Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Рынок электронной торговли в 2003 году

Денис Денисов
| архивная статья | 12.01.2004 21:24

«Вебпланета» уже подвела итоги года для трех крупнейших площадок Рунета и рынка интернет-рекламы. Теперь очередь за онлайновой торговлей, тем более что она входит в тройку самых перспективных электронных бизнесов и имеет прекрасные перспективы роста.

Каким был 2003 год?

Отвечая на этот вопрос, Владимир Долгов, директор московского офиса компании OZON назвал прошедший год более чем просто удачным. «Именно в 2003 году „Озон“ вышел на качественно новый уровень в своем развитии. Это касается как финансово-экономических показателей, так и уровня бизнеса в целом. Самое главное событие — компания благополучно осуществила переезд, в том числе и всего склада, который разместился в новом помещении. Некоторые технические и программные решения, применяемые в логистической системе „Озона“, по признанию экспертов, являются наиболее передовыми в отрасли. Именно они позволяют существенно оптимизировать всю цепочку работы с товаром — от приема на склад до упаковки в заказ. Произошли изменения как на сайте, так и в бэк-офисе „Озона“. И зачастую именно от незаметных пользователям новаций зависит более качественное исполнение заказов. Не удалось изменить внешность „Озона“ — но ведь должны же мы что-то приберечь и на следующий год!» — восклицает Владимир Долгов.

Удачным считает 2003 год и Александр Бурмистров, руководитель проекта Colibri.Ru и директор по маркетингу и рекламе интернет-магазина Sotino.Ru. По его словам, оборот книжного интернет-магазина Colibri.Ru, по сравнению с 2002 годом, вырос на 100–110%, а Sotino.Ru, открывшийся в декабре 2002, к концу 2003 года вышел на консолидированный оборот (по всем региональным партнерам) в $1 млн в месяц. «Динамика роста по Colibri.Ru осталась прежней. В следующем году, если все намеченное воплотится, рост ускорится, — сказал Александр. — Прогнозирую, что не менее чем на 100%».

Лаврентий Куция, директор по рекламе и PR интернет-магазина 003.Ru, также называет 2003 год успешным. «Поставленные нами цели осуществлены полностью», — сообщил он «Вебпланете». Вполне удовлетворен итогами года и начальник отдела электронного бизнеса компании М.Видео Андрей Верещагин. «Оборот интернет-магазина Mvideo.Ru, по сравнению с прошлым годом, вырос более чем в два раза; темпы роста превысили аналогичные прошлогодние показатели. В следующем году мы ожидаем рост не менее чем в 1,5–2 раза».

Проблемы развития

Основная причина, тормозящая развитие электронной коммерции в России — ограниченный круг потенциальных потребителей электронных услуг. Это связано, прежде всего, с пока еще небольшим числом пользователей интернета и отсутствием у российских пользователей привычки к безналичным расчетам. Другими словами, потенциальных «е-покупателей» в Рунете слишком мало, да и те нередко боятся или по каким-либо причинам не желают покупать товары и услуги через интернет.

Считается, что для полноценного развития рынка электронной торговли процент проникновения интернета в стране должен превысить 15% (по другим данным этот показатель равен 30%). Согласно исследованию Json & Partners и SpyLOG, в апреле 2003 года уровень проникновения интернета в России был всего 5%. То есть по этому показателю Россия пока еще далека от большинства стран Европы и Северной Америки. Но, тем не менее, если темпы «интернетизации» сохранятся, то через несколько лет в отдельных регионах нашей страны можно будет говорить о формировании рынка электронной коммерции.

Стоит оговориться, что рост и эффективность электронной торговли не всегда прямо зависит от процента проникновения интернета в том или ином субъекте Российской Федерации. В некоторых случаях взрывной рост может быть обусловлен некими модными течениями, как, например, это происходит с торговлей сотовыми телефонами в Sitono.Ru. «В Хабаровске не более 5% всех жителей пользуются интернетом для покупок, но при этом именно в этом городе онлайновая торговля развивается стремительно, — делится впечатлениями с „Вебпланетой“ Александр Бурмистров. — Также и с книгами: если удачно провести рекламную кампанию в регионе или в определенной отрасли, то продажи могут повыситься многократно. Но общая тенденция меня радует: по моим оценкам, сейчас днем интернетом пользуются в 30% офисах по Москве».

По собственным данным «Озона», при нынешнем уровне проникновения интернета темпы роста интернет-магазина составляют 1,5–2 раза в год. "Но, наверное, и для России окажется справедливой стандартная оценка порога «взрыва» в 15%. «Взрыва-то пока в отрасли нет, есть эволюционное развитие, — делится своими размышлениями Владимир Долгов. — А когда будет взрыв, тогда выжившие и измерят порог».

Есть еще одна существенная причина недостаточно активного развития электронной коммерции в России: это недоверие большей части интернет-аудитории к крупным покупкам он-лайн. По мнению Лаврентия Куция, в идеале всем интернет-ресурсам, в том числе и СМИ, необходимо стимулировать развитие е-торговли в России: «С помощью медиа-пространства можно убедить массу людей в том, что это намного удобнее, нежели поход по магазинам, супермаркетам и гипермаркетам. Все ресурсы, прямо или косвенно, должны работать над этой проблемой». Схожая мысль прозвучала в комментарии Андрея Хромова, вице-президента холдинга eHouse: "Существует некоторая психологическая неподготовленность пользователей к онлайновым покупкам. Многие «старожилы» глобальной сети никогда ничего в интернете не покупали. Может, не выпадало случая, может, никто не посоветовал. Хорошо сработала бы социальная реклама типа: «покупайте в интернете, это удобно и выгодно».

Из объективных факторов, затрудняющих развитие е-торговли, приходится признать неразвитость потребительских курьерских служб. Но с каждым годом этот вид услуг набирает обороты, делается все более качественным, что в свою очередь, несомненно, отразится и на доставке товаров из интернет-магазинов.

В общем, проблем у электронной торговли в России много, и они, в основном, касаются инфраструктуры: банковской, почтовой, связи, развития отраслевых оптовых торговых сетей. «Проще назвать факторы, способствующие росту. Их гораздо меньше», — резюмирует Владимир Долгов.

Электронная торговля в регионах

Практически все участники опроса сошлись в едином мнении: говорить о е-коммерции в регионах как о серьезном бизнесе пока еще рано. «Сейчас это скорее дополнительный канал для существующих систем продаж и „образовательный“ проект», — считает Владимир Долгов.

«В будущем интернет-магазины, действующие в пределах 1–2 городов, уступят место магазинам, охватывающим всю Россию, — говорит Андрей Верещагин. Для покупателя интернет-магазина не имеет значения, где находится продавец — для него важны скорость доставки, удобство оплаты и, естественно, репутация продавца. Oн-лайновые магазины крупных торговых сетей, такие как www.mvideo.ru, в будущем станут интернет-магазинами российского масштаба. Они положительно повлияют на рынок интернет-торговли в целом, поскольку на первое место по значимости будет выходить уже не только цена, но и построение долгосрочных отношений с клиентами, развитие предпродажной и послепродажной поддержки, что приведет к росту доверия к покупкам через интернет».

Есть хорошие перспективы у регионов, имеющих ряд неконкурентных преимуществ. В качестве примера Александр Бурмистров приводит заказ автомобилей через Калининград и Владивосток — как ни крути, а в этих городах подержанные иномарки все равно дешевле, чем у столичных дельцов. «Также регионы могут служить распределительными центрами: принимать заказы на местах, и, получив товар, доставлять заказ. Других перспектив пока не вижу», — говорит руководитель проекта Colibri.Ru.

Лаврентий Куция: «Разумнее просто осуществлять доставку в регионы — в данный момент мы работаем именно таким образом. В качестве дополнительного сервиса в этом году мы запустили высокозащищенный способ оплаты товаров и услуг через интернет со счета в банке FakturaPay. Большинство пользователей этой платежной системы живут в крупных городах-миллионнерах. Это дает дополнительную экономию времени, так как платеж наложенным платежом, осуществляемый из регионов России, занимал до 3-х рабочих дней, что затрудняло отгрузку товара в другой город. Сейчас этот процесс занимает несколько минут».

Сравнительные покупки

Термин «comparison shopping» («сравнительные покупки») появился достаточно давно. Этим словосочетанием на Западе обозначают интернет-каталоги, в которых представлены товары от различных поставщиков. Споры об эффективности таких систем и их полезности для продавцов регулярно возникают как у нас, так и за рубежом.

Как и западные аналоги, российские проекты «Яндекс.Маркет», «Рамблер-Покупки», Torg.Ru и другие ориентированы прежде всего на тех покупателей, которые предпочитают сравнивать цены «по старинке», перепрыгивая с одного сайта на другой. И, как показывает практика, работа с такими сервисами — это достаточно интересно, особенно на стадии притока в интернет новых пользователей. «Мы имеем возможность отслеживать, откуда к нам пришел клиент, оформивший заказ, и по этой статистике считаем „Яндекс.Маркет“ достаточно эффективным средством», — комментирует Андрей Верещагин.

То, что для небольших, нишевых или развивающихся магазинов приход покупателей с таких сервисов — это неплохой вариант, признает и Андрей Хромов. Однако вместе с тем, добавляет он, крупные магазины, как правило, имеют огромную базу лояльных клиентов, и на этом фоне клиенты из сервисов типа «Яндекс.Маркет» и «Рамблер-Покупки» — составляют очень малую, практически незначительную долю.

Вместо заключения

Сейчас на российском поле интернет-торговли довольно много игроков, так что резонно спросить в таком случае: не намечается ли процесс укрупнения — скупка крупными магазинами более мелких или просто свертывание мелких магазинчиков, как это происходит на Западе? Отвечая на этот вопрос, Андрей Хромов сказал, что с увеличением дистанции между крупными и мелкими интернет-магазинами таких случаев будет все больше и больше — реальные шансы на выживание останутся только у небольших нишевых магазинов. Схожего мнения придерживается Андрей Верещагин: «Небольшие интернет-магазины будут постепенно закрываться, поскольку в настоящий момент необходимости в таком количестве магазинов с одинаковым ассортиментом и сервисом, просто нет. Параллельно будут появляться новые магазины — их откроют те, кто „хочет попробовать“. Таким образом, общее количество магазинов вряд ли сильно изменится, но крупные игроки будут захватывать все большую долю на рынке интернет-торговли. Массовой скупки крупными магазинами более мелких не будет».

разделы:

Другие

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost