5 звезд), разделение по жанрам, автоматически формируются "двадцатки" наиболее часто скачиваемых композиций за день и за неделю. Пользователи, выкладывающие аудиофайлы на этот сайт (предположительно - авторы этих композиций), лишены возможности выбора подходящего для них типа лицензии CC: для простоты всех гребут под одну гребенку, навязывая лицензию BY-NC-ND, означающую, помимо сохранения авторства, запрет на коммерческое использование и на модификацию. Ну и общее количество аудиофайлов не впечатляет: по грубым прикидкам на данный момент оно явно не дотягивает до тысячи.

Musikethos.org. Утверждается, что здесь хранится около полутерабайта классической и джазовой музыки, которая либо является общественным достоянием, либо распространяется по лицензии CC (той же BY-NC-ND). Никаких рейтингов - что, в общем-то, неудивительно, учитывая ориентацию на "жанры, которые в настоящее время игнорируются массовым слушателем". Отдельные страницы для композиторов и исполнителей, рудиментарный поиск.

Auboutdufil. Еще один французский сайт (Франция, кстати, в смысле легально-бесплатной музыки считается передовой страной в Европе). Реализована полноценная рейтинговая система, однако сортировки композиций по рейтингу не предусмотрено. Есть только несколько топ-списков, каждый из которых ограничен десятком треков. Зато каждая композиция может быть соотнесена сразу с несколькими музыкальными жанрами (а не только с одним, как это чаще всего бывает на других сайтах); фильтр по жанрам присутствует. Серьезный минус: музыкальный архив откровенно мал - порядка 250 треков в MP3-формате. Но это, надеемся, дело наживное.

Что до российских сайтов подобной направленности, то здесь, похоже, пока похвастать нечем. Не в последнюю очередь по той причине, что лицензии CC пока еще не адаптированы для законодательства РФ. Однако несправедливо было бы не упомянуть такой ресурс как Free!Music: здесь отечественным музыкантам предлагают распространять свою музыку по лицензиям собственной разработки. При этом создатели сайта всерьез рассматривают возможность перехода на лицензии CC - когда (и если) те пройдут адаптацию.

Но что это мы все о музыке, да о музыке. Как насчет фотографий? Где можно, например, позаимствовать приличную фотографию для своего сайта или блога без риска оказаться на скамье подсудимых? Тут вам прямая дорога на всем известный ресурс Flickr: в режиме расширенного поиска присутствуют опции, фильтрующие фотографии, которые распространяются по лицензиям СС. При необходимости можно искать те фото, в которые позволяется вносить изменения, а также те, которые допустимо использовать в коммерческих целях. Кстати, недавно на Flickr была загружена трехмиллиардная фотография, так что какой-никакой выбор здесь есть.

Кроме того, существуют и литературные СС-проекты, и даже кинопроекты (разумеется, речь здесь не идет о высокобюджетных проектах голливудского масштаба), но о них мы поговорим как-нибудь в другой раз. Например, когда появятся их русскоязычные версии, достойные внимания.

разделы: обзор | Право

Другие обзоры

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost