Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

КИБ-2007: контрастный душ

Жизнь | репортаж | 20.04.2007 14:19

Вчера в подмосковном пансионате "Бор" открылась конференция "Интернет и Бизнес", последняя в череде главных сетевых событий года. Участников организованно свезли в пансионат управления делами президента РФ, но доклады удивили банальностью, а круглые столы - агрессивностью.

А как хорошо начиналось...

Начало у конференции было замечательное - пеших участников собирали у метро "Аннино" и свозили на комфортабельных автобусах в пансионат. Более значительные персоны заселились в 9-этажное здание днем ранее.

Конференция не начиналась до прибытия последнего автобуса, хотя это и сдвинуло весь график. Но в дальнейшем сдвиги были и по другим причинам: некоторые секции начинались раньше или задерживались на полчаса. То докладчиков не было, то слушатели не все с обеда вернулись. Развлечением скучающих стал бесплатный Wi-Fi - правда, выделенные точке доступа 800 IP-адресов закончились за полчаса после открытия конференции.

Открытие прошло под знаменем "Наш Рунет растет ударными темпами". Впоследствии один из участников задал вопрос о том, что делают участники рынка для увеличения интернет-аудитории - никто не смог на этот вопрос ответить, хотя рассказать о постоянном увеличении количества подключенных россиян не позабыл ни один докладчик. Через несколько часов утомленный зал попросил перейти от рассказов о количестве пользователей (что малоинтересно, особенно при повторении каждые 5 минут) к описанию того, чем занимается онлайн-аудитория на сайтах и на какие сайты она ходит.

Женские проблемы Воложа

Градус пафоса стал снижаться при разговоре о дефиците кадров и открытии региональных центров разработки - как выразился Аркадий Волож, ген. директор Яндекса, все это "не от хорошей жизни". Еще он отметил, что у лидеров рынка сейчас две проблемы, как у советской женщины. Но если женщину воловали вопросы "где достать продукты" и "как похудеть", то у Яндекса иные - "где найти разработчиков" и "где их разместить".

В последнее время участились вопросы об оригинальных российских проектах, а не клонов западных. По мнению лидеров рынка, такие проекты есть, но их никто не видит. Как начать их видеть - никто так и не объяснил.

Под конец открытия был поднят вопрос и о снижении темпов роста. Это происходит из-за насыщения рынка и изменения интересов населения. Но в последующих докладах эта тема была рассмотрена подробнее, и оказалось, что точки роста еще есть - это возрастная категория "от 45 лет" и региональный рынок, на котором сейчас наблюдается дефицит дешевого широкополосного доступа.

Едва ли не больше всего аудиторию повеселили рассуждения на тему "купит ли Google весь Рунет": "Я думаю, Google будет не покупать, а убивать. И убивать прежде всего Yandex. И в какое-то время останется только Мail. Поисковик останется за Google, а сервисы останутся за Mail", - предсказал гендиректор Mail.ru Дмитрий Гришин.

Собчак - наш кумир

В секции "Исследования Рунета и поведения пользователей" больше всего впечатлил доклад генерального директора TNS Gallup Media Руслана Тагиева как раз о том, какие возрастные группы на какие сайты ходят, какие радиостанции слушают и что читают. Даже самому неподготовленному слушателю было ясно, как профессионально собраны данные - зал угадывал в соответствующих категориях себя и восторженно апплодировал.

Но самая молодая категория, от 12 до 27 лет, вызвала наибольшие овации - оказалось, что у современных детей среди прочих кумиров есть и Ксения Собчак. Кажется, для аудитории КИБа это было серьезным открытием.

В основном на секции рассматривались вопросы проведения онлайн-опросов, которые позволяют минимизировать расходы, не всегда дают репрезентативные выборки. Как оказалось, на репрезентативности онлайн часто сказывается даже положительно - не проявляется "эффект интервьювера", заключающийся в измении вариантов ответа для того, чтобы респондент выглядел более привлекательно для интервьювера. Также удобно проводить в онлайне сенситивные опросы, давать ответы на которые в оффлайне решаются немногие - люди попросту стесняются.

Чем будет прирастать Рунет

Борис Овчинников из Sup Fabrik рассказал собравшимся о точках роста российского сегмента Сети. В настоящее время 40-50% пользователей домашних компьютеров не имеют выхода в Интернет и при этом продажи ПК составили 7 млн штук. На руках у населения 60 млн терминалов с поддержкой GPRS и из них лишь 11 млн активно им пользуются. По крайней мере эти два фактора позволяют прогнозировать увеличение количества интернет-пользователей. Некоторый вклад имеет и программа интернетизации школ компанией РТКомм - пара компьютеров в сельской школе часто становится выходом в Сеть для всех сельчан.

В отношении подопечного проекта, кириллического сегмента LiveJournal, Борис отметил вполне ожидаемый рост аудитории. Но несмотря на то, что в последнее время активнее растет региональная аудитория, к LiveJournal все чаще обращаются жители столицы, а регионы ходят на него все реже.

В деле изучения российской аудитории удобна предложенная Ефимом Галицким из "Фонда общественное мнение" красочная и подробная книга "Россия сетевая. Атлас Интернета".

SMS-платежей в правовом поле нет

После кофе-брейка в "универсальном зале" (спорт-зале) состоялся круглый стол "Платежи в Интернете. Что мы теряем, когда пользователь идет в банк?". Как оказалось, конечным пользователям нравится ходить в банк, а вот платежные системы этого не хотят.

В начале круглого стола присутствующих попросили разделиться на 2 ряда - в одном сидели те, кто получает электронные деньги за оказанные услуги или товары, а в другой те, кто в основном платит. Но противостояние началось не между ними, а между аудиторией и представителями платежных систем.

Представители WebMoney и MoneyMail вели себя сдержанно. А вот Евгения Завалишина из Яндекс.Денег даже не пыталась вникнуть в суть вопросов из зала. На каждое изречение она отвечала критикой банковских платежей, кредитных и даже дебетовых карт. По ее мнению, банковские карты - это не только небезопасно, но и очень долго, дорого, неудобно, да и мало какие магазины предоставляют такую возможность.

Заявление из зала о том, что однажды пополнение кошелька Яндекс.Денег заняло более полутора суток, вызвало у Завалишиной лишь смех. Актуальные вопросы игнорировались, зато шла очень явная реклама электронных платежных систем. Даже опыт конкурентов в области безопасности ("А у нас надо лишь кнопку нажать и пароль ввести") и удобства для пользователей ("на MoneyMail есть возможность пополнения с помощью кредитной карты") вызывал у представительницы одного из главных организаторов КИБа неадекватную реакцию.

Как удобный вариант микроплатежей обсуждались платные SMS. Они также подверглись критике залом. Но ответственный за это направление заместитель генерального директора Rambler Mobile Дмитрий Олеринский не старался отрицать высоких комиссий. Хотя поначалу он объяснил комиссию просто: "Вы ведь не оцениваете стоимость бумаги при приобретении билета, хотя она заложена в его стоимость.". Ответное высказывание ведущего: "Но ведь билет на 3/4 билета не состоит из стоимости бумаги" исключило дальнейшие споры. Примечательно, что Яндекс.Деньги и WebMoney рассматривают SMS-платежи как конкурента, а вот Олеринский не видит обратной конкуренции.

Участники рынка отметили отсутствие правового регулирования отрасли и необходимости создания закона "Об электронных платежах". Парадоксально, но согласно действующему законодательству SMS-платежи невозможны - операторы могут списывать средства лишь за оказание услуг связи и не могут выступать финансовыми учреждениями и производить оплату товаров и услуг.

Охранники социальных сетей

Следующая крупная секция в кинозале, по идее, была посвящена развитию социальных сетей и коммуникативных сервисов. Но поскольку секция проводилась под эгидой Mail.ru, было бы глупо ожидать, что тут не будет рекламы. Поэтому организаторы решили не скрываться и бить участников прямо в лоб.

Олег Ильичев из Mail.ru начал с любимого рекламного трюка компании: Много-Много Больших-Больших Цифр-Цифр. В России ICQ пользуется 6 млн человек, из которых 2 млн приходится на Rambler ICQ. Доля Mail.ru Agent - 4 млн. пользователей. А на альтернативные клиенты (типа QIP) приходится не более 10% аудитории.

Из продолжения доклада аудитория также узнала, что люди, оказывается, могут пересылать друг другу смайлики и флеш-ролики, а не только текст. Да и вообще - о чудо! - люди могут общаться по телефонам, а не только через компьютеры.

Один из слушателей (Михаил Елашкин) спросил из зала, какое отношение весь этот голимый пиар имеет к заявленной теме секции. Обиженная Анна Артамонова, ведущая секции, воскликнула: "В клубах обычно есть специальные люди-охранники, которые выводят тех, кто ругается!" Так мы узнали, что Анна является большой специалисткой по клубам. Вероятно, это очень помогает развивать социальные сети по версии Mail.ru.

Затем микрофон отдали Роману Иванову, руководителю отдела коммуникационных сервисов "Яндекса". Он показал новую функцию для поиска по блогам, которая позволяет строить частотно-временные диаграммы по заданным словам. То есть можно будет видеть, как с течением времени изменяется популярность того или иного слова в блогосфере. Было продемонстрировано несколько занимательных примеров со словами "аська" и "блог", "Путин" и "ктулху". Запуск сервиса планируется на следующей неделе. Но каким образом это помогает развивать социальные сети, тоже непонятно.

Но наибольший интерес в секции вызвал доклад Данилы Мещерякова о его проекте Fakultet.ru. Как уже писала "Вебпланета", он планирует реализовать инновационную методику - пользователи сервиса получат реальные акции проекта, и лишь от них будут зависеть дивиденды их же акций.

Итого

КИБом остались довольны лишь те, кто приехал на него исключительно для общения со старыми знакомыми. Остальным было неудобно ездить в подмосковный пансионат, чтобы слушать те же самые вещи, которые уже звучали на eTarget'e и на РИФе. Мне удалось провести небольшое социологическое исследование - многие не планируют ехать на второй день.

разделы: репортаж | Жизнь

Другие репортажи

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost