Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Смертельный пиар для новояза

| архивная статья | 14.06.2005 14:06

Благодаря публикации в «Русском Newsweek», май и первая половина июня прошли под девизом: «Ребята, смотрите, он нарисовал меня!». Пользователи «Живого журнала» (ЖЖ), польщенные вниманием бумажной прессы, с удовольствием обсуждали статью Артема Вернидуба.

Как и следовало ожидать, реакция в лагере падонков была отрицательной. Опять, мол, продажные журналисты не разобрались в хитросплетениях их жизненной философии и написали очередной «кг/ам». Между тем, самые здравые деятели Рунета потребовали восстановить историческую справедливость. Падонки вовсе не являются эксклюзивными авторами «нового русского языка», значительная часть слов и выражений пришла из забытого ФИДО. Это, в общем-то, и понятно: на любой первоисточник всегда найдется еще более древняя берестяная грамота.

Пачехавски

Разумеется, пристальное внимание к новоязу лишь подстегнуло его популярность. Те, кто и не подозревал о существовании ЖЖ, приобщились к модным словечкам. Статьи начали обсуждать во многих форумах, поэтому даже самая «бобруйская» часть Рунета вскоре будет комментировать «афтаров» и щеголять своими познаниями в области новояза перед сверстниками.

Творческая активность самих пользователей ЖЖ и не думает ослабевать. Совсем недавно в сообществе «Новая драма» родилась театральная разновидность новояза. Свое восхищение «пыэсой» можно выразить с помощью «новых» выражений: «драматично», «втруппу!», «бис нах!». Неудачливые «драмадуры» рискуют услышать: «нехватаетнаготынах», «афтар убейся вешалкой!», «за-на-вес-нах!». В общем, новояз живет и развивается, а самые яркие перлы начинают покидать просторы интернета и выливаться в более широкую, офлайновую среду.
Недавно застыл от изумления, когда, покупая билет на поезд, услышал от стоявшей за мной девушки: «А у вас в городе вообще церковно к собакам относятся?». Либеральные преподаватели вузов комментируют курсовые и дипломы студентов: «афтар, пеши исчо!», «ржунимагу», «учи албанский». Новояз шагает в массы, которые с радостью принимают новый способ выражать свои мысли.

Афтар — это вам не пейсатель

Всплеск внимания к новоязу не мог обойти стороной обитателей ЖЖ, склонных к обобщениям. Так, пользователь Алексей Чадаев сравнивает процесс зарождения модного ЖЖ-сленга с появлением фидошного жаргона.

Сообщество пользователей «Живого журнала» за время своего существования выработало собственные нормы и ценности, которые нашли свое выражение и в языке. Для каждой культуры важно обозначить понятия «верха» и «низа», другими словами, ответить на вопрос, что такое хорошо, что такое плохо. Получается, что в ФИДО такими стержневыми словами были «сакс» и «рулез», а в ЖЖ (и на udaff.com) — «зачот» и «кг/ам». Вокруг слов, которые образуют «плюс» и «минус», и строится новый язык. По этим словам представители субкультуры опознают друг друга.

Почему нынешний новояз построен на обычном коверкании русского языка? Чтобы создать что-то новое, необходимо затратить существенные творческие усилия. Гораздо проще пойти по пути «переделки» существующего, главное, чтобы слово звучало оригинально. Кстати, как отмечает Алексей Чадаев, исковерканное слово также приобретает другое значение, по сравнению с нормальным. Например, слово «автор» в русском языке имеет широкое значение, которое не ограничено лишь областью литературы. «Афтар» — это человек, написавший именно сетевой текст. Если этот текст отличается от традиционного, бумажного литературного произведения, то ему непременно нужен и свой «афтар», далекий от «автора» традиционного.
Кстати, совсем не обязательно, что между новоязом и субкультурой есть такая однозначная связь. Возможно, дело здесь не только в стремлении выделиться или противопоставить себя другим.

Как известно, чаще всего модные словечки можно встретить в комментариях. Комментарий в ЖЖ или форуме представляет собой всегда какую-то оценку прочитанного. Разумеется, пользователи по-разному выражают свое мнение, однако если отвлечься от конкретных слов и конструкций, понимаешь, что комментарии бывают довольно стереотипными. Кто ругает, кто-то хвалит, кто-то повторяет уже сказанное. Да и обвиняют автора всегда в одном и том же: не разбираешься в предмете, написал глупость, украл чужие мысли и т.д. Так рождается «языковая лень». Зачем в сотый раз рожать новый комментарий, чтобы высказать одну и ту же старую мысль? Может, придумать для этого специальное выражение? Так можно гораздо быстрее прокомментировать текст, да и напрягаться лишний раз не придется. Слова-штампы хорошо запоминаются, поэтому быстро всплывают из памяти в нужный момент.

На смену живым комментариям приходят роботообразные штампы, которые можно вставлять без особых раздумий. В дальнейшем пользователям становится просто лень стучать по клавиатуре, поэтому появляются «падонские штампики» — картинки, которые можно вставить одним движением.

Зато какой пиар

Эти слова произнес Удав, идеолог главного падонского сайта, после выхода статьи Артема Вернидуба, посвященной новоязу. Многие пользователи ЖЖ также с энтузиазмом воспринимают популяризацию своего жаргона. На самом деле, проникая во все новые сферы, модный «новый русский язык» выкапывает себе могилу. То, что хорошо в рамках узкого круга людей — субкультуры, не обязательно сможет соответствовать тем требованиям, которые предъявляет общество к языку. Мода и новизна — вещи проходящие. Как только «первонахи», завоевавшие новые рубежи, покроются первым налетом пыли, носители языка увидят за модными словами лишь обычное коверкание языка.

Этот путь проходили различные жаргоны, которые неожиданно провозглашались модными. Когда язык субкультуры станет достоянием масс, пользователям ЖЖ потребуется выдумать что-нибудь новенькое.

разделы:

Другие

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost