Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

"Школьный портал" как психотерапия для взросликов

Жизнь | репортаж | 14.03.2008 16:02

Девушка красивая
лежит в кустах нагой.
Другой бы изнасиловал,
а я лишь пнул ногой.

(Олег Григорьев)

В четверг в "РИА Новости" состоялся круглый стол "Агрессия в Интернете и экология детства", инициированный создателями печально известного "Школьного портала". Мероприятие в целом не принесло новой информации для наших просвещенных читателей, но могло быть интересно практикующим психотерапевтам как пример публичной работы в группе психологической помощи. В качестве пациентов выступали российские деятели культуры, которые открыто рассказывали о личных проблемах. Мероприятие проходило в мрачном духе безостановочных страшилок - но как известно психотерапевтам, это нормально. Пациент должен выговориться.

Испуганные дяди

В качестве ведущего и модератора круглого стола выступал известный художник-психиатор Андрей Бильжо. Он жаловался на то, как его обижают анонимы в "Живом журнале", куда его заманила компания "Суп" в рамках своего коварного плана "Заманим всех известных психиаторов, чтобы повеселить наших ЖЖ-узеров".

Кроме того, Бильжо поведал об ужасных сайтах "Русский инцест", ДПНИ и других удивительных ресурсах, которые не посещает человек в здравом уме. Скриншоты ресурсов отображались на экране позади художника-психиатора. "Я видел бельгийского мальчика, который посмотрел по телевизору порно, когда родителей не было дома. Мальчик впал в депрессию!", - с грустью поведал Бильжо журналистам.

Ему вторили доктор психологических наук Александр Асмолов, цитировавший сетевые ругательства в адрес "либералов", и доктор психологических наук Владимир Собакин, который заявил, что Интернет пока "не порождает собственных эстетических ценностей" (в качестве примера фигурировала Масяня, успех которой якобы держался только на матерной лексике).

Более системно подошел к делу Урван Парфентьев (РОЦИТ), который по пунктам перечислил ужасы Интернета. О них в принципе все уже знают, но деятелям культуры было полезно почувствовать, что они не одни в этом мире так напуганы. Это, кстати, один из главных принципов работы психотерапевта: показать несчастному, что он не один такой. А заодно и вытащить их него побольше информации о проблемах. В частности, художника Бильжо очень заинтересовало понятие "троллинг".

Печальные тети

Педагог Людмила Великова в очередной раз напомнила, что в России никто не занимается всерьез образованием - ни в школах, ни в детских садах. Так что именно об этом надо говорить в первую очередь, а не об Интернете. Этот стон преподавателей, который мы уже слышали на других конференциях, будет сопровождать нас еще много лет. Собственно, и про лекарство я уже писал - завязывайте с государственной системой образования и стройте свой образовательный бизнес, который сможет лоббировать интересы нормального развития детей, а не производство компьютеризированных зомби.

Ну и второй баян на ту же тему. Эвелина Алиева из "Центра социальных инноваций" призналась, что ее двухлетний ребенок научился произносить названия некоторых компьютерных клавиш сразу после слов "мама" и "папа". Гордится тут нечем - это признак родительской безответственности. Странно, что такой человек является руководителем образовательных проектов по целевой программе "Развитие образования в Московской области". Остается только повторить, что образование детей в России должно начинаться с образования родителей. Они - самое больное место. И именно ресурсы для родителей нужно развивать в первую очередь: родители уже зомбированы Интернетом по самые гланды, пусть хоть чему-нибудь там научатся.

Признаки здоровья

В качестве оппонента страшилкам выступил режиссер и сценарист Борис Грачевский, руководитель детского журнала "Ералаш". Он заявил, что все эти мраки вообще всегда присутствовали в обществе, Интернет просто открыл их пошире. Грачевский вспоминал модные в советское время стишки-страшилки Олега Григорьева и собственный опыт прочтения "Ямы" Куприна, которую ему запретили в детстве родители - после чего он сразу же бросился ее читать. Да и самоубийцы, по мнению Грачевского, вполне могут собираться в "клубы" без Интернета. Поэтому надо не прятать, а наоборот, открывать детям все разнообразие жизни. Но разумным образом.

Ближе к концу мероприятия случился интересный гештальт и у доктора психологических наук Александра Асмолова. Он вдруг заявил, что "дети - лучшие учителя". Это, товарищи, серьезный прорыв! Правда, разгоряченный Асмолов пошел дальше и сказал, что нужно создавать в Интернете специальные среды для детей, где бы они сами все делали и обучали друг друга. Мы-то знаем, что эта сомнительная идея называется Web 2.0 и ведет скорее к развитию шпионажа, чем к развитию детей. Ну ладно, это деятелям культуры еще рано говорить. Слишком они ранимы.

Кстати, художик-психиатор Бильжо тоже не так прост. На словах-то он плакался - но его карикатуры, которые использовались в раздаточных материалах, говорят о том, что и тут есть просветы. На одной карикатуре ребенок подходит к отцу со словами "Я бы в хакеры пошел, пусть меня научат". А на другой Волк, сидящий на скамейке среди Семерых Козлят, говорит им "Вся надежда на вас, молодежь!" Прекрасная иллюстрация к этой самой идеологии Web 2.0.

Другое лечение

В целом, результат круглого стола свелся к тому, что детям в Интернете просто кранты - если не будут созданы альтернативные, полезные детские ресурсы вроде "Школьного портала". Увы, никто из присутствующих не смог смело сказать, что Интернет вообще не нужен детям до 10 лет. И что его стоило бы просто запретить для них. Запрещают же несовершеннолетним вождение автомобилей - хотя никто не сомневается, что транспорт вообще бывает полезен. А вот про аналогичные ограничения на Интернет в России почему-то не принято говорить. Похоже, что деятели нашей культуры после нашествия Интернета повально страдают комплексом "under dog". Или, говоря по-русски, "прогнулись". Еще более по-русски - "встали раком".

Очевидно, что для решения этой проблемы культурных ботаников нужна какая-то более серьезная терапия. Возможно, даже шоковая. Поэтому после мероприятия я поинтересовался у его организатора, руководителя разработчиков "Школьного портала" Михаила Сидорова, почему лечение проходит в такой мягкой форме. Задать вопросы из зала не дали, Бильжо уже в середине намекал на то, что пора идти пить коньяк, и т.д.

Михаил ответил, что это только начало, нельзя их сразу шокировать. Но на следующее мероприятие, посвященное школьным ресурсам, обязательно будут приглашены какие-нибудь зубастые деятели Интернета.

А я бы еще предложил такой полезный метод терапии, как работа с родственниками. Вместо деятелей российской культуры надо попросить выступить их детей. Так мы и о проблемах родителей побольше узнаем, а заодно и оценим, как их высокие педагогические теории сработали на практике.

разделы: репортаж | Жизнь

Другие репортажи

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost