РАЗДЕЛЫ
Архив
|
Вояж по книжным полкамВалерий Артюхин, МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех» ≡ Исследования | обзор | 29.04.2008 03:27 На сегодняшний день студенты и специалисты при поиске необходимой информации отдают предпочтение ее электронной форме. Цифровые книги читают дома, в метро, в маршрутном такси и на ходу. Идея данной работы родилась отчасти спонтанно во время оценки ассортимента крупных книжных магазинов Москвы, отчасти же сформировалась на базе наблюдений за тем, какими книгами пользуются студенты при изучении той или иной компьютерной дисциплины. Дело в том, что, взглянув на книгу по компьютерной тематике, часто практически невозможно судить о том, что вы найдете внутри. Это касается и полноты, и глубины, и качества изложения материала, и того на какой уровень знаний читателя рассчитана книга. Такое положение вещей является одной из причин того, что студенты, выбирая литературу сторонних авторов и издательств (по отношению к вузу, где они учатся), часто в этом выборе ошибаются (особенно студенты младших курсов). Приведу простой пример: никто в мире не знает языка программирования C++ лучше, чем его создатель Бьерн Страуструп, но его книги «Язык программирования C++» [5] или «Дизайн и эволюция C++» [4] ни в коем случае не являются учебниками. Для того чтобы изучать такие книги, нужно иметь достаточный опыт программирования если не на C++, то хотя бы на другом алгоритмическом языке. В данной статье делается попытка систематизировать проблемы в описании и Проблемы Рассмотрим гипотетическую книгу по компьютерной тематике. В данном случае нас не интересует содержание, обратим внимание на то, что можно прочитать на передней и, главное, на задней стороне обложки. Не смотря на то, что народная мудрость призывает «не судить о книге по обложке», в случае с сотнями имеющихся наименований книг, например, по программированию на Visual Basic for Applications в Microsoft Excel, все равно хочется получить некую вводную информацию или оценку «на глаз», что с точки зрения экономии времени и сил вполне оправдано. С передней стороной все понятно, она содержит: имеющая отношение к ее тематике. С оборотной стороной обложки все несколько сложнее, и хотелось бы остановиться на ней подробнее. На рис. 1 приводится примерный макет этой наиважнейшей для нашего рассмотрения страницы. Нужно сказать, что на этот макет в той или иной мере похоже более 90% всех оборотов обложек книг по компьютерной тематике. ![]() Рис. 1. Примерный макет оборота обложки книги по компьютерной тематике Безусловно, в содержании возможны варианты. В частности, некоторые пункты могут находиться не на обложке, а внутри (в начале) книги. В целом вызывает оптимизм тот факт, что приведенный макет достаточно
Возникает резонный интерес в отношении того, какова на рынке доля книг по информационным технологиям (ИТ), имеющим соответствующую маркировку? Оценивалась только обложка книг. Результаты исследования приводятся на рис. 2. ![]() Рис. 2. Результаты исследования обложек «компьютерных» книг Источником выборки стала личная библиотека автора, которую он собирал с 1994 года естественно не для того, чтобы через 14 лет написать эту статью. Поэтому с точки зрения данного исследования выборку можно полагать случайной. Как можно видеть из диаграммы, ситуация с маркировкой далека от «радужной». К этому стоит добавить, что оценка проводилась довольно либерально, поскольку «указание уровня пользователя», например, может иметь разные формы, и в зачет (в отсутствие стандарта) шла любая из них. Упомянем несколько вариантов: Во второй части данной работы рассматривается ряд подходов к маркировке изданий, предлагаемых автором, и могущих оказаться полезными для читателя, который примерно представляет или точно знает, чего хочет от книги. Решения Итак, польза некоторой суммарной информации для читателя, расположенной на обложке книги по ИТ неоспорима. На текущий момент унифицированной системы маркировки нет – каждое издательство поступает в этом вопросе согласно своему разумению. Нужно отдавать себе отчет в том, что самим издательствам такая маркировка может быть не выгодна с финансовой точки зрения, в частности, в случае если книга имеет «громкое», привлекательное название, но страдает недостатками качества в части содержания или оформления. Если все же предположить возможность формирования стандарта в этой области, будет нелишним рассмотреть возможные варианты и системы, которые могут быть положены в его основу. Художественную литературу классифицировать сложно, хотя и она делится по жанрам, а в случае с книгами по ИТ тематике дело обстоит отчасти также, как с математикой или физикой, разделы которых давно выстроены в общепринятые системы. Разница лишь в том, что в компьютерной науке (computer science) существует несколько систем классификации дисциплин, которые могут быть применимы и к книгам. Для начала обратим внимание на тот факт, что все материалы, с которыми приходится иметь дело ИТ специалистам хорошо структурируются. Например, можно предложить следующую классификацию: Взяв такую классификацию за основу, можно предложить следующие наименования типов книг по ИТ: учебник, курс (отличающийся от учебника наличием практических занятий между теоретическими), руководство (отличается от учебника тем, что своей целью имеет описание использования всех или большинства возможностей технологии и структурирован, соответственно, по блокам функций, а не по степени сложности материала, как учебник), справочник (в термине энциклопедия, на взгляд автора, нет смысла, тем паче, что изначально это греческое слово обозначало круг образовательных наук, а не книгу со сведениями из одной области одной науки [1]), фундаментальный труд, вопросы-ответы (хотя такая информация лучшее свое воплощение способна получить в виде онлайн- публикации, поскольку сведения в Интернет можно оперативно обновлять). Ранее говорилось о том, что маркировка «область» на обложке издания бесполезна. Сама идея классификации ИТ, тем не менее, не бесполезна и, собственно, не нова. Однако чтобы дать читателю необходимую информацию, нужно указывать не конкретную технологию (наверняка упомянутую в названии), а дисциплину computer science. Комбинация такой маркировки и названия книги позволит читателю определить область ее применимости. Большая часть читателей учебников по компьютерной тематике – студенты средних и высших учебных заведений. По этой причине в качестве классификатора для дисциплин, к которым относятся книги, можно использовать названия разделов из «Совокупности знаний по информатике», представленной в «Рекомендациях по преподаванию информатики в университетах. Computing Curricula 2001: Computer Science» (CC2001) [3]. Эти рекомендации давно используются вузами в нашей стране, так что их использование при маркировке изданий помимо очевидной выгоды для студентов несет и образовательную пользу: обеспечение прямой связи между литературой и учебными занятиями по компьютерным дисциплинам (то есть она будет полезна и преподавателям). Упомянутая совокупность знаний включает следующие разделы: Каждый раздел разбивается на подразделы, которые также можно указывать по необходимости. Приведенная классификация, конечно, не является единственно-верной. Так для состоявшихся ИТ специалистов (которые тоже иногда читают профильную литературу с целью повышения профессионального уровня) может быть более пригодна маркировка согласно «Руководству к своду знаний по программной инженерии» («Guide to the Software Engineering Body of Knowledge» или Swebok), разработанному исследователями университета Квебека в Монреале при содействии тех же организаций, а именно Association for Computing Machinery и IEEE Computer Society, которые разрабатывали CC2001, упомянутые ранее [2]. Ядро знаний, согласно Swebok, формируется из следующих дисциплин: Нетрудно заметить, что в данном случае разделов значительно меньше. Однако, учитывая тенденцию к «инженеризации» отрасли информационных технологий в последние годы, маркировка книги наименованиями тех разделов, к которым она относится, может оказать существенную помощь специалисту при поиске необходимых сведений. Перейдем к самой сложной части – к определению уровня потенциального читателя, способного усвоить предмет издания. Существуют различные классификаторы ИТ специалистов, но для уровня знаний нет унифицированного показателя, ибо отрасль ИТ очень широка. Профессионал в одной области может быть новичком в другой. По этой причине единственным разумным вариантом маркировки книг может быть список компетенций, которыми должен обладать читатель – в одно слово их записать не удастся. С другой стороны приводить описание компетенции можно кратко, например: Интуиция подсказывает, что такой вариант не является оптимальным, но унификация компетенций – это дело ближайших лет и дальнейших исследований. Заключение Правильная маркировка книг по компьютерной тематике способна оказать потенциальному читателю неоценимую пользу и сэкономить его время. Кроме того, она позитивно повлияет на систематизацию знаний в науке, с которой на сегодняшний день связан практически каждый человек. Такой банальный нюанс как верное оформление обложки издания может помочь студентам учиться, а специалистам – повышать свой профессиональный уровень. Более того, для реализации всего, что описано в данной работе не нужно ни громких слов, ни финансовых вливаний, ни масштабных реформ. Все что нужно – это привлечь внимание издателей. Тогда, через пару лет, вместо хвалебной и непонятной аннотации мелким шрифтом на обороте обложки, мы сможем увидеть три куда более информативные строчки: Тема: распределенные вычисления (связь/сети связи). Библиографический список использованной литературы 1. Иллюстрированный энциклопедический словарь Ф. Брокгауза и И. Ефрона //Эксмо, Форум. 2007. С. 944. Автор - Артюхин Валерий Викторович, декан факультета программирования Московской финансово-промышленной академии, член Экспертного совета комментарии(5) | разделы: обзор | Исследования Материалы по теме
Другие обзоры |
Последние комментарии
Гость про Суд велел "Твиттеру" сдать сторонников WikiLeaks (12)
Гость про Книгоиздатели начали судиться с торрентами (2)
l_e_x_a про "ВКонтакте" принудительно протестирует пользователей (35)
andrey_kadetov про Google назвал Facebook "ловушкой без выхода" (6)
volv про День папуасского робошахтёра (14)
l_e_x_a про Русские кликботы признаны самыми активными (11)
все комментарии looli спрашивает: Земля вампиров смотреть онлайн в HD качестве looli спрашивает: Зеленый Фонарь смотреть онлайн в HD качестве looli спрашивает: Защитник смотреть онлайн в HD качестве looli спрашивает: Запретная зона смотреть онлайн в HD качестве looli спрашивает: Закон доблести смотреть онлайн в HD качестве looli спрашивает: Вышибала смотреть онлайн в HD качестве looli спрашивает: Встречный ветер смотреть онлайн в HD качестве looli спрашивает: Все любят китов смотреть онлайн в HD качестве |
Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.