Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Японские социальные сети: Цукерберг не дозвонится

Ноу-хау | 03.05.2011 13:45

Японцы любят во многом следовать американцам, особенно после поражения во Второй Мировой. Пройдешь вот так в выходные вечером по району Сибуя, которым обычно иллюстрируют весь этот сумасшедший ритм Токио (а район, между делом, оживает после землетрясения, восстанавливает тот неоновый шик, которым пришлось на время пожертвовать ради экономии электроэнергии), - ребятки «на рэпе», лоурайдеры, большие американские джипы, кинотеатр студии им. У.Диснея, айфон у каждого 3-го прохожего, не говоря о любви японцев к американскому фастфуду. Американщина.

Увы, это редко касается Интернета. Насколько бы Марк Цукерберг ни был известным во всем остальном мире, в Японии о нем до выхода фильма «Социальная сеть» мало кто знал. Как, собственно говоря, и о его сервисе Facebook. Это при том, то население Японии 116 миллионов человек. Из них 99,5% японцы - это одна из самых моногенных стран.

Если верить компании Socialbakers, занимающаяся аналитикой в сфере соцмедиа, в США около 60% пользователей радуют Цукерберга своим присутствием в его сервисе. А вот японцы совсем не радуют - из них менее 2% имеют аккаунты в Фейсбуке. Получается такая огромная дыра в сети, охватившей 583 миллиона человек. И через эту дыру утекают огромные деньги японского рекламного рынка.

Американцы не сдаются без боя, но будет трудно, очень трудно. Так, такие крупные аналитики как Nielsen/NetRatings устами своего аналитика в Токио Судзуки Сигэнори заявляют, что это «это будет вызовом компании из Пало-Альто, уж очень сильные конкуренты да и влияет особенность японской интернет-культуры.»

# # # #

Три самурая, которые успешно противостоят «черным кораблям» Цукерберга - сети Mixi, Gree и Mobage-town, каждая с более чем 20 миллионами пользователей и своим подходом для их привлечения.

Из всех трех сервисов Mixi можно было бы назвать сводным братом Фейсбука, который родился в 2004 году. На первый взгляд, все тоже: фотографии, линки, комментарии, лайки - но есть форумы с многостраничными обсуждениями в стиле 2ch (про него еще вспомним).

Cервис Gree уже опередил Mixi - к началу года было зарегистрировано около 22,5 миллионов пользователей (у Mixi 21,7) - за счет того, создал популярную игровую платформу для мобильных устройств с бесплатными играми, где пользователи играют анимешными персонажами, приобретая за деньги всякие внутреигровые няшки.

Mobage-town, также догнавший Mixi по числу пользователей, представляет из себя смесь вышеназванного, но еще с возможностью получать внутрисетевые кредиты на покупку в играх, кликая по ссылкам на сайты рекламодателей. Но они ребята хитрые, почуяли, откуда дует ветер, и решили сыграть на опережение, позволив сторонним разработчикам создавать приложения для своих сайтов.

Врочем, Mixi тоже следит за новыми веяниями: по старой японской традиции «создавать подобное» (ага, взять, разобрать, изучить, скопировать, каваийно перерисовать и выдать за новый продукт, как всегда, в общем) они создали свой микро-блог на 150 символов. Кхм.

Хотя и сам Twitter очень полюбился японцам, он в 5-6 раз обогнал Facebook по числу пользователей в этой стране. Тут свои особенности, в первую очередь, языковые, об этом рассказывалось в прошлом обзоре - за счет иероглифической письменности один и тот же объем передаваемой информации сокращается в японском тексте раза в 3-4 по сравнению с текстом на русском или английском. Да и как тут не вспомнить литературную традицию японцев кратко выражать свои мысли.

Однако все эти популярные сервисы объединяет еще одна, очень характерная черта для японской сети - анонимность.

# # # #

Вообще, вся японская интернет-культура строится вокруг анонимности. Японцы никогда никого не пускают в свои внутренние дела. Они никогда не будут рассказывать о чувствах или же говорить о чем-то прямо. До реставрации Мэйдзи японцы меняли имена при достижении определенного возраста, а имена детей самураев скрывались от сглаза. В литературной традиции брать псевдоним было даже не в порядке вещей, а чем-то почти обязательным.

Ну и кроме того, на протяжении веков «потеря лица», то есть позор, был причиной, толкающей самураев вспарывать себе живот. Сэппуку больше не распространены, и причины для самоубийства все меньше связаны с позором - но вот совершать «виртуальное самоубийство» никто не спешит. Многие сидят на Mixi по нескольку лет, выкладывая фотографии чего угодно, но только не себя. Тот же Mixi позволяет тонко фильтровать доступ к записям и фотографиям, а также с помощью «асиато» - «след ноги» - отслеживать, кто заходил на страницу.

Ну и как тут не вспомнить анонимный 2ch.net, с которого пошла мода на имиджборды? Когда газета «Ёмиури симбун» спросила создателя этого сервиса Нисимуру Хироюки, почему он решил придерживаться полной анонимности, не требуя от пользователей даже юзернейма, он ответил так: «Нам важно сообщать новости, не подвергая себя и пользователей риску. Очень много секретных новостей и раскрытой информации распространяется через Channel 2. Мало кто решится разместить такую информацию открыто. Более того, люди могут по-настоящему обсуждать что-либо, только когда они не знают друг друга.»

Здравая мысль. А вот еще одна:

«Если у юзера есть ID, то дискуссия стремится стать критикой. С другой стороны, в анонимной системе, когда ваши мнения начинают критиковать, вы не знаете, на кого обижаться. Также, при наличии ID, более старые участники форума имеют «статус», и простым пользователям становиться сложнее с ними не согласиться. При анонимной системе вы вольны сказать «это скучно», когда это действительно скучно. Отношение к информации становится одинаковым; только точные доводы смогут подействовать».

Вспоминая весь опыт общения на форумах, смотришь на это и думаешь, почему у нас никто не дошел своей головой до таких простых, казалось бы, идей?

# # # #

Собственно, это одна из главных причин нежелания японцев пользоваться Фейсбуком: там заставляют раскрываться. «Фейсбук ценит связи в реальной жизни. Пожалуйста используйте свое настоящее имя,» - призывает стартовая страница творения Марка Цукерберга и компании.

По результатам исследования, проведенного токийским центром MMD Laboratory, из 2130 японских пользователей мобильного Интернета 89% не желали бы, чтобы информация о них всплыла в Сети. "Что если незнакомцы узнают твое настоящее имя? Или кто-то из твоей компании?"

Для американцев (да и не только для них) Facebook стал площадкой, куда пользователи пытаются перенести структуру живого общения. В то время как для японцев, со строгой иерархией в компаниях, давлением окружения и прочими «радостями» работы в японском бизнесе, Интернет является отдушиной, где на условиях анонимности можно поливать ушатами отборного кала всех-всех-всех, кому ты должен подчиняться и при встрече изображать раболепие. Естественно, не называя имен.

Компания Microsoft в 2010 году провела исследование среди 3000 человек из 11 азиатских стран Тихоокеанского региона, целью которого ставилось выяснить, какое количество контактов в социальных сетях является друзьями респондентов в реальной жизни. Средний результат показал, что лишь четверть «друзей» являются таковыми. Что же Япония? Половина опрошенных сказала, что никто из френдов не является другом в реальности.

Очень сложно приучить японцев к тому, что Facebook может быть инструментом делового общения. Даже если посмотреть на профили японцев, которые поддались искушению и все-таки зарегистрировались, и сравнить их с кем-то еще, то в глаза сразу бросается скудность информации о пользователе.

Они же жалуются на то, что японская версия сайта неудобна. Японское отделение сейчас прикладывает все усилия для того, чтобы сделать сайт удобнее, но вопрос в том, что уж очень разные западная и японская культура веб-дизайна. Что американцу юзабилити, то японцу смерть. И наоборот.

Япония для Цукерберга вполне рискует оказаться "орешком не по зубам", хотя сейчас проблемы с конфиденциальностью возникают у Facebook и в других странах. Что делать? Кто-то призывает сыграть на стадном чувстве японцев, и подписать японских звезд на сайт. Старый дедовский метод, отлично работающий тут. Но только с ТВ-идолами, артистами и так далее - даже популярные блогеры предпочитают скрываться под псевдонимами и очень стараются, чтобы их фотографии не всплывали нигде.

В интервью каналу Nippon Television Network в ноябре прошлого года руководитель японского отделения Facebook Кодама Таро выразил надежду, что японцев начнет привлекать открытость сервиса, когда они поймут пользу от нахождения одноклассников в Сети: «До сих пор японский Интернет не был так тесно связан с живым обществом. Пусть другие соцмедиа продолжат предлагать радости, удаленные от жизни.»

Посмотрим, что из этого выйдет. Не стоит забывать, что обратный процесс тоже идет - американцы уже открыли для себя анонимные социальные сети.

разделы: Ноу-хау | Сервисы

Другие ноу-хау

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost