Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июль 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

Владислав Улендеев: «Говорить об IPO интернет-торговцев в России — утопия»

Денис Денисов
| архивная статья | 04.10.2004 17:16
Владислав Улендеев: «Говорить об IPO интернет-торговцев в России — утопия»

На вопросы «Вебпланеты» отвечает Владислав Улендеев, председатель совета директоров, исполнительный директор интернет-холдинга eHouse.

Некоторое время назад вы сделали владельцам «Озона» предложение о покупке интернет-магазина. Зачем холдингу eHouse еще один книжный интернет-магазин?

Во-первых, «Озон» хороший магазин. Во-вторых, наша стратегия — иметь несколько лидирующих магазинов в каждой категории. Например, в парфюмерии у нас 6 магазинов. Не на всех есть логотип eHouse. Но это тактика. В категории «Книги» таких магазинов у нас два. Но это только пока. Лучше всего иметь 3–4 магазина в каждой товарной категории, которые занимают первых 3 места в каждой товарной категории. Это идеально.
Этого можно добиться тремя путями:
1. Путём жёсткой конкуренции
2. Терпеливым ожиданием «смерти» конкурента
3. Покупкой конкурента
В отношении «Озона» мы перешли от варианта 2 к варианту 3. Но не получилось. Остаётся вариант 1.

Видимо, я оказался прав с предположением относительно заказчика «анти Озоновской» акции. Переговоры приостановлены, и вряд ли возобновятся. С нашей стороны переговоры вёл «Росбанк» — наш финансовый консультант. Представители «Росбанка» сообщили о переносе обсуждений на 2 месяца.

Во сколько вы оцениваете капитализацию «Озона»?

Мы оцениваем её в $6-$12 млн. Мы не знаем реальных показателей интернет-магазина «Озон», чтобы оценить точно. Понятно, что бизнес «лже-каталога» очень сложно отделить от реальных продаж интернет-магазина. Реальных цифр мы не знаем.

И все-таки, как вы считаете, кому была на руку шумиха вокруг «Озона»?

Я думаю, что «Озон» обидел кого-то своими обещаниями больших призов. А на руку это было многим. В том числе и менеджменту «Озона». И уволенным ранее менеджерам «Озона» тоже. И конкурентам. Но из всех возможных вариантов руководитель «Озона» почему то выбрал одного конкурента — eHouse, и обвинили весь холдинг и меня лично в придачу. Пару дней назад я написал Долгову письмо. Предложил публично извиниться. Ответа не последовало. Мы приняли решение подать в суд. Мне кажется, что взрослые люди должны отвечать за свои слова. Мы сделаем это в ближайшее время.

Если вдруг Amazon.com придет в Россию и сделает вам предложение, как вы поступите? Готовы ли вы продать свой бизнес?

Да. Так ответит любой нормальный бизнесмен. Вопрос цены. Но, не думаю, что «Амазон» придёт скоро. Они сделали единственную покупку в Китае. Но Россия не может даже подумать о таком же уровне инвестиционной популярности, как у Китая. Там «Амазон» боялся опоздать. Обе компании, с которыми они вели переговоры, были готовы выйти на IPO и получить резкий скачок в своём развитии. И тогда «Амазону» нужно было бы платить в 2–3 раза больше. Говорить об IPO интернет-торговцев в России — утопия. Рынок не готов. «Амазон», я думаю, тоже.

Во сколько вы оцениваете текущую капитализацию eHouse?

У нас есть оценки блока электронной коммерции eHouse от $24 до $36 млн. Разные способы. Разные компании.

В прошедшем году суммарный оборот холдинга составил $39,9 млн (в 2002 году — $30,8 млн). С какими показателями вы планируете закончить текущий год?

Мы планируем $51-$53 млн. Электронная коммерция принесёт от $45-$46.

Какие проекты холдинга наиболее прибыльны?

Электронная коммерция наиболее прибыльна. Из товарных категорий — бильярдное оборудование. Но, к сожалению, оборот в этой категории не большой.

А какие наименее прибыльны?

Менее прибыльна — торговля игрушками. Логически это объяснимо: «Дети сами не принимают решение о покупке».

Если ли у вас «проекты-балласты», то есть такие проекты, которые фактически ничего не приносят?

Да, у нас есть проекты, которые не приносят денег. Но нет таких, которые мы считаем балластами.

Как развивается ваш проект OrangePC?

Мы считаем, что OrangePC развивается нормально. Мы собираем и продаём под этой маркой чуть больше 1000 компьютеров в месяц. Не только с сайта www.orangepc.ru, но и с сайтов наших основных компьютерных магазинов. Это не очень много по сравнению с известными российскими компьютерными сборщиками. Но, думаю, это больше, чем продажи других продавцов, торгующих компьютерами через интернет.

На сайте eHouse в списке проектов холдинга отсутствуют медиа-проекты (www.inout.ru, www.weekend.ru и др.). Почему вы решили исключить эти проекты из списка? Каково будущее этих проектов?

Мы переделываем сайт www.ehouse.ru. Он станет продающим сайтом. Вся информация о холдинге появится на другом сайте. Мы не исключили наши медиа-проекты из холдинга. Они по-прежнему наши и никаких отдельных планов у нас для них нет. Бизнес медиа-проектов растёт очень быстро (2 раза в год) и приносит неплохой доход. Помните поговорку про курочку и золотые яйца?

Кстати, о золотых яйцах. Большая часть ваших проектов не участвует в системе «Яндекс.Маркет», хотя известно, что эта система является мощным генератором трафика на сайты интернет-магазинов. Скажите, вы принципиально не участвуете в системе «Яндекс.Маркет»? Либо это отголоски «холодной войны» с Яндексом»?

У вас старая информация. С 1 сентября все наши магазины были подключены к системе «Яндек.Маркет». С октября снова начнём какие-то магазины отключать. ««Яндекс» генерит мощный трафик. Согласен. Но покупателями становятся доли процента от этого трафика. Но платить приходится за всех приходящих. У нас есть система «Крутилка», с помощью которой любой магазин может посчитать выгодность и не выгодность участия в любом «Маркете». Её, кстати, может установить любой желающий и будет знать затраты на каждого покупатели из любой системы до цента. У нас нет отголосков «холодной» войны. Мы руководствуемся лишь расчётом прибыльности той или иной операции. Мы периодически подключаемся к той или иной системе. Пытаемся менять различные параметры, товарные группы, товары, цены. Если удаётся настроить так, чтобы работа с этой системой была нам прибыльна — работаем. Нет — отключаемся. Нам не нужны посетители. Нам нужны покупатели.

Согласно ежегодному докладу фонда «Рамблер» (будет опубликован ближе к концу года), сейчас на рынке сложилась интересная ситуация: в Москве рост почти прекратился, рост идет в регионы. Как вы считаете, так ли это? Какова доля региональных продаж в общем обороте eHouse?

Рост чего прекратился? У «Рамблера» речь идёт, наверное, о новых пользователях. Мы, как правило, оперируем термином — продажи. Если речь идёт о продажах, то мы торгуем в основном в Москве. Региональные продажи — около 10%. Связано это с искусственно установленными лимитами на размер заказа из региона. Мы не продаём в регионы товары дороже 50 долларов без предоплаты. Это связано с нашими ограниченными возможностями по кредитованию региональных продаж. К сожалению, мы не можем найти ни один банк, который согласился бы финансировать такие продажи. Наши возможности финансирования региональных продаж ограничены зарабатываемой прибылью. Если бы ограничений не было, то, по нашим оценкам, региональные продажи холдинга eHouse были бы на уровне 70–75% от общего объёма продаж.

Какова сейчас главная проблема развития электронной коммерции в России? Что не хватает рынку более всего?

Мне кажется, что всем не хватает денег. Денег, чтобы финансировать быстрый рост. И мы не исключение. Мы могли бы продавать, как минимум, в 10 раз больше, но у нас нет для этого достаточных финансовых ресурсов. Сейчас наш торговый цикл в Москве составляет 6 рабочих дней. В регионах 45 дней. При обороте $5 млн в месяц у нас всегда «заморожено» около $1,25 млн. Если хотим вырасти в 2 раза, то надо заморозить ещё $1.25 млн. Если в 10 раз, то нужно $12.5 млн. Если хотим продавать в регионе на $500 тыс, то надо заморозить $750 тыс. А если хотим продавать на $5 млн — надо «заморозить» уже $7.5 млн. Чтобы ограничить рост мы вынуждены увеличивать маржу, тормозя, таким образом, наши продажи. Если в 2000 году мы работали с маржой 6%, в 2002 — 9%, в 2003 -12%, то сейчас наша маржа больше 15%. Если маржу опустить до 8–10%, мы встанем через две недели из-за невозможности финансировать рост. К концу года маржу снова придётся поднять. Я думаю, что до 18%. Мы зафиксировали свой рост. Мы не хотим расти больше 40% в год. Точнее хотим, но не можем.

Итак, ответ на вопрос: Не хватает денег.

А может быть, веры или понимания этого бизнеса со стороны финансистов. Это, конечно парадокс, но мы не можем найти ни один банк готовый финансировать быстро растущий оборот. Когда мы говорим о быстром росте, то слышим от банкиров, как правило, об «интернет-пузыре» и залоге товара на складе. Понятно, что объяснение, что мы не «интернет-пузырь» и у нас нет товара на складе, похоже на разговор слепого с глухим. Русские банкиры, к сожалению, демонстрируют полное непонимание электронной коммерции. Хотели даже дать объявление в деловой прессе: «Интернет-Холдинг ищет банк». Потом передумали. Зачем? Всё равно никого не найдём.

Эта проблема, я думаю, главная для большинства интернет-магазинов. И это является основным тормозом в развитии электронной коммерции в России.

А что можете сказать о рынке платежных систем? Какую платежную систему вы могли выделить бы?

Никого не хочу выделять. Я не большой специалист в этом.

Планирует ли eHouse обзавестись собственной платежной системой?

Мы делаем платёжную систему в сотрудничестве с одним российским банком. Я не знаю, когда мы запустим её и запустим ли её вообще. Отсутствие своей платёжной системы не является для нас актуальной проблемой. Не более 3% наших клиентов использует какую-либо платёжную систему, совершая покупку в нашем холдинге.
Бороться за эти 3% с кем-то? Я не вижу в этом идеи. Наши разработки платёжной системы, скорее, инвестиции в будущее. Далёкое.

Вы занимаетесь сейчас чем-то еще, кроме eHouse?

Да. В свободное от eHouse время. То есть, практически нет (смеется).

разделы:

Другие

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost