Написать эту колонку меня подвигло
С одной стороны, сервис не такой уж и новый - нечто подобное делают чуть ли не все организации по коллективному управлению авторскими правами. С другой стороны — у "Сенешаля", пожалуй, лучшая система депонирования изо всех, мною виденных. Поэтому присвоим этому сервису звание "условно нового". И попробуем поговорить про "регистрацию авторских прав" вообще, ответив на несколько насущных вопросов.
А как?
В общем случае процесс выглядит примерно так: автор приносит организации, осуществляющей регистрацию, копию своего произведения, а организация выдает ему "документ, который может быть использован в суде для доказательства авторства". Это — в первом приближении, так обычно описывают свои услуги сами регистраторы. Но мы, разумеется, будем вдаваться в подробности.
Например,
Кто это там сказал "я тоже так могу"? Можете. И я могу. И кто угодно может. А если вы задались вопросом о том, какой статус имеет такая бумага, то могу ответить: перечень доказательств, на основе которых суд выносит решение, не ограничен, доказательством по делу может быть любой документ. На усмотрение судьи. Разумеется, если свидетельство выдано не мной, а РАО, судья с большей вероятностью примет его на веру. То есть, юридическая сила такого документа зависит прежде всего от авторитета выдавшей его организации.
В крайнем случае, если судья не поверит, можно попытаться вызвать в суд в качестве свидетеля работника, депонирование осуществлявшего. Если вспомнит — может быть, подтвердит суду, ну, а не вспомнит — извините. Кстати, суд его хотя бы предупредит об ответственности за дачу ложных показаний, в то время как "свидетельство" показаниями, разумеется, не является, и за внесение в него неверных сведений "регистратор" никакой ответственности не несет. (Это намек, да...)
Есть еще один способ депонирования, при котором подтверждение авторских прав доверено почте. Это — широко известный "Poor man's copyright", когда автор запечатывает свое произведение в конверт и посылает самому себе. Это, пожалуй, первый по популярности (на форумах) способ. Но вынужден огорчить тех, кто захотел сэкономить: примет ли судья этот конверт, зависит исключительно от его доброй воли. По-хорошему, он еще экспертизу должен назначить, поставив перед ней вопрос о том, не вскрывался ли конверт после простановки штампа.
Что же касается депонирования у "Сенешаля", то оно включает в себя не только простую выдачу свидетельства, но и совершение нотариусом одного из двух нотариальных действий: удостоверения времени предъявления ему конкретного документа, либо выдачи свидетельства о верности его копии. Право обеспечивать доказательства закреплено
Хорошим выходом из положения являются депозитарии, которые принимают документы по почте или через Интернет. "Сенешаль" и это позволяет, так что зачот ему.
А что?
Теперь давайте посмотрим, что же, собственно, подтверждают такие документы. А подтверждают они примерно следующее:
1) что в организацию, выдавшую свидетельство, в определенный день, указанный в самом свидетельстве,
2) пришел какой-то чувак, имя которого также указано в свидетельстве,
3) который предъявил некое произведение, и сказал, что является его автором.
...и все. То есть, из этого документа следует только то, что у лица, его получившего, на дату его выдачи имелось некое произведение. И "свидетельство" не является истиной в последней инстанции, как некоторым кажется: если ответчик на суде заявит, что автором является он, и приведет десяток свидетелей, то неизвестно, чье кунг-фу окажется сильнее.
Вообще, многие, к сожалению, очень часто верят в некую бумажку, "подтверждающую авторство", которая будет железным доказательством в суде. Напомню вам один из основных принципов судебного процесса: доказательства по делу рассматриваются в совокупности, и ни одно из них не имеет заранее установленной силы. То есть, утверждать о том, что депонированием можно стопроцентно подтвердить свое авторство, просто нельзя: свидетельство о нем будет оцениваться среди конкретной совокупности других доказательств. И как оно будет смотреться на общем фоне, неизвестно. И примет ли его вообще суд как доказательство — неизвестно тоже (особенно это относится к посланному самому себе конверту).
Кстати, опротестовываются такие свидетельства довольно легко, а если вы вчитаетесь в условия их выдачи, то обнаружите, что выдающая организация ни за что не отвечает, кроме правильности трех пунктов, указанных выше. Бывали случаи, когда свидетельство получал плагиатор, для последующих наездов на честного автора. А совсем смешно стало, когда Антон Серго зарегистрировал на себя программу под названием Windows Vista. Правда, с программами особая ситуация: возможность их регистрации в Роспатенте прямо установлена в законе. А вот регистрация всех остальных объектов авторского права — это уже самодеятельность "регистраторов".
А зачем?
Подозреваю, многие читатели уже давно считают, что статья эта — рекламная, оплаченная "Сенешалем". Но увы, это не так: их "депонирование" от прочих, действительно, выгодно отличается именно нотариальным обеспечением доказательств. А для того, чтобы статья окончательно перестала казаться рекламной, я напоследок приберег не сладкое, а здоровенную ложку дегтя. Давайте зададимся вопросом: а зачем нам, собственно, "регистрировать свое авторство"?
Что "для суда" — это понятно. Но давайте попробуем просчитать ситуацию, когда ваше священное авторское право нарушили. Вот вы обнаружили свое произведение где-нибудь в Интернете, за чужой подписью. Вы готовитесь к суду. Что же придется этому суду доказывать?
Во-первых, конечно же, то, что вы являетесь автором произведения. (Конечно же, с помощью "свидетельства"). А во-вторых — то, что оно было незаконно использовано владельцем того сайта, на котором вы его увидели.
Поскольку с "во-первых" мы как бы разобрались, то перейдем сразу к "во-вторых": нам надо выяснить, кто владелец сайта, а также то, можно ли на этот сайт закачивать так называемый "user-generated content" (на месте владельца я бы заявил, что это все нехорошие юзеры мне закачали, а для многих сайтов такое заявление будет совершеннейшей правдой). Потом надо как-то зафиксировать сам факт нахождения произведения на сайте (который, не забываем, находится под контролем ответчика). Для этого, возможно, придется искать нотариуса, который может и не согласиться "заверять Интернет", как об этом говорилось выше. Затем — возможно, предпринять какие-то попытки досудебного урегулирования. Затем — установить место жительства нарушителя, и направить таки иск в тамошний суд. Как-то сложно это все...
Давайте теперь вернемся к "во-первых" и поищем альтернативные пути доказать авторство. Во-первых, можно найти свидетелей того, как вы произведение создавали (то же самое может сделать и ответчик, кстати). Для фотографий или других произведений, создаваемых в цифровой форме — предоставить суду исходные материалы, полученные в ходе разработки, которых у нарушителя, конечно же, не будет. Если произведение опубликовано где-нибудь в журнале — вообще замечательно, факт публикации под вашим именем оспорить будет сложно. Можно применить тот же "Poor man's copyright", благо конверты дешевы. Можно творчески развить этот метод, отправить произведение самому себе по электронной почте, и оставить его на почтовом сервере, а потом — попросить суд опросить работников провайдера, чтобы те дали заключение о том, когда письмо с файлом на сервер поступило. Это, конечно, уже экзотика, но импровизировать никто не запрещает.
Так вот, надеюсь, теперь вам понятно, что доказать факт незаконного использования произведения — на порядки труднее, чем свое авторство. Иными словами говоря, эти добрые люди, "регистраторы прав", помогают автору выполнить наиболее легкую часть работы по обращению в суд. Ай, спасибо вам, добрые люди!
Короче говоря, деньги ваши, и вам решать, регистрировать ли "свое авторство", или воздержаться. Можно, в конце концов, воспользоваться услугами онлайн-депозиториев типа