26 июня, как наверняка помнят постоянные читатели "Вебпланеты", я
На следующий день новость подхватили широкие массы блоггеров, и РАО полощут уже вторую неделю... Масла в огонь
Для тех, кто не в курсе, надо пояснить, что ни Каганов, ни Гребенщиков не являются авторами песни "Город золотой". Гребенщиков просто исполнил эту песню вслед за Алексеем Хвостенко, который положил стихотворение Анри Волохонского на музыку Франческо де Милано (или
Как бы то ни было, сейчас вся эта веселуха идет на спад. А вот про "antirao.ru" все благополучно забыли еще раньше. Никогда нельзя угадать, какая новость начнет распространяться по уютненьким дневничкам со скоростью лесного пожара, а какая — заглохнет к ближайшим выходным...
Ну, а раз уж все обсуждают институт "коллективного управления авторскими правами", надо, наверное, и мне, как невольному виновнику, внести некоторые разъяснения. Итак, что же такое это РАО, для чего нужно оно и другие "организации по коллективному управлению правами" (они же "ОКУПы")?
Плата "за воздух"
Основной смысл существования "коллективных управляющих" состоит в том, что они заключают договоры на использование переданных им в управление произведений в тех случаях, когда пользователь договориться непосредственно с автором не может. Собирают выплаты такие организации с устроителей концертов, спектаклей, и прочих зрелищных мероприятий, однако, больше всего конфликтных ситуаций возникает тогда, когда инспектора идут в народ и начинают требовать отчислений за музыку, звучащую в местах со свободным доступом: кафе, ресторанах, и тому подобных заведениях.
На языке закона это называется "публичным исполнением". Под ним понимается любое "представление произведения", которое осуществляется в месте, открытом для свободного посещения, либо в месте, где присутствует значительное число "лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи". Кстати, понятие "круг семьи" шире, чем просто "семья", поэтому слушать музыку в компании с девушкой (или молодым человеком, кому как нравится) вполне можно и без заключения с ней (ним) брака, как ошибочно утверждают некоторые острословы. Насколько мне известно, инспектора ОКУПов не собирают деньги за публичное исполнение на свадьбах, полагая всю толпу народа, которая обычно туда приглашается, принадлежащей к "кругу семьи", и они абсолютно правы. (Хотя возможно, их удерживает от таких сборов древняя русская традиция украшать свадьбу дракой, которая, благодаря защитникам копирайта, получила бы гораздо большее распространение).
Традиционно вопрос о правомерности взятия денег за звучащую музыку неспециалистами относится к спорным, но раз в законе (ст. 1326 ГК) записано — значит, надо платить или менять закон. Однако, даже и без этого вопроса в деятельности ОКУПов периодически возникают ситуации, когда они пытаются, истолковать неясности в законе в свою пользу.
Из последнего —
Однако, РАО
Теперь, вернувшись к "делу Deep Purple", с которого началась статья, можно заметить одну нестыковку. ОКУПы, как уже было сказано, действуют в тех случаях, когда сам правообладатель не может заключить с пользователем договор лично, это организации-посредники. Но когда сами авторы осуществляют исполнение своих произведений, никакое посредничество им не нужно. Однако, РАО понимает свою роль в управлении правами более широко, результатом чего становятся ситуации, описанные в
Так что широкие массы блоггеров, не будучи экспертами в авторском праве, все-таки правильно уловили бредовость ситуации: при наличии на сцене живого автора защита его прав со стороны РАО выглядит, действительно, неуместной. К тому же, авторские отчисления могла заплатить музыкантам напрямую та организация, которая их возила по России, а выяснением этого вопроса суд почему-то пренебрег.
Правовая вольница и ее конец
По утверждению представителей РАО, эта организация вправе представлять всех правообладателей, за исключением тех, которые не отозвали свои произведения из его широких объятий. Это право также часто подвергается сомнению, как и правомерность "сборов за воздух", но оно — также абсолютно законно. Выдача разрешения "представлять всех" называется
Как видно из многочисленных обсуждений в блогах, обсуждающие уже успели забыть тот беспредел, который наблюдался в сфере коллективного управления до 2008 года. Тогда представлять всех мог абсолютно любой ОКУП, чем такие организации активно пользовались. Самым громким эксцессом "коллективного управления" стала выдача неким
Правда, сейчас
Но не РОМСом единым: председатель правления этого общества Василий Терлецкий ныне возглавляет другой ОКУП под названием
Сейчас близится аккредитация в сфере управления правами исполнителей и изготовителей фонограмм на "публичное исполнение". А есть еще и такая сфера, как "получение вознаграждения за воспроизведение в личных целях". Это, если говорить просто, отчисления с каждого проданного чистого носителя информации и устройства, позволяющего делать копии произведений. Такой сбор был предусмотрен еще прежним законом "Об авторском праве и смежных правах", однако фактически он не собирался: импортеры техники и чистых носителей при ввозе их из-за границы просто писали "гарантийное письмо" с обязательством оплатить его в будущем. Можно представить, сколько денег они должны к настоящему моменту.
В общем, борьба за аккредитацию обещает быть жаркой. ОКУПов на наш век хватит.