Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Правдоподобная блондинка с юзерпика

| архивная статья | 14.11.2005 11:51

«Скажите, а вы это ваш юзерпик?». Если не слишком вдумываться в суть этого вопроса, он прозвучит весьма обыденно. Каждый пользователь Сети — не просто набор клавиатурных символов, ему необходимо как-то выглядеть, ведь даже в интернете никто не отменял старой офлайновой истины «по одежке встречают».

В Сети, как и за ее пределами, очень многое зависит от невербального поведения. Кроме самих слов, собеседнику хочется знать, улыбаемся мы или делаем страшное лицо, сидим в расслабленной позе или нарезаем круги по комнате. Юзеру приходится довольствоваться лишь суррогатами такой информации вроде смайликов, добровольных комментариев, индикаторов настроения. Люди привыкли доверять невербальному поведению именно потому, что им очень сложно управлять. В жизни непросто добродушно улыбаться ненавистному начальнику, когда основное желание — съездить ему бейсбольной битой по голове. Этому приходится учиться. Эмоции, настроение и даже «внешний вид» полностью подконтрольны пользователю Сети.

Молоток с глазами

«Одежкой», единственным визуальным обличием сетевого собеседника, оказывается аватар, который в «Живом журнале» (ЖЖ) уже давно окрестили юзерпиком. Разница между аватаром и действительностью вполне очевидна. Вместо агрессивного юнца с картинки, демонстрирующего средний палец, у монитора можно обнаружить забитое создание, которое с большим трудом нажимает на клавиши. Вместо шикарной блондинки — незамужнюю девицу заурядной внешности и критического возраста. Гораздо интереснее было бы понять, почему люди выбирают себе тот или иной аватар, кого предпочитают на нем видеть — Ренату Литвинову, розового крокодила или молоток с глазами.

Население сетевых тусовок периодически выдает собственные мысли на этот счет, иногда — чересчур поэтичные, иногда — проникнутые жаждой самоутверждения. Собственной точкой зрения обладают и психологи, для которых аватар — излюбленная тема.

Люди не любят пребывать в полном неведении относительно своих «визави». Им нужна информация, чтобы объяснять происходящее и прогнозировать будущие выходки своих знакомых. Самые достоверные сведения — те, что базируются на данных органов чувств, поэтому не случайно внешность имеет значение. Понятно, что даже в сетевом общении людям не хочется менять своих привычек. На смену живым лицам и «фотомордам» приходят аватары и юзерпики.

На что ориентируются пользователи при восприятии аватара? Человеку, с его комплексом высшего существа, нравится классифицировать все объекты, раскладывать их по папкам — люди (равные мне), животные (похожи, но не доросли) и предметы (безнадежны, поскольку мертвы). То есть антропоморфные, человекоподобные аватары занимают особое место в его восприятии.

По поводу антропоморфных картинок исследователями были получены противоположные результаты. По некоторым данным, юзерпики с «человеческим лицом» вызывают у собеседников особые доверие и симпатию. Другие исследования полностью опровергают такие результаты. Дескать, хомячки и говорящие бутерброды более располагают к общению. Как бы то ни было, подсознательно мы сразу же обращаем внимание на то, похож ли юзерпик на человека, либо это просто набор букв и геометрических фигур.

Женские прелести как основа доверия

Вторая важная характеристика при восприятии аватара — это пол изображенного существа. Казалось бы, в интернете пользователь находится в благодатной ситуации: можно демонстрировать как мужские, так и женские черты, играя в самозабвенного виртуала. Но нет, человеку удобно пользоваться привычными гендерными стереотипами, которые унаследованы из реальной действительности.

Одна из последних попыток постичь сущность юзерпиков принесла занятные плоды. Исследователи ограничились статическими картинками, предварительно разделив их на необходимые группы — мужчины, женщины, животные и предметы. Участники опроса должны были выбрать понравившиеся аватары и оценить их по нескольким показателям.

Особую популярность получили «человеческие» юзерпики, их выбирали чаще других, причем обладателей женских картинок считали более надежными. Мужчины проиграли даже детским лицам, представленным на аватарах. Абсолютным аутсайдером стало изображение зеленой ящерицы.

Пользователи стремились выбирать аватары, совпадающие с их полом. Закономерно возник дополнительный вопрос: если так, будут ли люди ориентироваться на сходство по другим параметрам — по расе, цвету волос и т.д.? Похоже, что и в Сети мы продолжаем опираться на офлайновые представления, поэтому на юзерпике нам гораздо приятнее видеть человеческое лицо, даже если оно мало напоминает самого собеседника.

Форма одежды — случайная

Дополнительную путаницу в споры об аватарах вносят новомодные дневниковые веяния. Если в Fido было одно-единственное поле Origin, предназначенное для авторского самовыражения, то в ЖЖ появилась возможность использовать несколько юзерпиков. В зависимости от настроения или тональности комментариев можно использовать добрую или злую, официальную или интимную картинку. Некоторые сообщества пошли еще дальше, предложив юзерам «случайный аватар».

Таким образом, представление об аватаре как о неизменном «внешнем виде» пользователя стремительно устаревает. Наверное, можно говорить о нем как об одежде, которую меняешь от сезона к сезону или одеваешь под настроение.

А что, если у человека вовсе нет аватара? «Сеть, как ни крути, — отражение реального мира. То, что у человека нет аватара, говорит о том, что он не заботится о том, как выглядит». При всей категоричности этого утверждения, с ним трудно не согласиться. Аватар — это не просто кучка пикселей или картинка сбоку от сообщения.

разделы:
Материалы по теме

Мозгва и мозгвичи

Другие

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost