Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Социомедийная революция, психология и общество

Ноу-хау | 28.10.2010 17:41

В последние годы в жизни нашего общества исподволь, повседневно-буднично, происходят важнейшие изменения. Интернет становится более доступным и более мобильным, растет число пользователей Рунета (особенно благодаря мобильному доступу). И конечно, количественный рост интернет-аудитории приводит к ее качественным изменениям. По данным исследования ВЦИОМ, обнародованным в апреле сего года, ежедневно в Интернет выходят 23% опрошенных россиян – это несомненный качественный скачок, в сравнении с 5% в 2006 году.

И пусть в мировом масштабе «население» Рунета не делает «погоду», в том смысле, что не определяет трендов развития глобальной сети, но во внутрироссийском пространстве тренды очевидны. Фактически, для четверти населения страны Интернет стал неотъемлемой частью повседневной жизни. А это значит, что у нас, как и на Западе, глобальная сеть постепенно становится ведущей информационной, медийной средой, оттесняя традиционные СМИ.

Соответственно, сетевое поведение интернет-пользователей, особенно их виртуальное взаимодействие, приобретает все большее общественное значение. Ведь сегодня протекающая в сети коммуникация, в силу ее массовости – уже не только личное дело пользователей, но и забота общества в целом.

Виртуальное информационное пространство все в большей мере пересекается с реальным, социальным пространством; сетевая жизнь превращается в значимое социальное явление, заметно влияющее на жизнь общества – хотя до сих пор степень этого влияния еще не оценена в полной мере. Да и каналы влияния имеют, если можно так выразиться, нетрадиционную ориентацию: это не интернет-СМИ, не RSS, не новостные аггрегаторы и уже даже не сайты социальных новостей (типа Digg и Reddit). Главными каналами коммуникации в Интернете теперь становятся социальные медиа (сети, блоги, микроблоги), аудитория которых составляет десятки и сотни миллионов человек. В роли «диспетчеров трафика» они уже начинают опережать поисковые сервера (например, Facebook успешно конкурирует с Google).

Впрочем, это и не удивительно. Ведь бòльшая (и возможно, лучшая) часть «населения» глобальной сети, численность которого приближается к двум миллиардам человек, сегодня уже прочно обжила социомедийную территорию и проводит на ней значительную часть времени своей виртуальной «жизни». Причем процесс виртуальной миграции в социомедийное пространство обнаруживает черты «семейственности», сближающие его динамику с известной закономерностью реальной социальной миграции: вслед за мигрантами первой волны переселяются их семьи, ближайшее социальное окружение. В результате рост аудитории социальных медиа происходит опережающими темпами по сравнению с ростом общей численности интернет-юзеров. Так, популярный сервис микроблогов Twitter ставит цель в обозримом будущем довести свою аудиторию до миллиарда пользователей (на сегодня - порядка 165 млн.). По крайней мере, так утверждает один из его "отцов-основателей" Э. Уильямс, в октябре с.г. озвучивший далеко идущие планы «планетарной» экспансии. Ранее аналогичное заявление сделал М. Цукерберг, "отец" Facebook (ныне уже объединяющего более 500 млн. пользователей).

Как социальные сети революционизируют общество

Пропорционально возрастанию роли социальных медиа в жизни общества, растет значимость изучения их психологических основ и социальной базы, составляющих предмет соответственно социомедийной психологии и социологии. С точки зрения этих дисциплин, описанные тренды развития Интернета, как бурный рост популярности социальных медиа, так и соответственно заметное расширение их социального влияния, которое буквально преобразует общество, получили название социомедийной революции. Это понятие включает в себя следующие явления:

1) в целом упомянутое возрастание роли интернет-ресурсов в социальных коммуникациях, по сравнению с традиционными каналами распространения массовой информации (СМИ),

2) среди различных сегментов интернет-пространства в первую очередь возрастание популярности и авторитетности социальных медиа (соцсети, блоги),

3) общее возрастание интенсивности социальных коммуникаций, благодаря их доступности в виртуальном формате,

4) соответственно возрастание в структуре коммуникаций виртуального, онлайнового общения по сравнению с оффлайновым.

Конечно же, эту мирную коммуникационно-культурную революцию нельзя рассматривать в отрыве от других глобальных технологических и социальных изменений, связанных с научно-техническим прогрессом и преображающих жизнь человечества. Социомедийная революция является новым, недавно оформившимся направлением более общего, долгосрочного процесса, получившего название интернет-революции. Последняя включает как интернет-экспансию, то есть распространение Интернета «вширь», проникновение во все новые сферы человеческой жизнедеятельности, так и его распространение «вглубь», трансформирующее образ жизни человечества и систему общественных отношений (подробнее можно прочитать об этом в работах И. Эйдмана).

В свою очередь, интернет-революция выступает составной частью еще более масштабных изменений, цивилизационной динамики, описываемой футурологами как «глобальная революция» (Кинг А., Шнайдер Б., доклад Римского клуба). С одной стороны, она связана с совершенствованием технологий и переходом к "новому обществу", ранее названному "постиндустриальным" (Д. Белл). В последние годы, в связи с возрастанием роли информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как в экономической, так и в социальной сфере, принято говорить об обществе «информационном». Соответственно революция социомедийная (вместе с интернет-революцией) отражает технологический, коммуникационный аспект перехода человечества к информационному обществу.

C другой стороны, это еще и "человеческая революция" (А. Печчеи), изменение общественного сознания, связанное с тем, что научно-технический прогресс влечет за собой возрастание роли в обществе высококвалифицированных специалистов, представителей так называемого «интеллектуального класса». В чем заключается эта роль? Не только в обеспечении использования накопленного технологического потенциала, но и в его совершенствовании, разработке новых технологий – а в сфере ИКТ, как известно, подобное обновление, техноапгрейд, происходит непрерывно, причем более динамично, чем в других отраслях.

Разработка инновационных технологических, программных продуктов является функцией особого подмножества интеллектуального класса, именуемого «креативным классом» (Р. Флорида). И надо отметить, что среди технологических отраслей наибольший удельный вес креативных специалистов отмечается в IT–сфере. (Остается посетовать на то, что зачастую IT–специалистам недостает осознавания своей принадлежности к «интеллектуальному классу», как движущей силе современного общества. Подобное самоосознавание данной социальной группы, ее виртуальное сетевое объединение важно как (а) для общества, в целях ускорения его развития за счет использования механизмов «коллективного интеллекта», так и (б) для самих представителей «айтишной» профессиональной группы, поскольку может способствовать повышению их социального статуса.)

Кроме того, по роду своей профессиональной деятельности представители современного интеллектуального класса обязаны постоянно учиться, осваивать новое, буквально шагать в ногу с прогрессом. Фактически, эта миссия является иллюстрацией социальной эволюции человечества в направлении от «человека разумного» к «человеку работающему» и ныне – к "человеку обучающемуся" (7-й доклад Римскому клубу).

Очевидно, что это обучение сегодня в значительной степени связано с дистанционным образованием и с использованием интернет-ресурсов. К тому же, поскольку человеческое знание всегда является личностным, оно наиболее эффективно усваивается в процессе практической деятельности, передаваясь от человека к человеку, как обучение «по образцу» (А. Бандура). Важную роль при этом играет коллективное обсуждение практического опыта, которое все чаще происходит благодаря интернет-коммуникации, особенно на базе «нишевых» социальных сетей, ориентированных на профессиональные интересы их участников. Можно сказать, что прикладное, дополнительное профессиональное образование для интеллектуального класса постепенно становится все в большей мере социомедийным. (Да и сам интеллектуальный класс сегодня может быть назван «социомедийным классом».)

Основные направления социомедийной революции

Порой говорят о том, что социомедийная революция протекает в трех измерениях: технологическом, социальном и психологическом. Однако, для удобства рассмотрения их можно объединить (без потери информации) в два основных направления. Представим, что процесс развития социомедийных ресурсов движется по двум параллельным направляющим, как по рельсам:

1) Техно-психологическое направление

Это отнюдь не простое технологическое усовершенствование каналов коммуникации или алгоритмов/протоколов передачи данных и форматов их представления. Ведь подобные изменения, происходящие непрерывно, являются количественными, не революционными, а эволюционными. Качественные же изменения способов общения в Интернете, «скачки развития», связаны именно с сочетанием технологии и психологии – последняя задает русло, в котором должны протекать технические усовершенствования (можно представить психологию как основу ТЗ для инновационных разработок и стартапов).

Эта связь, или двуединство технологии и психологии, проявляется в том, что в основе каждого успешного инновационного интернет-проекта, особенно социомедийного, лежит новый, доселе не использованный конкурентами функционал – удачно обнаруженная дополнительная технологическая деталь, выхваченная («снятая») из естественных психологических закономерностей процесса коммуникации. А то общее направление, в котором протекает развитие технологий интернет-коммуникации – постепенная гуманизация, «очеловечивание» формата общения. Задача состоит в том, чтобы общение в Интернете все в большей степени приобретало «человеческое лицо», приближая коммуникацию «человек-компьютер», или точнее «человек-компьютер-человек», к привычному оффлайновому общению «человек-человек».

Каковы же основные тренды социомедийного приближения к естественной человеческой коммуникации?

а) Приближение технологий интернет-коммуникации к естественным стратегиям поведения людей в процессе общения. Это стратегии, заложенные в мозге на уровне его биологических «стандартных программ», или инстинктов (в первую очередь инстинкта социального). Например, изначально регулярное общение людей и их социальное взаимодействие выстраиваются в форме «первичных кругов» (Г. Зиммель) – отражение этой закономерности можно видеть в структуре соцсети «МойКруг».

Значимую роль в процессе общения играют персональные оценки, получаемые человеком от окружающих, накопительным результатом которых становится завоевание им статуса внутри группы. Соревнование за получение подобных оценок становится значимым способом мотивации пользователей ряда соцсетей, будь то к примеру "Имхонет" или "МойМир".

б) Приближение технологий интернет-коммуникации к собственным стратегиям человеческого мозга, используемым для переработки информации и принятия решений. Имеются в виду не сознательно формируемые, рациональные стратегии логического мышления – а стратегии подсознательные, иррациональные, заложенные в мозге на уровне его автоматических программ. К их числу относятся, например, вероятностная оценка значимости информации, или стремление к подражанию (обучение по образцу).

На уровне поведения отсюда проистекает столь значимый для принятия решений конформизм, или ориентация на мнение большинства (отражение социального инстинкта), представляющий собой психологическую основу технологии web 2.0. Сюда примыкает также технология рекомендаций, или оценок (like), столь знакомая пользователям FaceBook.

Персонализация виртуального общения, когда перед пользователем постоянно предстает визуальная «галерея» знакомых лиц (особенно наглядно это проявляется в FaceBook) – еще один пример подобного подражания собственным стратегиям мозга, поскольку механизм узнавания лиц (прозопогнозис) имеет самостоятельное мозговое обеспечение (и даже связан со строго определенными областями мозга).

2. Социально-психологическое направление

Оно связано с возникающими в процессе роста аудитории социальных медиа новыми явлениями массового поведения пользователей, по сути - c эволюцией общества. Это новое возникает на базе естественных механизмов человеческой психики и традиционных закономерностей социального взаимодействия, при погружении людей в новую информационно-коммуникативную среду.

При этом эволюция социальных медиа и Интернета в целом, с одной стороны, и общества с другой стороны, взаимосвязаны: вначале Интернет подстраивается к актуальным потребностям общества, а вслед за этим и общество, благодаря использованию предоставляемых Интернетом новых возможностей, может меняться в некоторых аспектах.

(Продолжение следует)

разделы: Ноу-хау | Жизнь

Другие ноу-хау

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost