Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Война с РБК и бизнес на компромате

Деньги | читальный зал | 28.07.2008 15:39

От редакции: поводом для вытаскивания этой старой статьи из недр "Вебпланеты" послужил не только День Пи*арщика, отмечаемый 28 июля, но и августовский номер журнала Wired, где опубликован большой материал о владельце сайта Kompromat.ru Сергее Горшкове. В частности, Wired рассказывает, что этот сайт зарабатывает около $1 миллиона в год, беря по 600-800 долларов за каждую "заказуху", а весь свой бизнес Горшков оценивает в $15 миллионов. В целом, из публикации складывается ощущение, что бизнес компроматчика в Рунете - дело прибыльное и довольно безопасное (впрочем, Wired намекает, что безопасность эта обеспечена неким "высоким покровителем" Горшкова). Поэтому мы решили освежить в памяти альтернативное и не столь оптимистичное руководство по бизнесу на черном пи*аре - лучшую из глав книги Ярослава "Моськи" Грекова, создателя известного (в прошлом) скандального сайта RICN.ru.

Из всех холдингов, с которыми я бился насмерть (см. предыдущую главу), лучше всего удавалось провоцировать РБК.

В то время это была частная лавочка, но уже с несколькими сотнями сотрудников. В компании была потогонная система: из сотрудников выжимали всё, а платили мало, коллеги из других компаний даже называли работников РБК не иначе как «неграми». Огромная текучка кадров в РБК давала мне хорошее поле для работы в качестве сборщика компромата и всяких сплетен. Одно время, году в 2002, про РБК мне рассказывали как минимум по одной смачной истории в день. Естественно, эти истории тут же оказывались опубликованными на сайте, и многочисленные сотрудники РБК начинали прибавлять пикантные комментарии и подробности в обсуждении к материалу.

Руководство РБК принимало энергичные меры по борьбе со сливами из своей компании: так, в конце января 2002 года в компании запретили использовать Интернет-пейджер ICQ.

Самым циничным наездом на РБК явилась публикация, которая рассказывала о том, что в компании на время ремонта закрыли туалеты и сотрудникам предложено было «справлять все естественные нужды» на улице. Стоит ли говорить, что руководство РБК тогда чуть не съехало с катушек от такой наглости. Мне позвонил их вице-президент и умолял снять материал, но я остался непреклонен, так как информация оказалась правдивой и мне подтвердили её более 4 человек. К тому же, на этот материал, как на известного рода продукт человеческой жизнедеятельности, слетелись, подобно мухам, все ненавистники РБК. В комментах стоял такой угар, что оторваться было невозможно.

Менеджеры РБК были достаточно изобретательны в способах заработать («намыть») денег. Так, однажды, РБК первыми в Рунете стали продавать домены вида www.КОКА-КОЛА (здесь любое слово по-русски).com. Несмотря на всю авантюристичность предложения, нашлось много людей и даже компаний, которые были готовы отвалить по 100 долларов за такой идиотский домен (ведь при наборе такого домена в окне браузера нужно было дважды переключить языковую раскладку клавиатуры, а обычный домен стоит 20-25 долларов). Все ментально здоровые компьютерщики тут же поняли суть этой аферы. Но технический директор РБК продолжал доказывать, что в Рунете полно дятлов, которые будут два раза при наборе доменного имени переключаться с русского на английский.

Холдинг РБК, иногда совершенно бездоказательно, но чаще с предоставлением каких-то сомнительного рода доказательств, обвинялся со страниц RICN во всевозможных смертных и иных грехах: откатах, контент-воровстве (что потом подтвердил иск газеты «Ведомости»), подтасовке статистики, нагоне порно-трафика, других видах нечистоплотной игры. Но так как РБК был наиболее похож на настоящий бизнес, был динамичной, диверсифицированной компанией, ему удалось оторваться от всех остальных интернет-холдингов и чудом стать публичной компанией.

Все ахнули от наглости команды высших РыБаКов, но эмиссия акций была выкуплена крупными банками и инвестиционными компаниями, а РБК стал уважаемой компанией, когда-то бывшей малюсенькой грязной конторкой, как и все остальные в рунете. Сейчас это крупный медиаходлинг со своим телевизионным каналом и ежедневной газетой.

# # # #

Количество поклёпов на большие компании вроде РБК, которые я получал, превышало все допустимые нормы. Я даже перестал публиковать все доносы, которые получал, а менеджеры многих крупных компаний Рунета стали осознавать, каким взрывным материалом я обладаю. Некоторые из них шли со мной на контакт, предлагая выкупать у меня доносы на их компании без их публикации или уже после пре-скрининга (цензуры) с их стороны. Так появился ещё один вид сопутствующего бизнеса, которым я стал заниматься. Сам я любил называть его подобием или миксом таких хорошо известных и прекрасно зарекомендовавших себя западных бизнес-феноменов, как «Better Business Bureau» (бюро улучшения бизнеса) и «Consumer Reports» (потребительские отчёты). Но с российской спецификой…

Специфика состояла в том, что при сильном желании и хорошей юридической подготовке в моих действиях можно было найти состав преступления и квалифицировать мою деятельность по продаже компаниям негативной информации и отзывов о них самих как известное правонарушение - шантаж или, по-русски, вымогательство. Я отлично это сознавал, поэтому не просил уж очень крупных сумм, искусно проходя, таким образом, между Сциллой преступления и Харибдой «бизнеса по-русски».

Компаниям также было выгодно платить мне эти небольшие суммы, но гарантировать себя от риска попадания порою очень компрометирующей информации о себе и своих топ-менеджерах в СМИ и Интернет. Такой «рабочий» консенсус установился между мною и крупными компаниями на несколько лет, пока в данной нише (интернет- и хайтек-новости с комментарием) не начали появлятся новые сайты, в том числе и «Вебпланета», которые без скандалов и вываливания грязного белья начали отвоёвывать у моего РИКНа жизненное и бизнес-пространство. Конечно, с такими белыми и пушистыми сайтами охотнее работали PR-компании, которые держат в России большинство IT-клиентов, и которые со мной вообще не работали, опасаясь моего буйного нрава и непредсказуемости.

# # # #

У бизнеса на компромате было много тонкостей и способов обезопасить себя от недобросовестных, желающих подставить тебя, клиентов. Со многими тонкостями меня любезно познакомил владелец такого известного и более знаменитого сайта сходной проблематики, как «Компромат.ру», Сергей Горшков, с которым я встретился году в 2002.

Наше знакомство состоялось по его инициативе. Он в определённый момент понял, что и я, в силу специфики моего сайта, могу получить доступ к очень серьёзной компрометирующей информации практически любого рода. Сама информация эта Сергея мало интересовала. Но вот тот ущерб, который я мог нанести своими непрофессиональными действиями, в том числе и его бизнесу на компромате (в частности, бесплатными публикациями или публикациями за пол-цены), сильно волновали его. Поэтому он предпочёл познакомиться и встретиться со мной для того, чтобы в деловой обстановке установить правила игры в нашем небольшом компромат-картеле Рунета.

Кроме того, как впоследствии признался мне сам Сергей, на РИКНе было очень мощное компромат-комьюнити, то есть сообщество сливщиков, которому он, откровенно говоря, позавидовал. Позже Сергей даже предложил мне интересный совместный проект РИКН-Компромат-2002 ("Подмоченная репутация Рунета"). Так мы с ним получили ценные сливы практически на всех главных персон Рунета от моего сообщества "сливателей дерьма". Эти материалы затем перепечатывались на «Компромат.ру»:
http://compromat.ru/main/karachinskij/karachinskijforum.htm

А вот самые главные правила работы «компроматчика», которые, в принципе, несложно понять при помощи обычной логики и здравого смысла:

1. Самое опасное, что может случиться: вы вдруг становитесь обладателем взрывного по силе компромата. Ни в коем случае нельзя пытаться кому-то продать такой «товар», если вы не хотите подвергнуть себя опасности убийства или телесных повреждений. В такой случае, есть два выхода. Либо молчать, забыть об этой информации, никому о ней не сообщать - либо или тут же опубликовать её, сделав всеобщим достоянием и, таким образом, обезопасить себя.

2. Ни в коем случае не давать расписок за оказанные услуги, если вы не хотите, чтобы эти бумажки потом стали бы свидетельствами против вас в суде.

3. В том случае, если вы вдруг стали-таки на скользкий путь торговли компроматом, то ни в коем случае нельзя запрашивать уж очень огромные суммы за гарантию его непубликации. Лучше просить разумные или явно заниженные суммы. Помните: «Жадность фраера сгубила». Не многие журналисты и пиарщики способны избежать соблазна срубить побольше бабла на таком товаре, как компромат. Поэтому мы постоянно становимся свидетелями арестов даже довольно известных «борзописцев» в момент передачи каких-то крупных сумм денег. Как, например, случилось года два назад с журналисткой Юлией Пелеховой, редактором сайта «Досье.ру».

4. Лучше этим «бизнесом» не заниматься, вот мой вам совет. Ибо всё равно «всех денег не заработать», особенно в таком, чреватом подставами, деле. Да и к тому же всё, что вы заработаете, торгуя компроматом, никогда не окупит того геморроя, который вы также попутно заработаете, занимаясь этим нелёгким ремеслом.

5. Еще один довод против занятий компроматом. Подумайте о том, что именно принесет вам мегагалактическая известность, причём исключительно в тех кругах, к которым вам потом БЕЗУСПЕШНО придётся НЕ РАЗ обращаться с целью получить какую-нибудь, даже самую скромную, работёнку? Эту вашу огромную известность будет очень трудно конвертировать в деньги и должности, так как вы нанесёте НЕПОПРАВИМЫЙ вред своей деловой репутации. Ибо, даже несмотря на то, что люди, которые занимаются компроматом, считаются крупными специалистами по PR, связываться с ними уважаемым компаниям всегда «западло» так как за такими людьми ОБЯЗАТЕЛЬНО тянется длинный и пахучий шлейф из всевозможных скандалов и сливов, которые им припоминают всю оставшуюся жизнь.

Я знаком с описанной ситуацией очень хорошо на своём личном жизненном опыте. В частности, в течении всего 2005 года я так и не смог найти нормальную работу, так как практически все работодатели были прекраснейшим образом осведомлены о моей скандальной репутации. А если и не были осведомлены, то одного набора в любом поисковике заветной комбинации слов «ярослав греков» или «моська рунета» было достаточно, чтобы открыть для себя заветную дверь в целый мир скандалов, дрязг, неприличного поведения, сливов, предательств и т.д.

Летом 2005 года я был своей репутацией доведён до такого отчаянного положения, что в августе, когда не было совсем никакой PR-халтуры, оставшись наедине со своим старым автомобилем и 500-рублёвой купюрой, я имел единственный выход: заправить бак 92-го бензина и зарабатывать частным извозом. Чем я, кстати сказать, с удовольствием и занимался в течении целого месяца, пока меня не взяли в следующий PR-проект. Если бы у меня не оказалось в тот момент машины, я даже не знаю, как бы я тогда выжил. Так что, как говорится «береги честь смолоду!»

6. Доводы ЗА занятие компроматом. Если вы чувствуете, что вы являетесь необыкновенным везунчиком, который время от времени может позволить себе по шею засовывать голову в пасть безумия, опасности и даже самой смерти, тогда - в добрый путь. Но только не говорите потом, что я не предупреждал. Конечно, адреналиновый прилив вы будете иметь замечательный, вам почти никогда не будет скучно. Но спокойствия вы рискуете лишиться навсегда… И не только спокойствия!

Постепенно, сайты белого ИТ-пиара сузили количество моих клиентов до такой степени, что я вынужден был уйти из этого «бизнеса» и искать работу в других областях. К тому времени меня пригласили в политику, в КПРФ, и я бросил РИКН. К тому же он успел мне изрядно поднадоесть за 4 года… Но об этом - в других главах моих воспоминаний, где я остановился на своей работе в различных политических партиях России в 2003-2007 гг.

Другие

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost