Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июль 2012  
пн вт ср чт пт сб вс
           
8
15
16 17
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

Инвестиция в стул

| | 17.04.2008 13:08


"Ладно, подумал я, если он с такой силой
жаждет поучений и истины, то
снизойду и дам ему несколько советов
и просветляющую дзенскую оплеуху".

(Игорь Ашманов)

Однажды блогокопатель Юрий Синодов готовился к КИБу. Он в сотый раз просмотрел презентацию своего доклада "О чем молчат инвесторы". Потом в сто первый раз бросил взгляд на материалы предшественников - над рабочим столом висела статья "Трест Рунет" со знаменитой схемой, ниже были прикноплены еще несколько похожих статей из изданий "Эксперт", "Ведомости" и "Магия Космо" разных лет. Подобные схемы, разоблачающие главных игроков интернет-рынка, появлялись примерно раз в три года. Сейчас было самое время для новой красивой таблицы.

Вообще-то Юрий не работал в глянцевых журналах, публикующих подобный бред. Но недавно он встречался со своим Учителем Дзена и спрашивал его, как продать свой проект "Роем.ру". Учитель в ответ рассказал ему, как достигается успех при игре в наперстки. По словам Учителя, дело вовсе не в ловкости рук наперсточника. Главным в игре является "подпевала", который изображает, как он выигрывает, и этим заводит толпу.

Юрий вышел от Учителя в задумчивости. Но на улице с ним случилось просветление, и смысл притчи стал понятен. "Чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно сделать на конференции секцию о том, как покупают что-нибудь ненужное", - догадался Юрий.

Сразу после этого он отправился на РИФ и организовал там секцию под названием "Корпоративные шмюмли, грымли и сепульки". Получилось слишком умно, резонанс не случился. Но теперь, на КИБе, Юрий готовился выкатить настоящую бомбу по проверенному сценарию "Треста Рунета".

Он внес в презентацию последние правки - добавил в трех местах дополнительные нули по методу люсидных снов "Финама" - а потом закрыл свой белый MacBook и побежал на встречу с Учителем Дзена.

Встреча проходила в маленьком конспиративном кафе около метро "Профсоюзная". Купив конспиративную шаверму, Юрий направился в дальнему столику, где уже кушал свою шаверму сутулый Учитель. Как бы невзначай Юрий положил на стол ноутбук и открыл его. Учитель покосился на презентацию, нахмурился.

- У тебя что, MBA? - спросил он.

- Нет, что вы! - испуганно прошептал Юрий. - Я только недавно проверялся.

- А чего же ты пишешь, будто мы в Штатах? "Объекты инвестирования - команды, проекты, продукты"... Это ж чисто американская феня. Ну да, у них там бизнес весь белый и пушистый. Каждая скрепка подсчитана, запатентована и налогами обложена. Если они говорят "пакет акций", это в натуре пакет. А у нас ты где эти пакеты видел? На складе полиэтиленовой фабрики?

- Но это же общепринятые термины бизнеса... - вставил Юрий.

- Понты это, а не термины. Для отвода глаз. Верхушка Айсберга, да простят меня евреи. А главные виды рунетовских сделок, фактические, у тебя в списке вообще отсутствуют.

- Это какие же?

- Самая архиважная называется "покупка стойла". - Учитель поднял руку с шавермой и широким жестом обвел помещение кафе. - По-вашему говоря, передача домена. Потому что все остальные активы - команда, софт, контент - в большинстве русских интернет-проектов вообще никак не оформлены. И последствия буквальные. Пришел новый хозяин - и все с сайта сметает к чертям. И команду новую берет, и движок новый делает. Вон погляди, чего "Рамблер" будет делать с проектами Волошина. У них же ничего нет, кроме доменов.

- Так невыгодно же все с нуля делать! - возразил Юрий.

- Да ладно, - махнул рукой Учитель. - Даже в офлайне это сплошь и рядом. Называется "покупка бренда". А можно и без бренда. Как "Профмедия" купила убыточный Рамблер-ТВ - ни продукта им не надо, ни даже названия. Только частота для своего вещания.

- Но ведь там была аудитория...

- Правильно. Другой вид рейдерства, которого нет в твоем списке - "покупка быдла". У телефонистов называется "абоненты". Был, скажем, маленький провайдер. Его якобы инвестировали. Потом глядь, и нет маленького. Зато абонентов слили крупняку. А в Интернете аудитория еще интересней - тут и персональные данные, и пользовательский контент... Но опять-таки, ничего не оформлено, даже TOS'ов нормальных нет. Письменный договор с каждым блогером - не хочешь? Нет конечно. Значит, формально опять продаются другие активы. Ты ведь на КИБе будешь сидеть рядом с пацанами из РБК? Ну так спроси у них, как это делается.

- Представляю, как они захохочут...

- Ну, это не самое смешное. Некоторые еще инвестируют в разгон аудитории. Раньше DDoS-атаки заказывали, а теперь появилась совсем убойная техника - Flash-сайты, Silverlight-порталы и прочий видео-напалм. У психиатров это называется "инвестиции в балет". Через пару лет из-за этих балетов пробки в Рунете будут хуже, чем в Москве по пятницам.

- Но кто-то же вкладывает в развитие! - воскрикнул Юрий. - Есть же венчуры, инкубаторы!

- Ох. - Учитель отпил кофе. - Лучше бы тебе не рыть про эти русские индюкаторы и отмывенчуры... Вкладывают, конечно. И в морковку, и даже в аквариумных рыбок. Но схемы все равно не такие, как в глянцевых газетах расписывают.

- А какие?

- Ну скажем, "покупка смотрящего". Со стороны кажется, будто и разработчиков купили, и проект, и прочее. Но в России все эти интернет-активы - полное фуфло. В кадрах текучка, софт глючит, контент тухнет, все воруют. Поэтому вменяемый инвестор заключает сделку при жестком условии, что в проекте будет работать один конкретный, проверенный человек. Который не уволится ни завтра, ни через месяц, а гарантирует стабильный присмотр за проектом. В течение года как минимум. Этот "смотрящий" формально может вообще не входить в команду. Или, скажем, подметальщиком может работать. Спроси при случае у Носа... нет, про последние кейсы он конечно не расскажет. Но старое - вполне может, для смеха. Например, на каких условиях Гусь у Березы покупал Netscate.

- Выходит, у меня в докладе неверная классификация. - Юрий брезгливо отложил недоеденную шаверму. - Что же мне делать?

- Да ничего не надо делать. То, что я тебе рассказал, все равно не стоит афишировать. Там же на КИБе одна молодежь будет... Зачем им все это? "Во многих знаниях многие печали". Пусть лучше верят в белый пушистый ебизнес. Их, зайчиков, для того и собирают, чтобы они не боялись продаваться. Нормальная у тебя презентация. Езжай.

Юрий поставил стаканчик из-под кофе, сложил свой белый пушистый MacBook и медленно направился к выходу. Но на пороге остановился, затем снова подошел к столику Учителя.

- И все-таки в моем докладе чего-то не хватает! - с вызовом сказал он. - Даже если не добавлять туда то, что вы рассказали... но нужна же какая-то яркая фишка для публики! Инсайд какой-то новый!

- Люблю упорных, - улыбнулся Учитель Дзена. - Конечно, фишка нужна. Расскажи им про инвестиции в стул.

- В куда? - не понял Юрий.

- В стул. Все интернет-проекты - это сидячая работа. Их активы могут быть сколь угодно виртуальными, но стулья - это святое. Стулья покупают обязательно.

- Но это же несерьезно!

- Почему же? Вон "Яндекс" какой домище себе снял. Знаешь, сколько там стульев? Можно, как обычно, посадить на них толпу гикнутых мальчиков и сейлзанутых девочек. Но можно распорядиться инвестицией более грамотно... На один стул - продавщицу спиртного, на другой стул - автосервис, на третий - массажный салон. Ну и так далее. Очень серьезная инвестиция. Супер-стратегическая.



И Юрий просветленный вышел. Мальчики и девочки уже съезжались к пансионату "Бор" в жажде истины, невзирая на снегопад.



Фото Алексея Раменского

Другие мнения

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2012 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost