Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Цифровое будущее "Аль-Каиды"

Марк Линч (Marc Lynch), Abu Aardvark
Ноу-хау | 19.11.2008 12:09

В массовых новостях часто мелькают сообщения о том, что террористы якобы пользуются для своей деятельности популярными онлайн-сервисами вроде Second Life или Twitter. В связи с этим "Вебпланета" решила опубликовать перевод статьи "Information Technology and the Future of Al-Qaeda", которая появилась на днях в блоге о политике на Ближнем Востоке Abu Aardvark.

В течение трех лет (с 2002 года) автор этого блога скрывался под псевдонимом. В 2005-м году стало известно, что в реальности это - Марк Линч, профессор политических наук Университета Джорджа Вашингтона и автор книги "Voices of the New Arab Public".

* * *

Чтобы проследить возможное воздействие информационных технологий на "Аль-Каиду", нужно разделить два очень разных направления деятельности этой организации: терроризм и расширение своих рядов. Информационные технологии затронут эти два направления очень по-разному. Тренды в области ИТ усилят возможность организации проводить террористические акты – либо за счет центрального штаба "Аль-Каиды", либо с помощью независимых групп радикально настроенных людей. В то же время, технологии снизят возможность организации распространять свою идеологию, вести публичный диалог в исламском мире или требовать право на лидерство в исламистском движении. Это случится во многом благодаря тому, что все те IT-тренды, которые помогают "Аль-Каиде" в "войне идей", в той же мере доступны ее главным конкурентам – организации "Мусульманское братство" (Muslim Brotherhood), арабским режимам, традиционным исламским течениям и нам с вами.

Ранее я уже отмечал, что стратегия "Аль-Каиды" предусматривает использование терроризма для решения "конструктивной" миссии: распространения и углубления исламского самосознания среди мусульман, защиты исламской идентичности в очень специфичных формулировках Джихада Салафи, в пику конкурирующим формулировкам, предлагаемым другими исламистскими группами, а также установки на то, что исламское самосознание требует дорого обходящегося участия в джихаде, причем в особо трактуемом его варианте. Первый этап требует достичь широкой, мейнстримовой, не-исламистской аудитории и убедить ее в существовании глубокого экзистенциального конфликта между Исламом и Западом. Это вводит "Аль-Каиду" в конфликт с другими исламистскими группами вроде "Мусульманского братства", которые предлагают сильно отличающееся видение исламистского самосознания и стратегии. Второй этап требует мобилизовать людей, которые приняли идеи "Аль-Каиды", в движение джихада и дать им инструменты для действия. Этап, на котором организация привлекает новых участников, сильно отличается по используемым средствам из мира высоких технологий от того этапа, на котором происходят собственно террористические акты.

Один из способов представить, как "Аль-Каида" будет использовать новые информационные технологии – это посмотреть, как использовались предыдущие инновации. За последние 10 лет, арабское спутниковое телевидение было ключевым двигателем первого этапа (распространения идей). Телеканал "Аль-Джазира" и его аналоги помогли "Аль-Каиде" вступить в диалог с широкой аудиторией и укрепить мнение о том, что существует столкновение между цивилизациями (западной и мусульманской). В конце 90-х и начале 2000-х "Аль-Каиде" удалось эффективно подстроиться под использование нового явления – спутникового арабского телевидения. Осама бен Ладен смог достичь массовой аудитории, ранее недоступной для воздействия подобных идеологий, и даже иногда становиться главным информационным поводом дня.

Однако, эта тенденция значительно сократилась за прошедшие годы. Фрагментация арабского медиарынка и успех конкурентов "Аль-Джазиры", изменения в редакторской политике телеканала (особенно это заметно в отражении событий в Ираке и Саудовской Аравии, а также в публикации видеоматериалов "Аль-Каиды"), сокращение степени важности новостей об успехах и выступлениях "Аль-Каиды", а также агрессивная кампания против организации (в особенности со стороны СМИ Саудовской Аравии) снизили ценность арабских медиаресурсов для "Аль-Каиды". В то же время, другие исламистские организации использовали арабские СМИ более эффективно, начиная от программ "Мусульманского братства" и заканчивая передачей "Islam Lite" проповедника Amr Khaled. Подытожим: "Аль-Каида" быстро и эффективно адаптировалась к революционным возможностям спутникового телевидения, но конкуренты со временем сделали то же самое и преимущество было потеряно - организация вряд ли уже когда-нибудь восстановит лидерство в продвижении своих идей с помощью телепрограмм. Этому помешает переизбыток информации, жесткая конкуренция и фрагментация, а также все более агрессивные кампании противоборствующих идеологий.

Давайте вспомним и об онлайн-форумах. В свое время, они позволяли "Аль-Каиде" заманивать в ловушку редакторов арабских телеканалов – можно было опубликовать видеозаписи или заявления прямо на форуме, откуда любое СМИ могло взять их напрямую, поэтому и арабским телеканалам приходилось хотя бы вкратце, но упоминать о содержании этих материалов. Тем не менее, форумы были не очень хороши для достижения массовой аудитории, которая обычно не добиралась до этих сайтов, даже если они были полностью открытыми и не требовали регистрации. Вместо этого форумы были наполовину публичными сферами, где уже принявшие идеологию организации люди могли скачать материалы и принять участие в спорах по поводу тактики, стратегии и доктрины "Аль-Каиды". Форумы создавали чувство сплоченности, поднимая боевой дух и усиливая исламскую идентичность, а кроме того давали вербовщикам возможность найти потенциальных участников организации.

Но у форумов тоже были свои проблемы. Их аудитория лимитировалась теми, кто уже дошел до второго или третьего уровня вовлечения в "Аль-Каиду". В ходе обсуждений на форумах все чаще поддерживались доктринёры, а не прагматики, что закономерно отдалило идеи "Аль-Каиды" от понимания и одобрения широкими массами. Иногда дебаты на форуме могли даже подрывать преданность участников организации или приводить к расколу, вызывая беспокойство лидеров движения. Значительная часть форумов так или иначе просматривалась разведывательными управлениями, создавая угрозу безопасности их участников. Кроме того, техническая сторона форумов тоже уязвима, как можно заметить по событиям последних месяцев – большинство крупных форумов перестало работать, быстро восстановился разве что ресурс al-Hesbah. Другой "технической" проблемой оказалось то, что сайты для обмена файлами часто рекламируют порнографию, уже на самом баннере показывая соответствующего вида девушек. Мало кого из участников джихада устраивало это зрелище во время загрузки выступлений Бен Ладена.

В целом, технологии, которые в свое время хорошо послужили "Аль-Каиде", теперь не могут использоваться так же эффективно. Когда речь идет о user-generated content и интерактивности, "Аль-Каида" остается на втором плане. Я не говорю сейчас о быстро развивающихся технологиях шифрования, которые усложнят труд разведчиков или об iPhone, который легко можно назвать террористским гаджетом – там есть снимки из космоса и GPS, зашифрованный чат, поисковая система, да что угодно там есть. Я хочу сейчас сфокусироваться на других, менее "боевых" технологиях – как каждая из них может повлиять на "Аль-Каиду", но будут ли эти технологии приняты организацией и эффективно использованы? Пока что это только предварительные рассуждения:

Социальные сети. Одна из величайших проблем виртуальной сети вроде "Аль-Каиды" – это необходимость установить связи между ее участниками, но скрыть их от врагов. Это проблема фильтрации – как пустить своих и запретить доступ сотрудникам спецслужб? Ведь какая-нибудь база данных вроде AQMonster.com может стать хорошей добычей – от списка "специалистов по взрывной деятельности" не откажется ни один разведчик. То же самое с AQFacebook и AQSpace – они могут оказать неоценимую помощь организации в привлечении новых участников, но с не меньшей пользой этими проектами смогут воспользоваться антитеррористические ведомства. Старым добрым способом low-tech можно решить проблему безопасности, если использовать модель AQLinkedIn – пользователи должны будут иметь рекомендацию, чтобы быть добавленными в круг общения, а неизвестным участникам никто доверять не будет. Это, вероятно, сможет скрыть связи от чужих глаз, но дорогой ценой – созданием препятствий для потенциальных "новобранцев", за которых еще никто не может поручиться. В общем, сложно себе представить, как "Аль-Каида" могла бы безопасно для себя использовать социальные сети. Ее конкуренты, при этом, не имеют подобных проблем – молодежь из "Мусульманского братства" поголовно имеет аккаунты на Facebook.

Wiki. Значительная часть доктринных аргументов и тактических дискуссий на форумах рискуют быть потерянными, когда исчезает весь форум (здесь можно вспомнить ресурс al-Tajdid). Возможно, создание проекта AQWiki поможет сохранить всю эту информацию в непрерывно пополняющийся сборник знаний. Он может стать доступным и врагам, но риск здесь не выше, чем в существующих форумах. Однако, есть другая проблема – wiki-технология может вывести управление идеологическими вопросами из рук руководства организации и дать волю радикально настроенным доктринёрам, которые и так пытаются лидировать в дискуссиях на форумах. Учитывая, как далеко ушли их идеи даже от не самой обычной идеологии "Аль-Каиды", такое положение дел может сплотить радикально настроенных участников организации в единое и сильное ядро, но зато придется сдать позиции в широких кругах исламской общественности.

AQoogleAds. Столкнувшись с переизбытком информации, усиливающейся враждебностью СМИ и закрытием форумов, "Аль-Каиде" стало сложно донести свое послание тем, кто хочет его принять. Это вопрос продвижения и система таргетированной контекстной рекламы может стать хорошим его решением. Однако, где запустить показ рекламы? Google за это, понятное дело, не возьмется. Возможно, разместить рекламу "Аль-Каиды" получилось бы на арабских сайтах, однако их посетители – не те, чьего внимания хочет достичь организация.

AQThirdLife. Я считаю, что весь этот шум о том, что террористы используют виртуальные миры в качестве воображаемых тренировочных лагерей, преувеличен. Предполагаю, что виртуальные миры могут стать местом для создания виртуального халифата, управляемого виртуальным шариатом или что-нибудь вроде того. Впрочем, даже это выглядит сомнительным, так как существующие платформы не могут использоваться – они небезопасны. Если же "Аль-Каида" захочет потратить ресурсы на создание собственного трехмерного мира, я считаю, что это не так уж плохо, в сравнении с остальной деятельностью этой организации. Знаю, многие со мной не согласятся даже в этом. В любом случае, если виртуальный мир "Аль-Каиды" окажется чем-то вроде настоящего мира в регионах, управляемых движениями вроде Талибана или Исламского государства Ирака, то участие в нем скорее оттолкнет людей, чем привлечет их к деятельности "Аль-Каиды".

Другие ноу-хау

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost