Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

«Большая тройка»: итоги-2003

Денис Денисов
| архивная статья | 25.12.2003 18:16

В конце года «Вебпланета» подводит итоги развития событий в многосерийном интернет-сериале «Большая тройка». Для трех крупнейших площадок Рунета 2003-й стал годом выхода на самоокупаемость. У автора нет никаких сомнений в том, что «Яндекс», Rambler и Mail.Ru — прибыльные компании.

Несколько лет назад любая интернет-компания, стоило ей появиться на рынке с новой идеей, вызывала ажиотаж среди аналитиков и инвесторов, которые выбрасывали миллионы долларов на реализацию масштабных бизнес-планов, больше напоминавших бредовые фантазии. Как метко выразился Алан Гринспен, руководитель Федеральной резервной системы США, это было время «безрассудного воодушевления».

Сейчас другие времена, «безрассудное воодушевление» осталось в прошлом, интернет-компании уверенно стоят на ногах и строят планы на будущее. Период реструктуризации закончился, бизнес-процессы отлажены и четко увязаны между собой, пора думать о завоевании рынка, с каждым годом показывающего уверенный рост. «Именно в нынешнем году оформился переход ведущих российских интернет-порталов из статуса „проектов“, осваивающих смету, в ранг коммерческих предприятий, капитализацию которых можно рассчитывать, исходя не из виртуальных показателей типа аудитории и прогноза, а из их текущей доходности», — сказал в интервью «Вебпланете» Антон Носик, главный редактор Lenta.Ru.

К концу 2003 года «большая тройка» могла бы стать «большой четверкой», а может быть даже «пятеркой». Golden Telecom, владелец поисковой системы «Апорт» и ряда других он-лайновых проектов, похоже, судьбой своего виртуального наследства совсем не интересуется. За год «Вебпланета» не получила ни одного официального сообщения от «Голден Телекома». Складывается впечатление, будто интернет-проекты холдинга живут своей, никому не известной жизнью. А европейский «Лайкос», обративший взор на Рунет еще в 2001 году, так и не сумел адаптироваться к суровым российским реалиям и к концу года принял решение свернуть свою деятельность в России. А если бы…

Что касается капитализации, о которой говорил Антон Носик, то руководство трех крупнейших интернет-площадок отказалось назвать конкретные цифры. Аркадий Волож, генеральный директор компании «Яндекс», заявил, что эти сведения не разглашаются. Анна Артамонова, вице-президент Mail.Ru по маркетингу и PR, в интервью «Вебпланете» сказала буквально следующее: «Размер капитализации вы можете примерно оценить по таким же цифрам у наших ближайших конкурентов, если они готовы предоставить вам такую информацию». Капитализация «Рамблера» же сейчас минимальна. «Мы ею не занимаемся. Могу пояснить, — комментирует Иван Засурский, заместитель генерального директора интернет-холдинга Rambler. — На первом этапе Rambler был компанией разработчиков, сделавших первую русскую поисковую систему и уникальный рейтинг Rambler’s Top100. На втором этапе Rambler финансировался за счет венчурного капитала и совершил мощный рывок в развитии, стал национальным интернет-брендом. На третьем этапе Rambler фактически превратился в центр новой медиагруппы и, потенциально, крупнейшую маркетинговую компанию в России с прямым выходом на наиболее активную и платежеспособную аудиторию в стране. Сейчас мы строим бизнес. Через год мы посчитаем капитализацию, и к тому времени многое из того, что мы делаем, станет свершившимся фактом. А сейчас об этом даже говорить рано».

«Яндекс»

Аркадий Волож считает, что 2003-й год для «Яндекса» был хорошим. «Аудитория интернета и „Яндекса“ выросла более чем на 60%, — сказал он в интервью „Вебпланете“. — Рост оборотов и доходов превзошел все ожидания (мы выросли в разы). Окончательно сформировалась наша первая устойчивая бизнес-модель — контекстная реклама».

Для «Яндекса» 2003-й стал также годом новых технологических разработок. Некоторые из них незаметны стороннему наблюдателю, как, например, кардинальное усовершенствование поиска. Другие более очевидны, как, например, Спамооборона на почте «Яндекса». Кроме того, одна из новых технологических разработок компании стала «Открытием года» и лучшим новостным ресурсом в конкурсе РОТОР++, проводимом под эгидой ЕЖЕ-движения. Речь идет о проекте «Яндекс.Новости», где в режиме реального времени происходит автоматическое построение событийной картины дня.

«Рамблер»

По мнению Ивана Засурского, в 2003 году «Рамблеру» удалось реализовать задуманное, хотя и не в полной мере. «Мы сделали (впервые за 2 года!) редизайн „Рамблера“, сохранив классические формы и пропорции, но радикально модифицировав настроение, — комментирует итоги года заместитель генерального директора интернет-холдинга Rambler. — Думаю, нам удалось проделать уже больше, чем полпути для того, чтобы сделать Rambler модным».

«Дедушка русского интернета», а именно так иногда называют «Рамблер», осенью этого года тряхнул стариной в честь своего дня рождения и предпринял попытку революционной смены имиджа в глазах интернет-пользователей и широкой офф-лайновой общественности. Благодаря мощной рекламной кампании «Рамблеру» удалось сломать тренд медленного роста и выйти на новые рубежи. «В плане структуры портала мы закрепили этот успех открытием нескольких новых проектов. Всего в этом году их вышло больше десяти. Думаю, никто из игроков рынка не может похвастаться такой результативностью. Вот список: Радио Rambler, новая поисковая машина, проекты Рамблер-Фото, Рамблер-Группы, Рамблер-Недвижимость. В поиске у нас сегодня есть реальное технологическое преимущество по фильтрации мусора и ассоциациям — и мы намерены увеличивать отрыв от конкурентов, сделавших ставку на количество результатов в ущерб качеству».

Mail.Ru

В целом Анна Артамонова считает 2003 год очень удачным для компании Mail.Ru: «В предыдущем 2002 году мы сделали все, чтобы существующие сервисы работали стабильно, а наши пользователи не испытывали никаких проблем. Решив эту задачу, мы смогли в 2003 году заняться развитием проектов. На основе анализа потребности пользователей была составлена стратегия развития, которая и послужила нам планом на год».

За год очень много изменений произошло на основном почтовом сервисе компании. Но, тем не менее, своеобразным «открытием года» для «Мейла» стал запуск нового Поиска@Mail.Ru, в основе которого — движок компании Google. По собственным данным Mail.Ru, за последние полгода аудитория нового проекта выросла почти в 3,5 раза. Правда, остался неприятный осадок от нашумевшей рекламной кампании по продвижению нового сервиса.

Mail.Ru отмечает также успехи e-commerce проектов компании. В 2003 году воскрес проект Torg.Ru, который на данный момент стал прибыльным. На крупнейшем интернет-аукционе Молоток.Ru компания ввела комиссию за совершенные сделки. Продуманный план ввода комиссии позволил, не растеряв аудиторию, увеличить доходность проекта в разы. В деле расширения аудитории компания делала ставку на проекты, позволяющие людям общаться он-лайн.

Что год грядущий нам готовит?

Рассказывая о планах на 2004-й год, Аркадий Волож сообщил «Вебпланете», что у «Яндекса» много идей и компания будет продолжать уверенный рост. Говорить о конкретных планах он отказался, как впрочем, и «Рамблер», который тоже настроен в высшей степени оптимистично. «Rambler — крупнейший в России социальный проект, и чем дальше, тем больше это будет бросаться в глаза», — отметил Иван Засурский.

«Как и у любой динамично развивающейся компании, у нас море планов, — говорит Анна Артамонова. — Мы не стремимся сделать как можно больше самых разных проектов. Для нас каждый проект — это четкая продуманная идея с конкретной целью. Несомненно, много изменений будет происходить на ключевых проектах: „Почте“, „Поиске“, „Каталоге“, „Молотке“. Они будут направлены как на улучшение сервиса, так и на повышения доходности».

Все три компании считают возможным объединение с каким-либо другим крупным игроком рынка. Для «Яндекса» слияние с Rambler и Mail.Ru — теоретически возможно; Mail.Ru также не исключает возможности слияния, которое пошло бы на пользу компании. Не остался в стороне и Rambler. «Мы будем расширяться, в том числе за счет покупки других игроков на всех ключевых рынках», — сказал Иван Засурский.

Интернет-рынок не всегда отличался высокой конкуренцией, которая, тем не менее, за истекший год значительно обострилась и в дальнейшем, принимая во внимание результаты прошедшего года, будет только возрастать. Скорее всего, «Яндекс» не оставит намерений откусить жирный кусок от пирога Mail.Ru, пропагандируя чистую почту, без рекламы и прочего «мусора». И если Mail.Ru не предпримет попыток очистить веб-интерфейс почтовых ящиков пользователей от обилия рекламы, кто его знает, с какими показателями компания подойдет к концу 2004 года. «Рамблер», который не скрывает намерений вернуть себе первенство, планирует сделать мощный рывок и потрепать нервы команде «Яндекса». Так что следующий год обещает быть интересней нынешнего, а это не может не радовать! По крайней мере, автора этих строк.

разделы:

Другие

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost