Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Особенности национального бл(а/о)га

| архивная статья | 27.09.2005 13:23

Познакомившись с докладом Антона Носика на «Интернити», я с удивлением вернулся к началу экрана и перечел заголовок: «Блоггинг: точки пересечения с интернет-СМИ и возможное развитие в российской реальности». Первой половины этой фразы было бы вполне достаточно для названия. Ну, можно еще оставить «возможное развитие». Однако самый хвостик, «…в российской реальности», здесь как будто совсем не к месту.

Конечно, мне могут сразу сказать, что в далекой Сибири люди не слышали даже о таких вещах, как поисковики по блогам, RSS-фиды, агрегаторы и уж совсем чудеса типа PageRank. Однако мне кажется, что именно в далекой Сибири люди должны понимать: в докладе шла речь о неких общеинтернетовских игрушках, далеких от наших конкретных баранов. А о том, чем развитие блогов в России может отличаться от Запада, не сказано ровным счетом ничего.

Отчего такое упущение? Я не думаю, что Антон совсем уже не в курсе «национальных особенностей великороссов». Дело в другом: он рассказывает о блогах с точки зрения бизнеса. А успешный бизнес — штука хитрая. Иногда выгоднее побыстрее перепродать западный товар, чем задумываться о специфических нуждах потребителя в отдельно взятой стране. Возможно, именно поэтому сервисы наших интернет-компаний частенько напоминают наскоро сляпанные «клоны» сервисов, которые на Западе всем уже надоели.

Что же видно с другой стороны — со стороны обычного человека, который пока еще живет здесь, в России, а не в светлом будущем Глобального Человейника, и говорит на языке, в котором естественнее желать людям «блага», чем «блога»? Вот несколько очевидных картинок.

1) Newsmasters, или «менеджеры знаний». Так в футурологическом проекте EPIC назвали людей, которые самостоятельно, хотя и не без помощи продвинутых веб-инструментов, агрегируют в своих блогах интересные тематические новости. Но это все-таки делают люди, а не универсальные игровые автоматы. И я не случайно привел ссылку на западный проект: там уже наигрались в роботов, чтобы понять их ограничения.

Подобные «мастера новостей» есть и у нас. Более того, уже сейчас по пузомеркам ЖЖ виден отрыв российских «тысячников», которые даже западных перешибают по числу читателей. Но вовсе не потому, что мы уже дожили до светлого будущего. Нет, это просто вследствие национальной особенности, которая называется «коллективная ментальность». Проще говоря, это возвращение к тому же СМИ-культу — только вместо отдельных журналов, передач и журналистов культовыми становятся отдельные блоггеры.

Причем и они — со своими особенностями. В случае ЖЖ Сергея Лукьяненко или порнушницы Любы нет смысла говорить о владении «продвинутыми веб-инструментами» — хотя эти два персонажа более популярны, чем очевидец из Нового Орлеана. Так что вместо «менеджеров знаний» мы рискуем получить «мастеров иллюзий», чей массовый продукт мало отличается по количеству полезной информации от центральных телеканалов.

2) «Адресное СМИ». Ладно, допустим, не все ушли в иллюзии. Тем более что живем в такой суровой стране, где без постоянной «проверки на реальность» просто не выживешь. Как удовлетворить эту национальную потребность?

Праздник освобождения от старых СМИ состоит не только в освобождении от монополии (на что упирает Носик). В принципе, монополия может быть не так уж плоха. Если у вас есть один дипломированный врач и десять обезьян, нет ничего страшного в том, что врачу будет выдана монополия на освещение медицинских тем. Другое дело, что старые СМИ были — и до сих пор остаются — безадресными. Они могут выполнять роль средства ПРОПАГАНДЫ (внушения всему стаду одной общей идеи) — но их трудно воспринимать как средство ИНФОРМАЦИИ для получения ответов на жизненные вопросы конкретного человека.

Эту же черту, увы, унаследовали и интернет-СМИ. Как бывший главред ведущего медицинского новостного агентства Рунета, я могу сказать, что 90% наших медицинских новостей в связи с их «безадресностью» можно отнести к разряду развлекательных. Если же брать классические новости на общие темы, то там процент необязательного чтива еще выше. Почти 100. Попробуйте месяц не читать и не смотреть новостей вообще. Вам станет только лучше жить.

Антон, правда, отмечает, что теперь «мы попали в открытый мир, где мы можем найти по поиску человека и получать информацию, путем задавания ему вопросов». Вот это действительно было бы полезно: вопросы и ответы по адресу и по теме своей болезни. Но какой поиск он имеет в виду?

Если искать, как обычно, по сайтам, мы попадем на страницы клиник, которые — ни что иное, как рекламные агитки. Не подходит.

Или он говорит о поиске в личных блогах, где человек сегодня пишет про больной зуб, завтра про работу, послезавтра про пиво? Но как мы по всей свалке таких находок определим, кто тут эксперт? С помощью робота-ранжировщика, который померял тысячи людей одной железной пузомеркой?

Другое дело, если мы можем найти специфический блог. Тематический. А еще лучше — коллективный тематический. Где собираются и эксперты, и те, кому они отвечают. И уже там, на этом сайте, мы ищем себе эксперта на основе личных наблюдений и местных данных (авторские публикации, отзывы, местные рейтинги и др.)

Вот только это уже совсем не дневник. И «один из знаменитейших и более успешных в мире, блог Slashdot.com», на который ссылается Антон, построен по принципам, далеким от принципов обычных блогов типа ЖЖ. Именно потому Slashdot и уважаем, что туда попадают неслучайные люди. А то, что они пишут, изначально ограничено темами, правилами и другими рамками. Это давно уже не блог. Это сайт хорошо организованного тематического сообщества. И кстати, он называется Slashdot.org, а не .com. Маленькая, но показательная разница.

3) «Совместные действия». В условиях низкого уровня жизни и техники, а также засилья всяческих динозавров, от корпоративных до государственных, наша российская коллективная ментальность может оказаться и полезной штукой. Просто нужно правильно выбирать коллективы. Или — строить их самостоятельно, в пику тем, что навязываются «сверху». Это может быть сообщество водителей праворульных машин «19 мая», организованное в ответ на причуды Госдумы. Или сообщество «Совместная закупка», помогающее сократить расходы многодетным семьям.

Подобные сообщества могут быть организованы и на основе блогов — так же, как раньше их организовывали на основе почтовых рассылок, форумов и конференций. Но для этого требуются дополнительные примочки, с которыми «блог» перестанет быть таким, как мы его знали — личным дневником, игрушкой скучающего индивидуалиста. Он перестает быть блогом.

Зато именно в этом случае получится то, что у Антона называлось нераскрытой фразой «развитие в российской реальности». Особенно в Сибири, где благосфера интересует людей явно больше, чем блогосфера.

разделы:
Материалы по теме

Померяемся попками?

Другие

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost