Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Мобильные платежи: вопрос посредника

Деньги | обзор | 06.07.2011 19:59

Мобильный платеж – это платеж с сотового телефона, смартфона или коммуникатора за товары и услуги. Преимущество мобильных платежей очевидны – если верить статистикам, в России проникновение сотовой связи составляет около 150% (по итогам 2010 года на 100 россиян приходится 155 активных сим-карт).

Для сравнения: банковские карты имеет менее 8% россиян. И даже услугой интернет-банкинга пользуется всего лишь 1% россиян (правда, среди москвичей интернет-банкинг популярнее – 12%). Что уж тогда говорить о такой диковинке, как мобильный банкинг!

Общепринятой классификации мобильных платежей в России пока нет. Можно условно разделить мобильные платежи по сумме платежа (обычные и микроплатежи), а также по способу реализации – либо удаленные, когда телефон используется как средство для управления счетом клиента в банке или его счетом у сотового оператора, или локальные – например, с использованием технологии NFC.

Есть еще подразделение по основным технологиям мобильных платежей – платежи с помощью SMS/USSD, платежи с помощью устанавливаемых на телефон программных приложений, а также платежи с помощью специальных чипов – NFC или даже аналогичных чипов бесконтактных банковских карт.

Также возможна еще одна классификация – по степени вовлеченности в схему платежей основных участников рынка – банков, операторов мобильной связи и платежных систем или компаний-посредников.

# # # #

Последний вид платежей, с использованием компаний-посредников, предлагающих более удобные и простые в использовании сервисы, а зачастую и ряд уникальных возможностей, активно развивается в Европе и США в последние годы, а в странах Азии уже давно занимает заметное место на рынке.

В России этот вид платежей пока используется довольно редко – отчасти из-за уходящего сейчас экономического кризиса, когда неохотно брались за новые проекты, отчасти – из-за особенностей российского законодательства в части электронных платежей, в котором только на днях появилась хоть какая-то определенность.

А вот за рубежом в предоставление подобных сервисов в последние полгода начали вкладывать средства крупнейшие мировые компании. Правда, разнообразие предложений здесь столь велико, а изменения происходят так быстро, что делать прогнозы о том, какой из сервисов или даже видов платежей - в итоге победит, никто не берется. Кроме владельцев этих сервисов, каждый из которых, естественно, уверен в скорой победе именно своего детища.

Возможность оплачивать мелкие покупки со счета мобильного телефона позволяет торговым компаниям привлечь покупателей, у которых нет банковских карт или которые не желают использовать их при совершении мелких покупок. А комиссии, например, на платные SMS, взимаемые операторами мобильной связи, до сих пор велики.

Это и привело к появлению за рубежом множества компаний-посредников – Boku, Zong, BilltoMobile, Payfone и ряда других, которые взимают с покупателей и продавцов гораздо меньшие комиссии, предлагая удобные варианты оплаты. Все они начинали с предоставления оплаты «виртуальных» товаров, а сейчас активно интересуются возможностью проникнуть и в мир «реальных» продаж. Причем компании, созданные 2-3 года назад, уже считаются старожилами рынка!

Boku

Основанная в 2009 году компания Boku предлагает, по сути, SMS-платежи на платформе, общей для множества магазинов и сервисов. Услуги доступны в более чем 60 странах мира, абонентам 220 мобильных операторов связи – а это примерно 1.6 миллиарда человек!

Хотя в списке стран есть и Россия, широкое распространение эта система у нас пока не получила. Для сведения – по данным сайта, у компании заключены договоры с операторами Beeline, Megafon, Motiv, MTS, NTC, Smarts/Yaro/Astra, Tele2.

Платеж осуществляется со счета мобильного оператора, не требуется наличия банковской карты или счета в банке. Сейчас компания позволяет оплачивать покупку сотни виртуальных и цифровых товаров с мобильного телефона. Как выглядит платеж, можно посмотреть на видео.

Нужно отметить, что, несмотря на кажущуюся устаревшей технологию SMS-платежей, возможность провести платеж с любого телефона, который принимает и передает текстовые сообщения, резко расширяет аудиторию пользователей услугами компании.

Кстати, недавно компания запустила пробный сервис продажи «реальных» товаров на сумму до 30 евро в Германии.

Zong

Схожие услуги предлагает компания-конкурент Zong, представленная в 40 странах мира и заключившая договоры с 200 операторами мобильной связи. Тут предоставляют возможность проводить мобильные платежи и со счета банковской карты.

Процесс покупки в Интернете прост – вы нажимаете на экране компьютера кнопку «оплатить с помощью Zong», вводите номер своего телефона, на этот номер телефона приходит код, который нужно ввести в окошке на сайте. В России у компании заключены договоры с 6 провайдерами мобильной связи.

В день публикации этой статьи стало известно, что компания eBay купила Zong за $240 млн. Таким образом, платежная система PayPal получила интересную "мобильную опцию" - теперь она сможет активнее работать с теми, у кого нет кредитных карт.

BilltoMobile

Еще одна компания, предлагающая мобильные платежи с «телефонного» счета - BilltoMobile. Заявлено об охвате 60 стран мира и более чем 200 мобильных операторов.

Процесс оплаты у BilltoMobile выглядит очень схоже с описанным выше у Boku. Интересно, что все компании гордо называют себя лидерами рынка мобильных платежей!

Square

Также стоит отметить интересный сервис, предоставляемый компанией Square. Компания начала в 2010 году бесплатно выдавать в США одноименное устройство (размером с крупную монету) для чтения банковских карт, присоединяемое к аудио-выходу современных телефонов на самых распространенных мобильных ОС. Компания зарабатывает на комиссиях – 2.75% от суммы проведенных платежей.

Разработанные компанией приложения позволяют принимать платежи банковскими картами в любое время и в любом месте торговцам (в основном, конечно, это владельцы малого бизнеса), которые по каким-то причинам не могут использовать стандартные POS-терминалы. Число желающих уже составило более 500 тысяч и постоянно растет – к числу клиентов компании каждый месяц прибавляется от 30 до 60 тысяч продавцов товаров и услуг. В мае 2011 года основатель компании Джек Дорси заявил, что компания обрабатывает более 3 миллионов долларов мобильных платежей в день, причем объемы платежей растут очень быстро.

Подобный же сервис предоставляют еще несколько компаний. И в ответ на происки конкурентов, заявивших о недостаточной защищенности сервиса, в конце июня 2011 года компания заключила соглашение с платежной системой Visa, и привлекла от нее инвестиции в объеме 100 миллионов долларов, что явилось и некоторой гарантией качества предоставляемого сервиса. Специалисты Visa считают, что продукция Square позволяет предлагать их услуги в сегменте, ранее занятом только платежами наличными деньгами – сейчас более 27 миллионов компаний в США не принимают к оплате карты Visa.

Что дальше

В последние год многие крупные компании вкладывают сотню-другую миллионов долларов в быстрорастущие стартапы на рынке мобильных платежей. Для крупных компаний это – небольшие деньги, а в случае коммерческого успеха хотя бы одной четверти подобных инвестиций результат может оказаться весьма доходным.

Так, даже гигант Google в конце прошлого года приобрел небольшую компанию Zetawire, которая занимается локальными мобильными платежами через NFC-чипы. Гуглофон Nexus S уже поддерживает NFC-коммуникацию, и надо понимать, что сделано это не для игр, а именно для освоения нового вида платежей "для тех, кто без кредитки".

Серьезные планы по торговле не только виртуальными, но и вполне реальными товарами есть у мирового гиганта Facebook. В России провайдерами мобильных платежей данной соцсети заявлены компании Zong и Boku - но возможно, компания и сама предложит что-нибудь интересное в этом направлении.

Однако пока никто не может точно сказать, как именно будут выглядеть мобильные платежи через 3-5 лет. Ведь сегодня самая большая проблема для мобильных платежных систем – вовсе не безопасность платежей, как нам пытаются внушить. Главное - подтолкнуть сотни тысяч продавцов поставить в магазине или на сайте еще один терминал для оплаты товаров, рядом с Visa и MasterCard.

разделы: обзор | Деньги

Другие обзоры

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost