Wi-Fi для всех
Юлия Дакина
2004 обещает стать годом повсеместного запуска услуг Wi-Fi в России — к такому выводу приходят прогнозисты компании J’son & Partner, специализирующейся на проведении исследований в области телекоммуникаций, медиа и информационных технологий. Согласно отчету, иллюстрирующему текущее состояние рынка беспроводных сетей, к концу 2004 года число хот-спотов в Москве и Санкт-Петербурге должно достичь 140–150. При этом уже к 2007 году количество точек доступа в двух столицах может превысит 550.
На данный момент в России насчитывается 21 провайдер Wi-Fi (WISP), девять из них предоставляют услугу на коммерческой основе. Обычно с клиентов взимается почасовая оплата, которая составляет 6–10 долларов за час. Лишь 3 WISPa считают работу с Wi-Fi своим основным бизнесом, остальные пока рассматривают ее как возможное направление будущего развития компании, прощупывают рынок.
Первая коммерческая точка появилась в Санкт-Петербурге в 2003 г. Сейчас в городе открыт 31 хот-спот. Московский рынок опередил санкт-петербургский в 2004 — он насчитывает 47 точек доступа, что составляет 56% от общего числа по России. Доля других городов пока незначительна, в сумме она измеряется 4%. Однако, как отмечает бюллетень J’son & Partner, в Новосибирске, Нижнем Новгороде и Самаре растет число бесплатных хот-спотов. Лидерами Московского рынка названы компании «Моском» и «Таском» (13 и 17 коммерческих точек соответственно), за ними следуют eWi-Fi, Голден Телеком, Эквант, Wiland Ltd. и Вымпелком.
Большая часть российских пользователей Wi-Fi — студенты, они составляют 60% от общего числа (800–1000 человек в первом квартале 2004 г.). Такое положение вещей объясняется просто: в главных университетах страны открыто много бесплатных хот-спотов. Вторую категорию активных потребителей услуги представляют бизнесмены. По разным оценкам, в настоящий момент от 400 до 600 предпринимателей пользуются беспроводными сетями регулярно. Именно они приносят Wi-Fi провайдерам 70% реальных доходов.
Обычным местом предоставления доступа в интернет через Wi-Fi в России являются кафе и кофейни, которые ориентируются, в основном, на обеспеченных молодых людей — своих постоянных клиентов. Треть всех коммерческих хот-спотов расположены в отелях и аэропортах, их целевой аудиторией являются деловые люди, для которых удобство важнее цены. Так, общая сумма ежемесячных доходов от Wi-Fi в отелях по состоянию на май 2004 г. составила $50 000.
К сожалению, пока не во всех отелях постояльцы могут легко обнаружить информацию о возможности пользования Wi-Fi, осведомленность местного персонала, который мог бы ответить на вопросы об услуге, тоже пока оставляет желать лучшего. Сейчас, и это относится не только к гостиничному бизнесу, желающий воспользоваться Wi-Fi должен проявить большую настойчивость, специально спрашивая о наличии сервиса и способе его оплаты.
При этом ключевым фактором успеха хот-спота аналитики J’son & Partner считают именно инструктаж персонала, который должен быть проведен таким образом, чтобы служащие, например, отеля могли описать потенциальному клиенту предоставляемую услугу Wi-Fi. Одноврменно специалисты указывают на необходимость проведения провайдерами активных рекламных кампаний, если те заинтересованы в привлечении большего числа платежеспособных пользователей.
Что касается развития Wi-Fi в мире, то здесь в течение 2004 года ожидается более чем 225-процентный рост числа хот-спотов, так что если их количество в конце 2003 доходило до 43 000, то к концу текущего года число точек доступа должно достичь 140 000. Лидирующее место на мировом рынке занимают на данный момент страны Азии, на долю которых приходится 49% хот-спотов. К концу первого квартала 2004 года 28% точек были открыты в США, так что количество европейских хот-спотов соответствовало 23%.
Другие