Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июль 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

Фавелы Рио и новые способы использования электричества

Ноу-хау | 09.09.2010 17:24

Меня очень интересует идея формы и содержания. Например, в области развития Интернета. Моя теория проста: очень сложно скопировать форму, если не понимать принципов, которые лежат в основе явления, которое такую форму породило.

Подтверждений тому — целый Рунет (и не только Рунет, к слову). Можно перерисовать дизайн попиксельно, но мэджика, неперадаваемой радости от использования, все равно не случится.

Думаю, понятно почему. Всегда важно понимать причины, принципы и механику явления, которое лежит в основе. Тогда возможны инновации и прорывы. Или футурология и инвестиционный анализ — выстрелит или нет, а что выстрелит если не это?

В этом контексте мне очень нравится выступление Джефа Безоса, в котором он сравнивает Интернет с Золотой Лихорадкой и с процессом популяризации электричества. Он там рассказывает забавную историю, как Edisson General Electric на заре электрификации проводила в дома свет, а не электричество. Они так и формулировали свою задачу: осветить как можно больше улиц и домов. Компания тратила огромные средства на то, чтобы провести свет, а не на то, чтобы провести электричество. И в те далекие времена была опубликована такая реклама: «Начните использовать электричество для чего-то помимо освещения улиц».

Это очень похоже на то, что происходит с Интернетом — миллионы стартапов используют его для «освещения». Почему так? Мне кажется, как раз из-за того, что пытаются копировать удачные формы вместо того, чтобы исследовать причины и принципы.

Я не знаю в точности что нужно делать (наверняка существуют серьезные методолгии подобных исследований), но мой совершенно ненаучный метод тыка таков: надо выйти из Интернета, внимательно посмотреть вокруг, обратить внимание на проблемные области и посопоставлять с теми технологиями и механизмами, которые действуют в Интернете. Попробовать найти верную пару «причина-следствие».

# # # #

Есть подозрение, что многие интернет-технологии и популярные ныне механики взаимодействия появились в результате решения вполне серьезных задач социально-экономического толка. Почти все хорошее, что случилось с Вебом, как мне сейчас кажется, было разработано в лабораториях, военных или научных (которые, впрочем, тоже часто существуют на деньги военных). Важно, что все это результат решения каких-то очень конкретных задач, причем задач не светских и развлекательных, а социальных и экономических. Задач, решение которых push the race forward.

Оно, кажется, как-то так устроено: серьезные люди решают серьезную задачу, а на сдачу, на основе разработанных технологий, появляется какой-нибудь Facebook. Потом он обростает приятными бонусами вроде систем рейтингования или кнопочек «Like». Но что-то принципиально новое, новый способ коммуникации, в рамках Facebook появится уже не может. Нужен новый способ использования Интернета, новая коммуникационная модель. Откуда ее взять? Очевидно, нужна какая-то новая и очень реальная потребность, очень существенное ограничение, что-то такое. Откуда они берутся?

Буквально на днях я размышляла над новыми формами образования. Система определенно развивается, но куда? По каким законам? Каким оно будет, образование будущего? Я начала собирать информацию и пришла к интересному заключению: запросы на новые формы образования часто приходят из стран, где классическая, европейская система образования по тем или иным причинам не работает.

Очевидно, это развивающиеся страны: фавелы Рио, трущобы Бомбея, задворки Кейптауна — места, где учебный класс часто располагается в ржавом автобусе, а у детей нет 10-15 лет на получение степени, им нужно прямо сейчас решать вполне конкретные задачи выживания. Классическое образование здесь не работает: оно скучно и оторвано от жизни. В 14 лет дети вылетают из школы и возвращаются в свои трущобы, торгуют наркотиками, зашибают большие деньги (что-то около 200 000$ в неделю), погибают в 25 лет.

В ответ на это появляется ряд социальных проектов, нацеленных на решение подобных проблем (или хотя бы на смягчение последствий). Среди них есть два типа проектов, которые, по моим ощущениям, сильно повлияли на Интернет, сделали существенный вклад в его развитие и популяризацию.

Первый тип: проекты про создание максимально дешевых ноутбуков и «обинтернечивание» самых отдаленных уголков планеты.

Второй: создание платформ, которые позволяют наполнить эти ноутбуки качественным и недорогим образовательным контентом.

Одна из платформ, которая позволяет создавать и распространять учебные материалы и целые курсы быстро и дешево — Connexions. Эта платформа использует все, что нам так дорого в современном Интернете: UGC (каждый может публиковать и редактировать), Creative Commons License, припципы "contribute and sharing". Но главная идея вот в чем: Connexions превращает знания в кубики LEGO, из которых можно собрать что угодно. Вся информация, публикуемая в системе, должна быть разбита на независимые кусочки. И, что еще важнее, она может быть связана с любой другой информацией — linked data во плоти.

В основе этого подхода лежат две идеи:

1. Мы мыслим нелинейно, поэтому «линейные» учебники не могут на помочь

Большинство учебников линейны — параграф за параграфом, тема за темой, студент погружается в предметную область. Проблема в том, что мы не линейны, наш мозг работает не линейно. Мы учимся, выстраивая связи между новой информацией и той, которую мы уже когда-то усвоили. Поэтому традиционные учебники менее эффективны, чем гибкая настраиваемая система, которая позволяет каждому собрать свой индивидуальный учебник, который бы учитывал индивидуальные особенности студента, его культуру, его социальный уровень.

2. Физика, математика, философия, культурология и все остальное — одно большое, взаимосвязанное информационное поле, так давайте покажем эти взаимосвязи!

Профессор Ричард Баранюк, придумавший Connexions, преподает что-то про обработку сигналов в Rice University. И вот однажды, на очередной лекции, когда половина студентов впала в кому от скуки (сложные математические формулы мало кого способны вдохновить на бодорствование), он понял, в чем проблема: студенты не видят, какие удивительные вещи из реального мира скрываются за этими формулами. Они просто не понимали, что эти формулы лежат в основе многих модных веб-приложений!

Вот где сработает концепция "связанного контента", подумал он и придумал Connexions. Физика, химия, электроника, программирование, математика, философия — в реальной жизни это все взаимосвязано, в то время как учебники эти знания изолируют. Надо ли говорить, что все данные проекта Connexions упакованы в XML, что и делает возможным функционирование этой связной системы.

Другая интересная тема: системы печати по требованию (print-on-demand) и проблема "длинного хвоста" в образовании (educational long tail). Привычная издательская схема порождает очень дорогие учебники, которые немногие могут себе позволить. Connexions предлагает следующее: вы можете собрать свой собственный курс из подходящих вам кусочков и напечатать столько бумажных экземпляров, сколько вам потребуется.

Учебник, изданный по обычной схеме, стоит около 120$. Аналогичный учебник, сформированный и напечатанный через Connexions, обойдется в 22$. А можете не печатать - и изучать все в онлайне совершенно бесплатно. Потрясающая экономия за счет отказа от авторских, редакторских, корректорских и всех прочих гонораров.

Проект Connexions начался в 1999, сейчас с ним работает огромное число организаций по всему миру. Они создают и распространяют образовательные материалы, обучают учителей и тд. Кроме того, они давно работают над поиском решения проблемы достоверности контента, которая очень остро встает в любой системе, где каждый может опубликовать и отредактировать. И над вопросами копирайта.

Возможно, я слишком обобщаю, но все-таки интересно: действительно ли новые популярные технологии вырастают из таких вот проектов, а такие проекты, в свою очередь, вырастают на месте серьезных социальных и экономических проблем?

разделы: Ноу-хау | Сервисы

Другие ноу-хау

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost