Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Интернет-косноязычие: анамнез

| архивная статья | 13.01.2006 17:45

В последние год-два интерес к русскому языку в нашем обществе, как ни странно, вырос. Досадно, что весь этот интерес ограничивается лишь косноязычными СМИ, которые вновь пытаются научить говорить правильно. На самом деле, в Рунете СМИ давно утратили свой образцово-показательный статус. И сами журналисты тут вовсе не при чем, такова специфика интернета.

Начать разговор о небезоблачном сосуществовании русского языка и Сети хотелось бы с кривого зеркала. Не секрет, что каждому из нас приходится преодолевать немало препятствий для того, чтобы правильно выразить мысль, засевшую в голове. В результате эта мысль предстает в более-менее искаженном виде.

О Рунете — по косвенным признакам

Рунет предстает своеобразным «королевством кривых зеркал». Откуда «широкая общественность» вообще получает информацию о том, что думают пользователи Сети, что любят и кого ненавидят? Смехотворные офлайновые опросы, когда в гости к случайно выбранным жертвам приходит девушка с листком бумаги и расспрашивает об их интернет-предпочтениях, можно смело не брать в расчет. Остаются разнообразные онлайновые опросы, голосования и рейтинги. Их достоверность сразу же вызывает массу вопросов, ведь можно «накрутить» счетчик, а можно ответить «по приколу».

Еще один источник сведений — анализ поисковой активности юзеров, классическим примером которого является Google Zeitgeist. Достоверность подобной аналитики вызывает уже гораздо меньше сомнений, ведь не станет же пользователь спрашивать поисковую машину о том, что его совершенно не интересует? Только ведь и поисковые запросы — это «ходульный» язык. Всем известно, что ни один поисковик не оценит вопроса, обращенного к нему на изящнейшем русском языке. Вернее, понять-то его он сможет, а вот выдать достаточное количество адекватных результатов — вряд ли. Поэтому пользователям волей-неволей приходится приспосабливаться к роботообразному языку поисковых запросов. Большинству же просто лень этим заниматься, поэтому они ограничиваются одним-двумя ключевыми словами.

Судите сами: тот же региональный Google Zeitgeist позволяет судить лишь о фрагментарных предпочтениях российских пользователей Сети. Видно, что их интересуют пластиковые окна, сотовые телефоны, строительство коттеджей и организация праздников. Из области «культуры» — Нелли Уварова, группа Тату и Гарри Потер. Мысли интернет-публики и уровень владения языком все равно остаются за кадром.

Язык под перекрестным обстрелом

Возросший интерес к языку отчасти выражается в том, что люди вновь стали прислушиваться к речи радио- и телеведущих, ловить их на нарушении канонов и собирать ошибки. То есть вся забота обращена к языку СМИ, который хочется сделать чище и правильнее в надежде, что вслед за журналистами подтянутся и обыватели. В Рунете тема языка — это либо маргинальные явления вроде жаргона «падонкаф», либо, опять, же журналистские ляпы. При этом причинно-следственные цепочки мало кого интересуют.

Мысль изреченная есть ложь. Язык сам по себе — иногда не самый лучший помощник при передаче мысли, однако другого нам не дано. В Сети появляется еще с десяток дополнительных препятствий на пути содержание-форма. Сообщения приходится набирать в спешке, а ошибки можно допускать и просто так, чтобы «было не скучно». Если добавить к этому мотивы протеста против всего подряд и обычное русское безделье, то получится далеко не полная система «кривых зеркал», которая составляет специфику Рунета. Язык интернет-СМИ совершенно не показателен в этом плане, поэтому борьба за его чистоту вряд ли серьезно повлияет на положение «великого и могучего» в Сети.

Национальная идея с привкусом социальной проблемы

Эксперты и участники конкурса «Грамотно, по-русски!», поставившего во главу угла русский язык в электронных СМИ, похоже, понимают, что с интернетом все не так просто. Юрий Прохоров, ректор Государственного института русского языка, заметил, что «интернет-составляющая — это немного другая игра. Там слишком много специфики, которую очень трудно соотнести. Это нужно смотреть по-другому». При этом в интернете «есть определенные сложности в связи с еще не устоявшейся моделью использования русского языка».

Весьма оптимистично ситуацию с русским языком оценивает Владимир Лопатин, председатель Орфографической комиссии: «Сейчас часто говорят, что русский язык гибнет, мы его губим. На самом деле это не так, уровень достаточно высок».

Наиболее трезвыми и реалистичными мне показались комментарии Михаила Мазура, главного редактора «Байкальской службы новостей». Уровень владения языком — социальная проблема, а не только происки журналистов. Спрос на грамотность в настоящее время очень низкий. Людям нужна информация, поэтому информационные агентства и интернет-издания стремятся «выкатить» материалы как можно быстрее. Вычитывать тексты перед публикацией некогда и нет смысла, пользователи стерпят и безграмотную статью, лишь бы она была свежей и интересной. С другой стороны, российское общество в целом становится все менее грамотным, и СМИ — лишь зеркало этого процесса.

СМИ отдыхают

Понять основную мысль статьи поможет простой пример. Интернет мало похож на традиционный «ящик». Очередной щелчок на пульте от телевизора перебросит вас на очередной канал, клик мышью — легко переместит с сайта интернет-издания на форум, в «Живой журнал» или на Udaff.com.

Радио и телевидение легко удерживают свою аудиторию в рамках «действительности СМИ» и, соответственно, своего языка. Власть интернет- СМИ в этом отношении весьма ограничена. Они не в праве навязывать свой язык аудитории, скорее наоборот, они вынуждены говорить с ней на ее языке.

Именно поэтому «подтягивание» интернет-изданий до некой образцовой языковой планки мало что изменит. Как это ни банально звучит, но Сеть обладает собственной спецификой, которой по силам свести на нет любую неграмотную языковую политику, независимо от размеров бюджетных ассигнований.

разделы:
Материалы по теме

«Чмок» за 50 фунтов

Другие

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost