Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

РИТ-2007: день первый

Софт | репортаж | 17.04.2007 01:53

Вчера была открыта первая конференция российских профессиональных веб-разработчиков - "Российские Интернет Технологии 2007". Жаждущая знаний толпа заполнила всю площадь ИнфоПространства, и действие началось...

Ашманов: Где дамы?

Открыл мероприятие председатель программного комитета и главный зачинщик, Олег Бунин. Само собой, начал свое повествование с высокопарных слов об огромных перспективах развития Рунета и необходимости обмена опытом ведущих российских веб-разработчиков для перехода на новый уровень По его словам в России есть нефть, история - но не хватает информационных технологий. А так как Россия - центр научной мысли, их освоение при должной организации не заставит себя долго ждать. При этом он заметил, что именно практики ответственны за внедрение технологий, что им нужна поддержка.

Затем микрофон был передан одному из сотрудников Яндекса и тот продолжил патриотическую речь Олега: "За границей думают, что в России нет ничего". После чего он тоже призвал встать на защиту Отечества со столь славной историей. Пример не заставил себя долго ждать - "эстонцы разработали Skype, а у нас их будет 5".

Игорь Ашманов прервал патриотическое зомбирование сливок российской веб-разработки и сразу воскликнул: "А где дамы? Что да дискриминация по половому признаку?". Игорь начал отчаянно требовать привлечения в Веб женщин и при этом не забыл про Суп, удивившись, что еще не все туда перешли работать. Даже второй зал, куда шла трансляция открытия из первого, разразилась громким смехом - тонкую шутку профессионалы поняли.

Flash - медиа, Flex - программирование

Секция "Клиентское программирование" началась с доклада о Adobe Flex - перспективной, но еще не очень популярной альтернативе тому же AJAX. Но Константин Ковалев сразу предупредил, что не будет проводить сравнений и аналогий с прямыми конкурентами (хотя о них он все же далее упомянул) - доклад адресован как начинающим Flex-разработчикам, так и вовсе незнакомым с этим средствам людям. Это правило можно легко распространить по крайней мере на первый день РИТ-2007: в целом доклады были просты и понятны даже начинающим разработчикам. Скорее всего, это станет дополнительным стимулом для увеличения аудитории на следующем РИТе.

Константин рассказал об истории Flex и ее перспективах. До недавнего времени основная нагрузка ложилась на серверную часть, была необходима компиляция, да и лицензия стоила 15 тысяч долл. Macromedia, ныне купленная Adobe, все же опомнилась и сменила стратегию. Начиная с недавно выпущенной второй версии компиляция стала необязательной, была разработана новая виртуальная машина. Да и разработка значительно упростилась - SDK стал бесплатным, а в Eclipse появилась поддержка ActionScript 3, который используется в Flex 2. Вероятно, выбор средства разработки был обусловлен целевой аудиторией Flex, Java-программистами. Как сообщил докладчик из Петербурга, Java-программисты без труда смогут создавать проекты на Flex.

Adobe не держит яйца в одной корзине - вопрос из зала подтвердил это. Аудиторию интересовали средства интеграции Flash и Flex. Как оказалось, их как таковых нет. Константин подчеркнул, что Flex и Flash - разные вещи, пускай и являются в обоих случаях конечным продуктом swf-файлы. Flash создан для медийных целей, а Flex - более мощного программирования. В Flex даже не предусмотрено средств для создания "красивостей" - программу писать можно в "Блокноте", а компилировать через консоль. Многократно было отмечено, что легший в основу Flex ActionScript3 очень схож с разрабатываемым JavaScript 2.

Докладчик является специалистом по Rich Internet Applications (RIA) и поэтому он пояснил собравшимся свою профессиональную стезю - столь же функциональные приложения, как десктопные, но предназначенные для работы через Сеть. Термин был введен Macromedia с выпуском в 2002 году Flash MX. Как раз-таки Flex относится к средствам создания таких приложений. Была и приведена цитата Брюсса Эккеля: "Flex - это DSL для GUI".

Быстрый-быстрый сервер

В соседнем, куда более значительном зале шла секция "Разработка больших Интернет-проектов". Если второй зал с клиентским программированием был заполнен не более чем наполовину, то в первом люди даже стояли вдоль всех стен, слушая доклады Игоря Сысоева, ведущего (но уже бывшего) разработчика компании Рамблер и создателя быстрого веб-сервера nginx. Еще перед открытием конференции организаторы отметили, что наибольший интерес у аудитории вызывает создание проектов с большой нагрузкой - в России нет никакой информации по этой теме, хотя профессионалы уже имеют довольно весомые наработки. Поэтому эту секцию поместили в самый большой зал ИнфоПространства.

Несмотря на первоначальные оптимистичные настроения, уже ко второму докладу аудитория первого зала притомилась. Кому тема (оптимизация FreeBSD на высоких нагрузках) была интересна, переписывали заветные строки кода, но остальные слушали невнимательно. Доклад в конечном счете свелся к рассказам о тех или иных параметрах и результатах их правки. Причем лишь немногие конспектировали...

Самым интересным в целом для аудитории оказался способ проведения эксперимента по DDoS-атаке подопытного сервера. Примечательно, что Игорь рассказывал о том, как он повесил "какой-то современный Linux".

Кофе и ЛАМПы

На первом кофе-брейке участники перевели дух, обменялись мнениями о секциях, и конференция пошла уже в четыре потока - в двух залах доклады тех же секций, а в двух других - круглые столы по созданию usability-отделов, плюс сравнение CMS/CMF.

Следующий доклад, по распределенной архитектуре LAMP-приложений (Linux+Apache+MySQL+PHP) в первом зале попытался реанимировать всю секцию. Доступным языком Петр Зайцев рассказал о том, как распределяется приложение - с помощью репликации, распределения по ролям или с помощью разделения данных. Репликация в целом позволяет повысить надежность, но она довольно неудобна, так как для оптимизации можно лишь разделить обращение за разными записями по отдельным слейвам.

Распределение по ролям и разделение данных - куда более удобны, пускай и трудоемко их создание. К примеру, можно выделить слейвы для создания полнотекстового поиска (с помощью конвертации InnoDB в MyISAM). А разделить данные можно с помощью горизонтального партишинга - данные будут разделены по отдельным серверам, это особенно удобно, если JOIN'ов практически нет. Правда, при партишинге значительно усложняется само приложение - ему нужно собирать данные с разных серверов.

Среди архитектур кластеров были отмечены Master-Slave, Master-Master, Master-N-Slaves, Master+DRDB/SAN, а также Master-Master в сочетании с несколькими Slave при использовании в нескольких дата-центрах. В случае использования первой при выходе из строя необходимо клонирование, второй же это не нужно. Master-N-Slaves сложнее в настройке, но позволяет свести к минимуму падение производительности при выходе одного из кластеров из строя.

Под конец было рассказано о способах снижения нагрузки на приложения. Основным из них было названо кеширование, и два главных варианта - server-side proxy и прегенерированный статический контент. Для server-side proxy можно использовать, к примеру, squid и на его основе реализовать частичное кеширование запрашиваемых страниц. Для максимального снижения страницы можно кешировать полностью и нормально настроить на веб-сервере Keep-Alive. Само собой, очень удобно вынести статичные страницы и картинки на отдельные сервера.

Но Петр заметил, что очень часто действенным способом является увеличение расходов на "железо" - увеличение производительности позволяет уменьшить работу для разработчиков.

Веселые ребята из Яндекса

Но больше всего внимания к себе привлекли сотрудники "Яндекса" - к их доклада было приковано внимание всей аудитории, так как заскучать слушателям не давали ни на секунду.

На первом же докладе, по архитектуре "Яндекса", был просто аншлаг - людей пришло даже больше, чем на "nginx" и "Настройку FreeBSD". Весело и задорно, с картинками конструктора Lego, было рассказано об устройстве непростой платформы, в основе которой преимущественно лежат собственные разработки компании. Ключевой особенностью является простота - обработчики описываются в XML, кеширование реализовано на CORBA, а в данными компоненты обмениваются по HTTP. Если же говорить о частностях, то после разбора XML и XSL хранятся в памяти XScript, а NameServer установлен на каждой машине для повышения отказоустойчивости. Кеширование в CORBA реализовано максимально просто - сверяется время создание страницы и в случае необходимости генерируется новая.

Безусловно, в каждом большом проекте время от времени возникают проблемы. Остановить сервис невозможно, а полностью работать он не может. В этом случае на помощь приходит деградация. На паре скриншотов Яндекс.Маркета была показана обычная версия и деградированная. На деградированном присутствовал лишь поиск и... баннер. Возможно, это был тонкий намек на то, что "Яндекс" о рекламодателях заботится даже в самой тяжелой ситуации. Сервис работать не будет, но рекламу он будет показывать!

Аудиторию заинтересовала XSL-верстка в "Яндексе". По мнению одного из участников, это слишком сложно и долго. Но сотрудники "Яндекса" тут же подчеркнули, что XSL - гибкий темплейтовый движок, а за гибкость нужно чем-то расплачиваться. И сложность разработки была поставлена под вопрос - по мнению "Яндекса", на XSL делать несложно, а остальные разработчики отвергают его из-за своей лени и нежелания его изучать. При этом на весь "Яндекс" приходится около 20 сотрудников, работающих с XML и XSL.

Как должен выглядеть сайт

Не пал в грязь лицом российский поисковик и в "Клиентском программировании", особенно в докладах про верстку. Алексей Рыбаков популярно рассказал о том, как надо верстать, а как - не надо. Верстать нужно блоками. А тот, кто верстает таблицами, по мнению Алексея, "будет гореть в аду". Но позднее его товарищем подобная позиция профессионалов была объяснена: они могут хорошо сверстать блоками и поэтому таблицы не приемлют. Хотя от табличной верстки тот же "Яндекс" сейчас невозможно избавить.

В целом было отмечено пять критериев тестирования верстки - кросс-баузерность, отображение при разных разрешениях, навигация, формы и валидность. По данным Алексея, в настоящее время максимально приближены к стандартам W3C Opera 9.0, IE 5.0-7.0, Safari 2.0. Менее точными ("второй уровень" согласно его терминологии) были названы Opera 7.5, 8.5, Mozilla 1.7.8, Konqueror 3.5. Свой критерий Алексей довольно интересно объяснил: "Если IE 5.0 в отношении ошибок интерпретирования HTML - маленький невинный ребенок, то Opera 7.0 - злобный человек с пультом уничтожения Земли".

Необходимо тестировать верстку во всех браузерах, тем более, что даже по мнению сотрудников Яндекса "поставить несколько версий Internet Explorer - нетривиальная задача, тем более на пиратской копии Windows". В качестве ближайшего примера был взят сайт РИТ-2007: Алексей его неплохо покритиковал. К примеру, на разрешении 1024х768 до недавнего времени красовались непонятные слова в правом блоке. Также внимание нужно уделять возможности легко изменять размер шрифта, причем с тестированием верстки до двух Ctrl-"+" в FireFox и "Largest" в Internet Explorer. Многие не обращают на это внимание, но для некоторых пользователей (к примеру, с ослабленным зрением) этот критерий важен.

Ни для никого не секрет, что разработчикам необходимо следить за отображением сайта при отключенной графике. К сожалению, многие об этом забывают. Даже продемонстрированный докладчиком сайт Joomla имеет множество проблем с отключенной графикой (размер изображений нефиксирован, белые надписи меню расположены на белом фоне), хотя в нормальном режиме он практически идеален. О пользователях с отключенным JavaScript и Flash также не нужно забывать - необходимо указывать хотя бы минимальные данные о флеш-ролике, в случае отсутствия поддержки Flash. Но, в первую очередь, нужно обеспечить возможность работы с формами, навигацией, обеспечить доступность всей информации. Хороший верстальщик заботится даже о нескольких процентах пользователей.

Алексей Рыбаков напомнил аудитории о первоначальном назначении label'ов в формах - по щелчку на них должен устанавливаться фокус на соответствующее поле. В настоящее время разработчики об этом позабыли. Да и нормальное указание таб-индексов в формах очень важно, т.к. у многих посетителей нет возможности использовать манипулятор и нужно работать с формами посредством клавиатуры.

Кому микроформаты?

Коллега Алексея продолжил секцию рассказом о микроформатах, их прошлом и будущем. Благодаря им в настоящее время можно удобно обмениваться данными между сайтами, создавать Open Data.

Яркий пример тому - Google Maps API. За счет этого интерфейса было реализовано множество картографических сервисов. В настоящее время появился ряд удобных микроформатов - для публикации личных данных (hCard), местоположения (Geo), своих контактах (XFN), описания товаров и услуг. Микроформаты реализованы на стандартном неизмененном xHTML и возможности расширения микроформатов ограничены лишь языком разметки. Это не новый язык, а лишь надстойка над xHTML, поэтому внедрить их уже сейчас - незначительная проблема.

Были обсуждены и вопросы борьбы со спамом (как поисковым, так и почтовым) при использовании микроформатов, так как hCard содержит email в открытом виде, а с помощью другого микроформата можно давать оценку сайту, на который дана ссылка. В итоге пришли к выводу, что проблема заключается не в микроформатах, а в борьбе со спамом в целом. Значительный минус у микроформатов лишь один - не все современные браузеры их поддерживают.

Активное видео

Одним из последних докладов первого дня шло "Гипервидео", секция "Технологии будущего". Несмотря на интригующее название, суть технологии понять несложно - на видео (MPEG-1, MPEG-2, MPEG-4) накладывается дополнительный слой, AVMap, и по нему отслеживаются нажатия пользователя. К примеру, если во время проигрывания видеоролика с подводным миром кликнуть по рыбе, то появится ее описание. Нажатие по капоту едующего авто приведет к проигрыванию ролика с проверкой двигателя. В общем, это возможность создания ссылок на объектах в видео.

Занимается данной технологией в России компания Active Video и, по заверениям ее руководителя, Александра Беленова, она преуспела в этом направлении. Разработаны как средства создания роликов, так и их доставки и прогрывания. Для доставки используется распределенная модель, так как обеспечить качественное видео на единой системе практически невозможно. Будут установлены кеширующие сервера в основных сетях потребления - такая модель сходна с проектом Joost, который является аналогом p2p-сети и доставка осуществляется от одного клиента к другому.

Взрыв в многопользовательских играх

На круглом столе под громоздким названием "Разработка многопользовательских онлайновых игр как больших веб-проектов" Максим Чурин из "Веб Интерактив Ворлд" рассказывал о перспективах игр, основанных на веб-приложениях. В ближайшей перспективе ожидается взрывной рост рынка Set-Top-Box - устройств, подключаемых к телевизору и являющихся неким вариантом игровой приставки, но для многопользовательских игр.

Ключевыми направлениями развития многопользовательских игр были названы применение передовых технологий и расширение количества интерфейсов, так как необходимо заинтересовать игрой, даже когда он не находится за десктопом.

Правда, у некоторых участников возникли сомнения по поводу целесообразности создания интерфейсов для WAP, PDA, Set-Top-Box, но они были быстро развеяны фразой: "Если человек играет повсюду, то он живет игрой". Если пользователю дать возможность использовать даже минимальный функционал на мобильной платформе, то значительно повышается его лояльность. Полнофункциональный доступ при этом необязателен: вполне достаточно чата или просмотра/изменения характеристик героя, так как бой и другие сложные операции все равно требуют полного функционала, реализация которого в WAP или PDA-версии приведет к монструозным интерфейсам.

Причем со временем рынок портативных платформ будет все более привлекателен экономически: уже в ближайшее время операторы сотовой связи начнут делиться доходами от трафика с контент-провайдерами, как WAP CSD, так и GPRS.

В целом же при разработке многопользовательской веб-игры в первую очередь нужно заботиться о масштабируемости проекта. "Игра создается маленькой и постепенно растет", - это был один из главных тезисов Максима. Частой ошибкой разработчиков является попытка коммерциализации проекта с самых первых дней, хотя на самом деле о заработке не стоит говорить ранее выхода из беты. При этом практически невозможно выпустить сразу конечную версию - основную часть времени проект находится в состоянии беты и это создает дополнительный ажиотаж вокруг него. На вопрос из зала "Сказывается ли включение коммерческих услуг на динамике регистраций", докладчик ответил отрицательно.

В процессе разработки проекта необходимо создание "прослойки" между
разработчиком и конечными клиентами. Эта "прослойка" должна собирать пожелания от пользователей и ошибки. Само собой, разработчик должен играть в свой же продукт, лишь так он сможет поставить себя на место конечного потребителя. В случае, если клиенты будут знать, за каким аккаунтом находится разработчик, то на нем нужно отключать чат, так как специалист будет завален сообщениями и не останется времени на его непосредственные обязанности.

Обучение: нужна системность знаний

Весьма интересным выдался круглый стол по "Web-образованию". На нем были обсуждены проблемы подготовки веб-спеалистов на территории России. Как оказалось, немногие ВУЗы могут похвастаться качественным преподаванием. Причем даже если даются качественные и актуальные знания, то все равно отсутствует системность, которая бы позволила сложиться веб-знаниям в единый полезный навык.

В обсуждении участвовали как студенты университов различных регионов России, так и работодатели. Конечным вариантом была выбрана стратегия развития совместных проектов, на которых студенты могли получить требуемые рынку навыки, а предприятия не беспокоились об обеспечении производства кадрами.

разделы: репортаж | Софт

Другие репортажи

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost