Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Вторая жизнь лопнувших

Ноу-хау | 19.02.2009 11:42

Эта колонка будет необычной. В ней я хочу предложить читателям совместно решить одну задачку - в духе "мозгового штурма". Впрочем, чтобы вам не было скучно, вначале предложу несколько собственных наблюдений.

# # # #

Три года назад во время доклада "Интернет-сообщества: организация и бизнес" на КИБе я рассказывал о естественном и неестественном выборе веб-инструментов в сфере community building. Естественный состоит в том, что сначала у вас появляется объединяющая идея, тема, некий "коммуникационный идол" для определенной группы людей - а затем вы создаете или находите подходящие движки и сервисы.

На практике мы чаще видим другой вариант - под названием "телега впереди лошади". Производители веб-инструмента, желая побыстрее впарить его миру, создают нездоровый бум. Будь то блогхостинг, социальная сеть или еще какая игрушка - ей начинают приписывать спасение от всех бед. Нам рассказывают, что "это" помогает и министрам, и беременным домохозяйкам. Приход каждого пользователя из новой социальной группы непомерно раздувается - смотрите, у нас зарегистрировался настоящий милиционер! И столетняя старушка! И черная кошка! И говорящий минерал "норильский никель"!

Потом вся эта хрень лопается, инвесторы не дают больше денег, команда разбегается. Однако созданный ими веб-инструмент остается. Может, он был дурацким - а может, и нет. Может, действительно есть группа людей, которым он нужен. Просто она не такая массовая, как хотелось быть. А может, и довольно большая - просто ее не сумели вычислить. Не туда смотрели.

Взять хоть самый громкий провал прошлого года, Top4Top. Ну ведь ваяли они чего-то целый год, эти 100 сотрудников на несколько лимонов баксов. Недавно Top4top снова открылся - и что же? Новый владелец взял только домен и поставил там свой простенький движок. А куда старый делся? Неужели просто стерли?

Вот кстати хорошая идея для стартапа, дарю желающим - сделать биржу или
просто депозитарий сетевых инструментов из лопнувших стартапов. Эдакий second hand. На волне кризиса можно собрать очень много интересных активов. Не забудьте только сразу включить в штат хорошего юриста - потому что тут явно не получится Creative Commons, придется учитывать нац.особенности.

# # # #

Оглядываясь на собственное резюме, я наблюдаю любопытные изменения в списке. С 1996 по 2004 годы я занимался в основном стартапами. Иногда это были личные творческие развлекухи, иногда большие коллективные проекты. Некоторые их них, как принято говорить, "опередили свое время" и были заброшены, а другие стали вполне успешными коммерческими компаниями. Но в любом случае я, как правило, присутствовал при рождении нового сайта. Все делалось с нуля.

Зато с 2004 года я стал работать в проектах, которые уже существовали несколько лет до моего прихода - а меня звали "оживлять" их. Возможно, такая смена приоритетов связана с тем, что у меня в тот год родился ребенок, и я стал видеть многие старые вещи новыми глазами.

А может, к тому времени просто накопилось достаточно инструментов, и главной задачей стало правильное их использование. Оказалось, например, что в сообществе Eva.ru можно организовать кучу новых видов активности (онлайновые консультации, конкурсы, фото-флешмобы), ничего особенно не дописывая в коды - там уже всего хватало.

Что касается "Вебпланеты", доставшейся нам в руинах, то здесь мы поступили радикально: поставили новый движок на основе CMS Drupal. Но это тоже second hand - хотя я уверен, что большинство российских друпальщиков не знают истории этого инструмента. Простенький open-source-проект бельгийского студента, возможно, так и остался бы никому не известным экспериментом - если бы перед американскими выборами 2004 года его не взяли на вооружение политические враги Буша. Именно благодаря поддержке политиков левого крыла, использовавших Drupal на своих сайтах, сообщество друпальщиков за пару лет разрослось до мирового уровня. А сам Drupal, постоянно развиваясь с их помощью, стал универсальной и при этом бесплатной CMS, успешно конкурирующей с лучшими коммерческими продуктами. В общем, нам оставалось только взять и настроить ее под себя.

# # # #

Ну а теперь - собственно задачка, которую я предлагаю для интеллектуального развлечения вам, дорогие читатели. Сразу могу сказать, что у меня нет никакого личного интереса в этом конкретном примере. Я просто полистал свой обзор итогов прошлого года - и выбрал один лопнувший тренд, который можно было бы "оживить" по методу second hand.

Речь идет о сервисах микроблогов - то есть таких блогов, в которых делаются только короткие заметки (140 символов, допустим). Это позволяет легко доносить до выбранной группы людей записи, сделанные как через сайт, так и через мобильники или мессенджеры (говорить о возможностях экспорта, вставки картинок и прочих наворотах не будем, для простоты условия).

Самый известный проект такого рода - Twitter.com - все еще раздувает вокруг себя пузырь "всеобщей полезности", однако вменяемой бизнес-модели у него так и не появилось. Другим микроблогам повезло еще меньше: компания SixApart закрыла свой Pownce в декабре, а Google в январе забросил Jaiku (однако исходники оставили для общественности - вот вам и инструмент, заметьте).

На волне бума появилась пачка микроблоговых клонов и в Рунете. Два года их активно обсасывали на "Хабре", даже придумывали классификации для них. В этом году шум поутихнет. Уже понятно, что аудитория типа "я просто люблю писать короткие фразы" не является достаточно мотивированной. Поиграть на халяву несколько месяцев - да, можно. Но через год большинство таких пользователей вообще забывают об этой игре.

Вот и представьте: у вас есть сервис микроблогов. А пузыря уже не надуть. Однако на свете есть люди с такими профессиями и увлечениями, для которых микроблоговый сервис будет весьма востребован. Их сообщество не будет огромным - зато оно будет крепким, мотивированным и живым.

Задача: предложите ваши варианты - что это за сообщество (хобби, профессия, социальная группа)? Решения можно публиковать в комментариях к этой статье.

разделы: Ноу-хау | Сервисы

Другие ноу-хау

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost