Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июль 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

Концепция развития информтехнологий в РФ

| архивная статья | 18.11.2004 12:52

Концепция развития рынка информационных технологий в России, которую представляет на сегодняшнем заседании правительства РФ министр информационных технологий и связи Леонид Рейман, предусматривает рост к 2010 г общего объема ИТ-рынка более чем в 5 раз по сравнению с 2003 г. По расчетам Мининформсвязи, Россия может войти в тройку лидеров на мировом рынке экспорта ИТ-услуг.

За период с 2000 по 2003 гг рынок ИТ вырос почти вдвое — более чем до 6 млрд долл и, по экспертным оценкам, к концу 2004 г достигнет 7,5 млрд долл. Однако, несмотря на впечатляющие темпы роста, абсолютные объемы рынка ИТ в России остаются скромными. Рынок ИТ составляет всего 1,4% объема всего ВВП России. Для сравнения, в США объем рынка ИТ превышает 500 млрд долл и составляет более 5% от ВВП.

Темпы развития российского рынка ИТ за последние 4 года являются опережающими по отношению к экономике страны в целом и составляют в среднем 25% в год, однако по уровню развития и использования ИТ Россия значительно отстает от западных стран. Существующие темпы развития рынка являются недостаточными для преодоления низкой эффективности российской экономики, их сохранение приведет к увеличению технологического отставания России и дальнейшей зависимости экономики страны от сырьевого сектора и импорта высокотехнологичной продукции.

В результате реализации концепции занятость в отрасли может составить до 5% работающего населения, или 3,5 млн человек. Развитие отрасли ИТ будет способствовать повышению производительности труда во всех отраслях экономики, эффективности использования человеческих и материальных ресурсов, что внесет заметный вклад в решение задачи удвоения ВВП и сокращения сырьевой зависимости российской экономики.

Высокий уровень развития ИТ станет важнейшим фактором качественного улучшения систем образования и здравоохранения, реализации проектов адресной социальной поддержки незащищенных слоев населения, обеспечения национальной безопасности на современном уровне.

К другим положительным эффектам от реализации концепции относятся увеличение прямых иностранных инвестиций, развитие телекоммуникационной инфраструктуры, повышение общей квалификации специалистов отрасли ИТ.

Превращение отрасли ИТ в одну из движущих сил экономического роста и модернизации страны в короткие сроки возможно только в случае обеспечения целенаправленной государственной поддержки ускорения темпов ее развития, отмечается в материалах Мининформсвязи.

Как показывает опыт ряда стран, стимулирование развития отрасли ИТ предполагает приоритетное развитие направлений, имеющих высокий экспортный потенциал, а также привлечение ведущих мировых производителей в сфере ИТ для размещения на территории страны своих научно-исследовательских и производственных центров. При этом необходимо также обеспечить господдержку развития внутреннего рынка на основе стимулирования спроса со стороны государства, населения и предприятий всех отраслей экономики для обеспечения масштабного внедрения и использования ИТ в социально-экономической сфере и госуправлении и решения задачи модернизации страны. Стимулирование развития экспортоориентированного производства в сфере ИТ и внутреннего рынка должны рассматриваться как одинаково приоритетные задачи государственной поддержки развития рынка ИТ.

В первую очередь предстоит разработать и принять законы, обеспечивающие единый концептуальный подход к урегулированию базовых вопросов правоотношений, связанных с использованием информации: о внесении изменений и дополнений в федеральные законы «Об информации, информатизации и защите информации» и «Об участии в международном информационном обмене». Требуется содержательное раскрытие положений Гражданского кодекса РФ об информации как отдельном объекте гражданских прав, а также сложившегося в теории и практике регулирования представления об информационных правах — таких, как право на доступ к информации и на ограничение такого доступа, на свободное распространение информации, на защиту от недостоверной и незапрошенной информации и т д. 

Необходимо законодательно обеспечить доступ населения и организаций к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления путем принятия федерального закона «О праве на информацию». В этом законе следует определить понятие «официальная информация», а также привести перечень информации, которую органы государственной власти обязаны делать публично доступной, уточнить правовой статус производителей и держателей (обладателей) официальной информации, определить их обязанности по организации хранения официальной информации и доступа к ней.

Требуется регулирование общественных отношений, связанных с развитием и использованием современных информационных технологий, включая интернет (принятие федерального закона «Об электронной торговле», внесение изменений и дополнений в законы «О средствах массовой информации», «О рекламе»).

К основным задачам господдержки в области обеспечения квалифицированного спроса со стороны государственных органов и бюджетных учреждений относятся: сокращение сроков полезного использования (амортизации) компьютерного оборудования и программного обеспечения; переход госучреждений от обслуживания ИТ-систем собственными силами к обслуживанию их силами сторонних специализированных организаций с проведением открытых конкурсов по их выбору; повышение открытости и эффективности проведения закупок для государственных нужд в области ИТ; повышение общей квалификации работников органов власти и бюджетных учреждений, госслужащих в области использования ИТ.

К основным задачам господдержки в области повышения доступности современных ИТ для населения относятся: разработка программы поддержки приобретения персональных компьютеров для малообеспеченных слоев населения (одним из таких мероприятий мог бы стать вычет стоимости персонального компьютера, приобретенного для личного пользования, из налоговой базы налога на доходы физических лиц); создание в регионах общедоступных центров повышения компьютерной грамотности населения и центров общественного доступа к сети Интернет; развитие широкополосного доступа и реализация госпрограммы подключения общеобразовательных школ к сети Интернет; проведение социальной рекламы, направленной на популяризацию ИТ среди населения; разработка мер стимулирования передачи организациями и предприятиями устаревших персональных компьютеров в личное пользование сотрудникам или учебным заведениям.

По мнению Мининформсвязи, снижение импортных пошлин также является рычагом повышения спроса со стороны населения и предприятий на компьютерное оборудование. Эти пошлины не выполняют функций защиты внутреннего производителя и лишь повышают стоимость компьютера для конечного потребителя. Ликвидация пошлин на компьютеры и комплектующие также согласуется с позицией ВТО.

Господдержка развития экспорта продукции и услуг в сфере ИТ включает два основных направления: повышение конкурентоспособности российских компаний отрасли ИТ на экспортных рынках; привлечение в Россию ведущих мировых компаний отрасли ИТ для создания центров перспективных разработок и предоставления услуг.

Развитие экспорта на большинстве сегментов компьютерного оборудования существенно затруднено из-за высокой конкуренции со стороны ведущих западных компаний и низкой стоимости продукции, производимой в Юго-Восточной Азии.

Определенные перспективы на мировом рынке есть у российских компаний-разработчиков прикладных и развлекательных программных продуктов, а также сложных комплексов программного обеспечения, встраиваемого в различное промышленное и бытовое оборудование.

Однако наиболее перспективным направлением развития экспорта российской отрасли ИТ может стать разработка заказного программного обеспечения для зарубежных компаний. В этом сегменте Россия обладает следующими конкурентными преимуществами: наличием высококвалифицированных специалистов, имеющих фундаментальное образование и опыт решения сложных технических задач, и географической близостью к основным экспортным рынкам.

Другим ключевым направлением развития экспорта является привлечение ведущих мировых компаний для открытия ими в России исследовательских центров и центров перспективных разработок. Это позволит использовать финансовые, промышленные и управленческие ресурсы международных компаний, создать в стране новые высокооплачиваемые рабочие места и развивать инфраструктуру, а также способствовать приобретению российскими специалистами передового опыта управления проектами в сфере ИТ.

Основными мерами стимулирования развития экспорта в сфере ИТ являются упрощение таможенного администрирования, совершенствование налогового законодательства, а также поддержка продвижения российских компаний отрасли ИТ на мировом рынке.

Мининфорсвязи считает необходимым внесение следующих изменений и дополнений в Налоговый кодекс РФ: определение услуг по разработке программного обеспечения как вида услуг, который может осуществляться на экспорт, и определение порядка доказательства факта экспорта программного обеспечения для использования нулевой ставки налога на добавленную стоимость; осуществление возмещения НДС экспортерам продукции и услуг ИТ в порядке, аналогичном для традиционных экспортеров в других отраслях промышленности, с учетом особенностей, возникающих при экспорте продукции и услуг ИТ.

Необходимо также рассмотреть возможность снижения суммарной налоговой нагрузки на фонд оплаты труда для предприятий отрасли ИТ, например, в случае их размещения в технико-внедренческих особых экономических зонах (ОЭЗ) со специальным режимом налогообложения и ведения предпринимательской деятельности.

Важной мерой стимулирования экспорта также является продвижение отечественной отрасли ИТ на мировом рынке и поддержка сертификации компаний-экспортеров по международным стандартам (ISO 9001 и CMMi). Необходимо организовать господдержку сертификации экспортеров по международным стандартам, которая может включать софинансирование расходов компаний отрасли ИТ на получение сертификатов качества по стандартам ISO 9001 и CMMi, необходимых для выхода на внешние рынки.

В рамках развития отрасли ИТ важнейшим направлением является создание специализированных технопарков, обеспечивающих возможность формирования критической массы специалистов и предоставления им телекоммуникационных услуг необходимого качества по доступной цене. Технопарки могут размещаться в технико-внедренческих ОЭЗ со специальным режимом налогообложения и ведения предпринимательской деятельности.

Чрезвычайно важным для развития отрасли ИТ является предоставление, в том числе в регионах, телекоммуникационных услуг по ценам, сравнимым с мировыми.

Совершенствование системы профессиональной подготовки кадров для отрасли ИТ и приведение ее в соответствие с основными международными стандартами является критическим фактором развития отрасли. Необходимо обеспечить реализацию программы адаптации высшего профессионального образования к потребностям отрасли ИТ, привести учебные программы по подготовке специалистов в области ИТ в соответствие с лучшей международной практикой а также организовать на базе вузов курсы повышения квалификации по специальностям, востребованным отраслью ИТ. Для решения этой задачи необходимо обеспечить привлечение представителей ведущих мировых и российских компаний отрасли ИТ к участию в разработке программ обучения специалистов в области ИТ и организацию прохождения ими практики в этой области.

В целях обеспечения доступности финансовых ресурсов для отрасли ИТ необходимо обеспечить развитие венчурного финансирования как наиболее важного механизма для коммерциализации и внедрения новых разработок в промышленное производство и эксплуатацию. Кроме принятия специализированного законодательства, для развития венчурного финансирования представляется целесообразным создание фонда совместного инвестирования в компании отрасли ИТ, в котором государство может выступить в роли миноритарного инвестора для демонстрации стратегической роли отрасли в экономике страны.

Важной мерой институционального развития отечественной отрасли ИТ является принятие программы действий по защите интеллектуальной собственности и борьбе с нелегальным использованием ИТ-продуктов («пиратством»).

разделы:

Другие

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost