Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Интернет в сибирских условиях

Максим Байкалов
| архивная статья | 28.02.2005 20:03

Красноярск по уровню развития интернета отстает не только от Москвы, что легко объяснимо, но также и от ближайших соседей — Новосибирска и Иркутска. Однако существующие тенденции — удвоение объема трафика за год, рост количества пользователей и стоимости разработки сайтов — говорят о том, что в красноярском интернете скоро может начаться бум.

Краснетом в Красноярске называют не только красноярский сегмент интернета, но и одного из крупнейших местных провайдеров, который является подразделением государственного телекоммуникационного холдинга «Сибирьтелеком». «Краснет» стал первой организацией в крае, предложившей услуги подключения к интернету. Произошло это в 1994 году, когда провайдер установил постоянное соединение с московскими провайдерами по каналу емкостью 19,2 Кбит/с.

С тех пор ситуация в красноярском сегменте изменилась до неузнаваемости. У «Краснета» появились новые сильные конкуренты, к числу которых относятся «Интертакс» и красноярский филиал компании «Голден Телеком» (последний ранее работал под брендом «СибЧелендж-Телеком», до того как был продан полтора года назад московскому «Голден Телекому»). Каждый из этих провайдеров имеет свою специализацию. Например, «Краснет» является крупнейшим поставщиком услуг интернета в крае — за исключением Красноярска. Произошло это в силу естественных причин — наличия соответствующей инфраструктуры у «Сибирьтелекома». В самом же Красноярске позиции «Краснета» достаточно слабые — всему виной достаточно высокие цены на услуги.

«Интертакс» стал одним из наиболее бурно развивающихся в Красноярске в последние годы провайдеров. Он специализируется в первую очередь на подключении клиентов по выделенным линиям, как медным, так и оптоволоконным. Через «Интертакс» работают большинство более мелких провайдеров и домовых сетей. Местный же филиал «Голден Телекома» значительную часть своих доходов получает от модемного доступа, который он предоставляет под маркой ROL — у остальных же провайдеров доля dial-up-пользователей очень невелика.

О том, кто из провайдеров сколько зарабатывает, информации нет — представители компаний не только отказываются рассказать о своих доходах, но и не могут оценить прибыли конкурентов. В качестве меры своего присутствия на рынке они используют объем входящего внешнего трафика. По этому показателю доли каждого из трех провайдеров примерно равны и составляют около 2 Тб в месяц. Еще столько же приходится на всех остальных провайдеров в сумме. Причем, как признают все операторы, объем пропускаемого трафика за 2004 год удвоился, а в дальнейшем они ожидают не менее стремительного роста.

Если юридические лица в большинстве случаев имеют дело с одним из провайдеров красноярской «большой тройки», то физическим лицам более привычно подключение либо через модем, либо через домовые сети. При этом если количество модемных пользователей сейчас практически не растет, то домовые сети, которые стихийно начали возникать в конце 90-х, сейчас становятся достаточно сильными игроками на рынке — крупнейшие из них имеют по тысяче и больше подключений.

А вот интернет-кафе в Красноярске немного. И если красноярцев этот вопрос беспокоит мало — все, кому нужно, пользуются интернетом дома либо на работе — то приезжие регулярно жалуются на этот факт. И действительно, даже в центре города найти место, где можно занять компьютер с интернетом на час-два, представляет собой почти неразрешимую задачу. Да и имеющиеся интернет-кафе исполняют в основном функции игровых клубов, где тинейджеры круглыми сутками расстреливают друг друга в Counter Strike.

Несмотря на то, что сами провайдеры достаточно положительно расценивают свое текущее состояние дел, по сравнению с другими регионами Сибири Красноярский край по уровню развития интернета находится далеко не на первом месте. По количеству пользователей интернета, по данным проекта «Яндекс.Города», Красноярск находится лишь на третьем месте после Новосибирска и даже Иркутска, в котором проживает в полтора раза меньше жителей. Что может тешить самолюбие красноярцев — что в некоторых других городах-миллионниках, таких как Ростов-на-Дону и Волгоград, количество пользователей интернета еще меньше. По оценке одного из операторов, всего в Красноярске около 50 тыс. человек пользуются интернетом хотя бы раз в неделю, в крае же количество пользователей не превышает 15 тыс. человек. Впрочем, оптимисты говорят, что это свидетельствует лишь о большом потенциале роста интернета в крае.

Предпосылки для этого есть. Например, «Краснет» в сентябре прошлого года предложил жителям Красноярска доступ по технологии ADSL, на который компания возлагает большие надежды. Раньше эту услугу предложили и другие операторы, в том числе и «Голден Телеком» и «Интертакс», причем последний для этого использовал инфраструктуру «Сибирьтелекома». Однако примерно за полгода до того, как с ADSL на рынок вышел «Краснет», «Сибирьтелеком» фактически перекрыл для «Интертакса» и других операторов возможность устанавливать свое оборудование на принадлежащих ему каналах.

Еще одним перспективным видом подключения к интернету называют GPRS-доступ, который на данный момент в Красноярске предоставляют три из четырех работающих здесь операторов сотовой связи. Самый крупный из операторов, «Енисейтелеком», услугами которого пользуются практически половина всех сотовых абонентов края, заявил, что услугами на базе GPRS на начало 2005 года пользовались 35 тыс. его абонентов. МТС рассчитывает до конца 2005 года подключить до 50 тыс. абонентов. При этом, как заявляют в компании, GPRS очень скоро вытеснит dial-up.

Слабый интерес красноярцев к интернету частично объясняется и невысокой развитостью местных интернет-проектов. Посещаемость наиболее крупных красноярских сайтов не превышает и десяти тысяч человек в день, а количество сайтов, на которые каждый день заходят хотя бы по тысяче человек, не перевалило и полутора десятков. При этом Top-10 самых популярных сайтов активно начал меняться лишь в последние года полтора. Лучшие показатели у каталога программного обеспечения Softbox.Ru, который, правда, рассчитан на посетителей со всей России. Ориентированный же именно на Красноярск проект занимает следующую строчку — это сайт о сотовой связи и цифровой фотографии Celler.Ru. На третье место примерно полтора года назад выбился портал Newslab.Ru — электронное издание для широкого круга читателей.

Кстати говоря, как таковых интернет-изданий в красноярском интернете практически нет — если не считать того же Newslab.Ru, который содержит как ленту новостей информационного агентства KNews (красноярский филиал московского агентства Regnum) и статьи и обзоры на различные темы. Остальное — это ленты новостей двух местных информационных агентств — «Пресс-лайна» и «Независимого информационного агентства». Публикуемые там новости достаточно специфичны и вряд ли интересны массовому читателю. Более приближены к народу новости, публикуемые на сайтах теле- и радиокомпаний, из которых стоит отметить, например, телекомпанию «Афонтово» и местное «Авторадио».

Из отраслевых сайтов, кроме того же Celler.Ru (который заодно представляет собой крупнейшую интернет-тусовку Красноярска) и компьютерного справочника по ценам «КрасПрайс», в красноярском интернете тоже практически ничего нет. Некоторые ранее популярные проекты тихо умерли после того, как их создатели потеряли к ним интерес, новые растут достаточно медленно. Причина здесь, скорее всего, в дефиците оригинальных и продуктивных идей и концепций, которые можно было бы положить в основу новых проектов, а также практическое отсутствие людей, которые такие идеи могли бы генерировать. Притом что, например, в соседнем Новосибирске эти люди откуда-то берутся. Пока же в количественном отношении большинство красноярских сайтов — это корпоративные страницы и представительства органов власти — выполненные, кстати, на неплохом уровне.

Впрочем, постепенно красноярский интернет набирает силу, и видно это не только по стремительному росту передаваемого трафика, но и по успехам местных веб-девелоперов. Как рассказал Андрей Иванов, арт-директор одной из наиболее успешных местных веб-студий «Метадизайн», заказчики за последние год-полтора стали значительно более продвинутыми — если раньше они вообще с трудом представляли, зачем им нужен собственный сайт, то сейчас способны четко сформулировать свои требования к заказываемым интернет-проектам. Красноярские компании начали использовать интернет не только для предоставления информации о себе, но и для организации собственных бизнес-процессов, о чем свидетельствует появление первых B2B-сайтов. Да и сами проекты стали серьезнее — если раньше практическим потолком для местных студий были вознаграждения в $1000–1500 за сайт, то теперь они выполняют по несколько серьезных проектов за год стоимостью от $3000 и выше.

Постепенно растут и веб-девелоперы, которые могут удовлетворить все требования заказчиков. Старейшей красноярской студией из работающих сейчас является "Веб-лаборатория «Maxsoft», которая имеет опыт разработки проектов не только для красноярских компаний, но и для иногородних заказчиков, в том числе и для московских компаний. «Москвичи поняли, что хорошие проекты могут делать и в регионах, а стоить это будет гораздо дешевле», — говорит арт-директор "Веб-лаборатории «Maxsoft» Александр Аверин. Еще одна крупная местная студия — стартовавшая около двух лет назад «Интек-медиа», известная своей всеядностью — эта компания берется практически за любой проект, благодаря чему количество ее работ чуть ли не превышает количество сайтов, созданных двумя вышеуказанными студиями вместе взятыми. Все остальные компании либо не являются чистыми разработчиками (как, например, достаточно продуктивное интернет-подразделение информагентства KNews), либо еще не набрали достаточного количества заказов в портфолио (как «Красноярск.Биз», который позиционирует себя как разработчика комплексных интернет-решений).

Сами веб-девелоперы ожидают, что в ближайшие год-два в красноярском интернете начнется бум строительства корпоративных сайтов, так и создания контент-проектов. Для этого есть несколько причин: во-первых, все большая ориентация бизнеса на интернет, во-вторых, рост количества постоянных пользователей интернета, особенно домовых сетей, что должно привести к созданию регионального рынка интернет-рекламы (сейчас практически отсутствующий). Последнее же должно дать средства для создания новых оригинальных местных проектов.

разделы:

Другие

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost