Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

День странных знаний

Жизнь | обзор | 01.09.2010 10:36

Современным школьникам не позавидуешь. Всего несколько лет назад, когда мои деревья ещё были большими, а сама я училась в школе, родители готовили нас к новому учебному году, обновляя униформу, покупая ранцы и сумки, учебники, пеналы и прочие необходимые или просто приятные канцелярские принадлежности. Хорошо помню, как мне казалось, что родителям чуть ли не больше, чем мне, нравилось выбирать тетради с красочными обложками и рыться в ящиках с карандашами – в их детстве такого разнообразия не было, и они отрывались на нас, как могли.

Но карандаши и транспортиры быстро надоедают, и за считанные годы взрослые окончательно сошли с ума, вспомнив, чего ещё не было в их детстве – высоких технологий, компьютеров, Интернета. Сначала носились с проведением Интернета в школы, потом создавали многочисленные школьные порталы, потом дрались, доказывая друг другу, какие программы лучше устанавливать на компьютеры своих подопечных – проприетарную «винду» или свободный-пресвободный Linux.

И это все было лишь разминкой. Школьникам готовят новые сюрпризы, с которыми им придется учиться как-то жить если не в этом учебном году, то в следующем.

Тема сисек

Прежде всего, речь, конечно, о слежке. В начале 2010 года в Пенсильвании разгорелся скандал: выяснилось, что школьные учителя следили за своими подопечными с помощью ноутбуков. Двум тысячам учеников в школе бесплатно выдали ноутбуки, которые, как выяснилось позднее, были оснащены «шпионскими» возможностями для использования веб-камер. Учителя могли следить за школьниками как во время занятий, так и в свободное время, если дети, принося ноутбуки домой, держали их включенными. Правда вскрылась, когда один из учителей попытался отругать одного из детей за недостойное поведение дома, пристегнув к «делу» фотографию с веб-камеры – и родители «провинившегося» ученика взбунтовались.

Ещё один канонический случай – дело о «секстинге» в другой американской школе, кстати, тоже в Пенсильвании. Группа педагогов попыталась показательно, с лекциями и концертами, отчитать группу школьников за обмен фривольными SMS-сообщениями. О факте существования таких сообщений стало известно, конечно же, после того, как педагоги покопались в мобильных телефонах детишек – за что центр скандала, юная ученица, подала на них в суд.

Пока пенсильванцы разбираются между собой, в Коннектикуте решили, что для безопасности школьникам не хватает RFID-чипов. То есть в Британии с помощью меток отслеживают круговорот мусора в природе, а руководство американских New Canaan Public Schools планирует не мелочиться и получить грант в 100 тысяч долларов, чтобы вживить RFID-метки в ID-карты и гаджеты учащихся. Хорошо, что хотя бы не под кожу, но жизнь студентов наверняка изменится навсегда: больше никаких курилок под лестницей, никаких прогулов уроков в школьных туалетах – учителя найдут их всегда и везде.

России такие радости жизни как будто бы пока не грозят, но нельзя забывать о том, что у нас есть ГЛОНАСС, который вот-вот заработает, и который уже протестировали на животных и заключенных, а на днях вставили в автомобили. Что мешает повесить специальные браслеты на детей? Ничего. Нам обещали такое чудо еще в 2008 году.

Про ебуки

Другой модный тренд сезона – электронные учебники. О том, что российским школам необходимо переходить на использование электронных учебных материалов, заговорили еще 2 года назад, но потом деликатно замолчали. А на днях реализующих проект поторопил главный интернет-инноватор страны Дмитрий Медведев, заявив, что к зиме надо сделать. Один сказал – другие точно сделают, и в спешке процесс внедрения наверняка закончится чем-то не менее смешным, чем оптовый выход в блогосферу губернаторов.

Некоторые подробности уже известны: программа для чтения электронных учебников заточена под Windows, но далеко не все школы используют продукты Microsoft. Можно предположить, что учащиеся в этих школах счастливчики смогут оттянуть час Х и ещё немного почитать обычные книжки…

Москвичам, казалось уже, не отвертеться: в нескольких столичных образовательных учреждениях в 2010-2011 учебном году собирались выдать ридеры, разработанные украинско-российским предприятием. Эксперты посчитали, это не только поможет детям читать современную учебную литературу, но и сэкономит средства, так как электронные читалки окупят себя уже через несколько лет (а в будущем их стоимость будет сравнима с комплектом учебников на год). Правда, как посчитали – так и передумали, аккурат накануне Дня Знаний отменив эксперимент с читалками. Видимо, осознали, что дети – не роботы, и любят крушить, ломать, кидать портфелями в стену или раскручивать интересные предметы папиной отверткой на мелкие детали.

Сдача ЕГЭ через Интернет – ещё одно ноу-хау президента и министерства образования. Педагоги, родители и выпускники наверняка знатно повеселятся, когда это произойдет. Во-первых, потому что школьники и так уже несколько лет сдают экзамены с помощью Сети, в том числе в группах Vkontakte.ru, как это было в 2008 году. Во-вторых, федеральный портал Edu.ru любит падать аккурат во время выпускных экзаменов – и это вселяет надежду в то, что программа для дистанционной проверки знаний будет поступать так же.

Пальцы и головы

А теперь пятиминутка полезной информации: по данным исследования Duke University Sanford School повсеместная «интернетизация» не только не сглаживает углы информационного неравенства, но и негативно влияет на способности к обучению детей. Причем буквально: дети, которым выдали компьютеры, резко ухудшили свои показатели в учебе, и сильно «просели» относительно детей, у которых компьютеров не было. Особенно сильно страдают ребята из неблагополучных семей, или тех семей, в которых родители много работают и часто не находят времени на то, чтобы следить за тем, чем занимаются их кровиночки. Не избалованные большим количеством игрушек школьники начинают неистово «резаться» в игры, забывая об учебе.

А еще когда-то считалось, что гипертекст со ссылками - это очень удобное средство для обучения. Увы, на практике оказалось совсем наоборот: ссылки в текстах отвлекают мозг настолько, что обучавшиеся по гипертексту помнят материал гораздо хуже, чем те, кто учился по "линейному" тексту, как в бумажном учебнике.

Дальше – больше. Несколько дней назад агентство AFP сообщило, что китайская молодежь разучилась писать руками из-за того, что постоянно использует гаджеты. Юноши и девушки берут пальцами ручку, и вдруг понимают, что не помнят, как и что они должны писать – и врачи склонны считать эту новую разновидность амнезии серьезной проблемой. Во время одного из опросов 83% из 2072 респондентов признались, что испытывают трудности при написании символов, и все потому, что помешались на электронных девайсах.

Кажется, что проблемы юных китайцев – это что-то очень далекое, из другого мира, правда? Как бы не так! Попробуйте, дорогие гики, оторваться от своих клавиатур, взять лист бумаги и ручку, и написать что-нибудь длиннее, чем подпись на чеке в магазине. Уверена, многие из вас испытают сложности. А когда вы читаете бумажную книгу, обращаете внимание на то, что хочется выделить курсором понравившиеся строки, скопировать кусок текста в буфер обмена или кликнуть по сноске, чтобы сразу прочитать пояснение, а не искать его в конце книги? А детям, которые играются в гаджеты с пеленок, эти элементарные процессы даются ещё сложнее.

Ну и что, непременно скажет кто-то, это всего лишь значит, что старые форматы, в том числе бумажные книги, уходят в прошлое, уступив место более удобным программам, для поиска информации в которых не надо пролистывать страницы. Уходят-то они уходят, но не так стремительно, как хотелось бы, и подсаженным на игры детям нет-нет да и придется с ними столкнуться. В институте, например – отечественные научные библиотеки, особенно не столичные, пока ещё далеки от повсеместной интернетизации и электронного «всегоподряд». А некоторые преподаватели вузов, скажу вам по секрету, требуют сдавать им рефераты и курсовые, написанные от руки – это они так от плагиата из «Википедии» берегутся.

Короче говоря, картинка вырисовывается противоречивая. С одной стороны, безопасность и контроль, цифровое равенство и братство, модернизация сферы образования и прочие ништяки. С другой – тотальная слежка, несоответствие стандартов, и тотальное отупение как следствие передозировок Интернетом. Что выбрать, как быть?

Радости оффлайна

При всем уважении к старшим, я не думаю, что предложение главреда «Вебпланеты» запретить детям младше 10 лет пользоваться Интернетом когда-нибудь реализуется (несмотря на то, что министр Щеголев обещал подумать). Это слишком сложно.

А реальная альтернатива Большим Братьям – появление образовательных учреждений, в которых отсутствие Интернета и прочих цифровых примочек будет считаться не признаком отсталости, а хорошим тоном и символом элитарности. Школы будут получать разрешение на то, чтобы НЕ использовать Интернет в школах, и учеников туда начнут принимать со вступительными экзаменами ("Сколько времени ты проводишь в Facebook и Вконтакте?", "Правда не знаешь, что такое Веселый Фермер?") как в старые-добрые времена лицеев и гимназий. И учить таких школьников будут по настоящим учебникам. Бумажным, с приклеенными скотчем лентами-закладками.

разделы: обзор | Жизнь

Другие обзоры

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost