Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Развлечения до умопомрачения

| архивная статья | 29.01.2006 14:30

Если спросить об интернете какого-нибудь школьника, то он уверенно ответит, что эта штука существует исключительно для развлечения. В структуре свободного времени подростков 12-16 лет компьютер и интернет занимают третье место, уступая лишь телевидению и общению с друзьями. Кстати, его убеждения разделят и многие взрослые, не слишком отягощенные образованием и большой сетевой биографией. И если когда-то Сеть была слишком дорогим развлечением, для которого существовали более дешевые заменители, то сейчас развлекательный интернет начинает расти с неимоверной быстротой. Этому благоприятствует «правильный» контингент, который пресытился уже знакомыми офлайновыми развлечениями.

Такова уж логика вещей: как только что-нибудь начинает набирать обороты, обязательно находятся ярые противники этого начинания, которые доходчиво объясняют, почему это так плохо. Люди начали выходить в Сеть — появилась интернет-аддикция. Кто-то играет в онлайновые игры или бывает в интернет-казино — значит, его физическому и психическому здоровью угрожают бесчисленные опасности. При этом на залы игровых автоматов и обычные казино никто не обращает внимания. Серьезной антирекламы офлайновым азартным играм почти не слышно, в то время как о сетевых соблазнах трубят во всех СМИ.

26 января РОЦИТ провел круглый стол с характерным названием «Развлечения в интернете и их воздействие на личность». «Форумы, блоги, чаты, порталы развлекательной тематики, компьютерные игры завоевывают все более крепкие позиции в современном обществе». Самую популярную отрасль сетевых развлечений — порно-сайты — организаторы благоразумно убрали из программы, видимо, из «соображений политкорректности». А зря. Если действительно открыто говорить о сетевых развлечениях, то представлять следует полную картину, даже если отдельные детали кажутся кому-то не слишком достойными обсуждения в официальном кругу.

Одинокий человек — несчастное общество

«Новые знакомства… положительно сказываются на состоянии человека, отражаются на его поведении и отношении к обществу». В своих тезисах Максим Трухин, исполнительный директор компании «Мамба», говорит о своей службе знакомств как об инструменте интеграции одинокого человека в социум.

Разумеется, можно посмотреть на сайты знакомств и с этой точки зрения. Не понятно лишь одно. А может ли онлайновый сервис, пусть даже очень качественный, заменить живое человеческое общение? Вряд ли. Создатели «Мамбы» это понимают и рассматривают свой портал в качестве первого шага в направлении реального общения. Тогда получается, что люди до такой степени замкнулись в своем кругу, что сделать первый шаг без помощи «онлайновых костылей» становится слишком сложно. Для того чтобы избавиться от одиночества, человеку предстоит пройти цепочку: реал — онлайн — реал.

Лично для меня привлекательность онлайновых знакомств всегда была лишь в новизне подхода. Если люди будут воспринимать онлайновый сервис как обязательное звено в процессе построения отношений, то это будет способствовать чему угодно, только не их интеграции в социум. Другими словами, хождение на костылях не развивает способностей к бегу с препятствиями.

То же самое можно сказать и об интернет-общении. Повальное увлечение блогами, наверное, сродни азартным играм. Многие люди ради собственных журналов готовы рискнуть не то что свободным временем, а даже работой или деньгами. В гипертрофированной форме блогомания выглядит довольно дико. Так, один из тезисов доклада Германа Клименко, владельца и идеолога портала LiveInternet.Ru, посвящен блогам нового поколения. Это, по его словам, подразумевает «переход от ведения блогов к жизни в блоге» и, по-моему, напоминает сценарий очередной «Матрицы». Не стоит жить только лишь для того, чтобы написать об этом в дневнике.

Понятно, что отдельные аспекты онлайновых развлечений намеренно представлены в докладах в несколько преувеличенной форме. Ответ на вопрос о пользе и вреде таких развлечений кажется мне очень простым и даже, каюсь, банальным. Мера — наверное, самый эффективный и в то же время самый индивидуальный регулятор деятельности людей. Попытки найти какой-то единый для всех «порог развлечений» сродни поиску философского камня.

Порно-счеты

Пока у нас пытаются оценить влияние «правильных» онлайн-развлечений на психику человека, американцы вовсю борются с «неправильными» забавами. Их, похоже, всерьез заботит тот факт, что все большему числу людей не хватает невинных развлечений вроде блогов и сайтов знакомств.

Две правозащитные организации ломают копья вокруг ужесточения законодательства в отношении порнографии в Сети. Министерство юстиции периодически пристает к поисковикам и крупным порталам с требованием «рассказать», как развлекаются их посетители. Google отказалась представить миллион случайных веб-страниц из своей базы для проверки на наличие фривольного контента. Зато AOL, MSN и Yahoo выдали данные о запросах пользователей, поэтому правительство, по всей вероятности, продолжит бороться с сомнительными интернет-развлечениями.

Что бы ни говорили об эффективности запретов в Сети, внимание к «недетским» онлайновым развлечениям со стороны США весьма примечательно. В России часто предпочитают искать проблемы там, где их нет. Зачем? Для того, чтобы отвлечь людей от действительно актуальных вещей.

Развлечения одного сорта

К счастью, интернет — не магазин, где все что угодно можно красиво разложить по полкам. Вывести правильные, «социально значимые» развлечения в «прайм-тайм» тоже не получится, пользователи выберут то, что их меньше напрягает. Развлечение позволяет, как в театре, примерить на себя все, что увидел или услышал, при этом оно свободно от разъяснений и поучений.

Как замечает один из участников семинара РОЦИТ Сергей Цымбаленко, «двигатель появления и развития развлекательных ресурсов сегодня — стихия и экономический интерес». Использование механизмов социального моделирования, как мне кажется, превратит онлайн-развлечения в их полную противоположность.

разделы:

Другие

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost