На днях в Рунете бурно обсуждали один "флешмоб", устроенный некими
"Русские антифашисты" атакуют
Первоначальным источником информации о заявлениях служит письмо, полученное по рассылке и выложенное получателями
Вообще, у меня самого есть небольшой проект
Одной из таких "публичных акций", кстати, стал
Но страница коллективного заявления, подобного тому, которое подали "русские антифашисты", на "Нетадвокате" вряд ли появится. Прежде всего потому, что сочетать друг с другом разработку методов защиты от обвинений с самими обвинениями - это значит бороться с самим собой. К тому же, со всей этой "борьбой с экстремизмом" сейчас создалась совершенно ненормальная обстановка: самые разные политические фрики протестуют против "антинародной 282-й статьи", но при этом считают своим долгом писать доносы на оппонентов, с просьбой привлечь их к ответственности за "экстремизм" по той самой, "антинародной".
Возможно, я старомоден, но мне такие методы борьбы почему-то кажутся неэтичными. Поэтому, на мой взгляд, любой податель заявления о признании чего-то "экстремизмом" или, еще хуже, о возбуждении в отношении оппонента уголовного дела по статье 282, должен немедленно подвергнуться, как говорят в интернетах, "озалупливанию", нерукоподаванию, а также поражению в гражданских правах любым иным способом. Независимо от его политических пристрастий.
Они, похоже, не понимают, что вся эта гонка антиэкстремистских вооружений вдарит в ответ по всем подряд, включая их самих, а также других нормальных людей. И жалко будет только нормальных, типа Саввы Терентьева, который свою статью получил за риторический призыв, реальной опасности в котором не было абсолютно никакой.
Если кого и сжигать на Стефановской площади, так это доносчиков. Провожая в Девятый круг...
"Флешмоб" как пример для подражания
Признание "экстремизмом" священных текстов уже случалось. Например, не так давно в
Я коллекционирую материалы, внесенные в "экстремистский список", и сама эта брошюра в моей коллекции есть, но мне трудно увидеть в ней какой-то "экстремизм". Запретили ее, скорее всего, за компанию с
На примере этого флешмоба хорошо видно, для чего вообще могут быть использованы подобные акции -- хотя бы для изучения практики по таким делам и разработки способов противодействия. Уже сейчас видно, что прокуратуры после получения заявлений кинулись
К примеру, из ответа, полученного от представителей Уральского центра судебной экспертизы, видно, что у них "отсутствуют специалисты надлежащего уровня, способные проанализировать Ветхий завет". В то же время этот же центр делает экспертизу одной "экстремистской книги" под названием "Удар русских богов", и организаторы флешмоба вполне резонно полагают, что если представить этот ответ в суд, рассматривающий дело о признании экстремистским материалом "удара", суд может задуматься о компетентности экспертов Центра. Мысль, в общем-то, разумная.
Прокуратуры, составляющие ответы, друг с другом контактов не поддерживают, в то время, как авторы флешмоба имеют возможность видеть всю ситуацию в целои и использовать промахи одной прокуратуры против другой. Когда обобщения практики составляются судами и прочими органами власти, этим занимаются, как правило, на уровне субъекта федерации: делу нужно сначала дойти до этого уровня, а только потом попасть в обобщение. А в нашем "экстремистском флешмобе" каждый промах правоохранителей становится достоянием гласности немедленно.
Такой способ изучения правоприменительной практики по определенному вопросу еще и полнее, чем общепринятые. Скажем, Верховный и Высший Арбитражный суды дают руководящие указания нижестоящим судам, пользуясь при этом примерами из числа тех дел, которые дошли до них по "вертикали власти" с самого нижнего уровня. Россия, конечно, большая, но может ведь случиться и так, что какое-то типичное дело не дойдет до высших инстанций или дойдет до них слишком поздно. В то же время, "флешмобберы" могут не беспокоиться о таких мелочах: любое важное решение, вынесенное где угодно, сразу же становится достоянием всех участников "флешмоба", которые могут действовать дальше, учитывая его. А решения неважные просто не учитываются.
Нельзя забывать и о пиар-эффекте подобных акций, хотя роль его часто переоценивается. Судам и прокуратурам в общем случае по барабану то, что о них пишут в интернете всякие анонимусы, какие-то оргвыводы возможны только в том случае, если ажиотаж связан не с оценками их деятельности, а с конкретными нарушениями, которые обсуждаются.
Пожалуй, единственный недостаток акции по "признанию экстремизмом Ветхого завета" - это безобразный ее пиар: началась она в июле, а первые сообщения в прессе появляются почему-то только
Мне, конечно, очень жаль, что таким нужным и полезным делом как борьба с христианизацией, заняты такие, прямо скажем, неподходящие люди, как "русские антифашисты". Однако, у таких "судебных флешмобов" - хорошие перспективы, так что после умучивания кровавым режимом на их место непременно придут другие. И это правильно.