Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Ярнет, или сетевая глубинка под Москвой

Герман Сетин
| архивная статья | 21.01.2005 16:15

Большинство моих московских знакомых, вырвавшись из электрички после четырехчасовой езды, сентиментально восхищаются провинциальной тишиной и спокойным нравом Ярославля. Волга, 600 тысяч жителей, церкви и… Ярнет.

Наверное, сравнительно широкому распространению интернета в Ярославле поспособствовал все же местный университет, который в середине девяностых при соросовской поддержке открыл почти неограниченный доступ к Сети для своих (и не только) студентов. Живо вспоминаются длинные очереди и завсегдатаи, буквально прописавшиеся в центре доступа. Очень скоро поток американских денежек иссяк, а хорошая привычка осталась у многих навсегда. Место доброго дяди Сэма заняли сообразительные провайдеры, которых в городе сейчас насчитывается 7 штук.

Сногсшибательные цифры, характеризующие аудиторию интернета в провинциальном городе, способны впечатлить лишь недалекого рекламодателя, у грамотного пользователя они вызовут лишь скептическую ухмылку. Ярославль вряд ли радикально отличается от других нестоличных городов Центра России — по данным ФОМ, недельная аудитория составляет порядка 5,5%. То есть не реже раза в неделю в Сеть выбирается 35 тысяч ярославцев.

Эта ситуация очень похожа на то, что происходит в соседних городах — Иваново, Вологде, Костроме. Костромская администрация, правда, пытается на родной почве сформировать некий образ провинциальной «киберстолицы», однако, полагаю, исключительно по политическим соображениям.

В силу естественных причин ярославский интернет нельзя назвать массовым явлением, скорее, это место общения, работы и отдыха для той части горожан, для которой такое времяпрепровождение представляет интерес. Несмотря на невпечатляющие количественные показатели, плоды деятельности ярнетовцев снискали себе славу далеко за пределами местной сети, да и Рунета в целом… Однако обо всем по порядку.

Ярнет может похвастаться достаточно развитой инфраструктурой, хотя, конечно, до высокоскоростной внутригородской сети ему еще ох как далеко. Большинство крупных и средних предприятий пользуются выделенкой, либо же радиочастотным доступом, а у домашних пользователей в ходу старые добрые модемы. Цены на коммутируемый доступ уже не бьют по карману, хотя и назвать их доступными для всех горожан — язык не поворачивается: 18 руб. — днем и 10–12 руб. — ночью. Хотя с рекламных банеров на любителей жить по старинке с укоризной смотрит технология будущего — ADSL, а местный Яртелеком подбирается к домам спящих горожан, чтобы подключить их к широкополосной гибридной сети. Домашние сети, то бишь интернет в отдельно взятом районе города, тоже набирают популярность.

Логично предположить, что наибольшую популярность в местной сети получают ресурсы, которые находятся в демо-зоне ярославских провайдеров, то есть доступ к которым не тарифицируется. Примечательно, что кроме таких доморощенных сайтов, в Ярославле созданы и поддерживаются довольно солидные веб-ресурсы. Чего стоит одна попытка создания местного портала Ярославль online, да не абы как, а по всем правилам. Все помнят про «лопнувший пузырь», которым закончился мировой интернет-бум, та же участь постигла и многие местные проекты на взлете… Из этой серии — АудиоКлуб компании BMG Russia, одного из лидеров мировой звукозаписывающей индустрии (кстати, на этот сайт еще год назад показывал www.bmg.ru). Было время, когда в российских сетевых рейтингах он входил в первую десятку в категории «Музыка», однако его, как и печально известный Lycos.Ru, ждало разочарование инвесторов. Интересно, что мертвые проекты в Ярнете не исчезают бесследно, они, как летучие голландцы, продолжают бороздить просторы Сети.

Крах одних проектов рождает новые идеи, лишь стимулируя местную веб-активность. В Ярнете устойчиво функционируют интересные образования вроде геймерского портала e-Sport Union, сообществ веб-разработчиков «Паутина» или форума IT-специалистов «Ламератор». Существуют даже некоторые ростки собственной электронной торговли, которая иногда приобретает причудливые очертания. В этом плане отдельного упоминания заслуживает магазин «Цветы в Ярославле», на витрине которого красуется занимательная надпись: «наш сервис ориентирован в основном на неярославцев, которые хотят сделать приятный сюрприз своим близким в Ярославле». Такая вот специфическая потребительская аудитория.

Вряд ли Ярнет стал бы действительно примечательным явлением, если бы не деятельность местных веб-компаний. Почему-то на ум приходит забавная статистика, которую довелось встретить около года назад: в Ярославле сосредоточены компании, которые занимают 2% отечественного рынка веб-девелопмента. К сведению: для большинства областей Центра России этот показатель составлял 0,5–1 %, а особое скопление веб-разработчиков наблюдалось, как и логично предположить, в столицах и более крупных городах типа Нижнего Новгорода или Новосибирска.

Среди местных ИТ-монстров выделяется Individ, работающий почти исключительно с московскими клиентами. В его активах собственная CMS Saitistika, более 70 успешных проектов и московский офис. В борьбе за клиентов ему не раз удавалось потеснить крупных столичных игроков рынка типа «Города-Инфо». Оказалось, что нехитрая схема провинциального офшора себя вполне оправдывает: расходы на содержание офиса в 300 км от Москвы значительно ниже, да и запросы сотрудников не так высоки.

Радует, что компании, работающие на местном рынке, не выглядят на этом фоне бледно. «BYTE-force» выделяется весьма неожиданным для провинции инновационным потенциалом: кроме будничного сайтостроительства, компания трудится над разработкой и совершенствованием собственных технологий. Замыкает список понуро бредущая компания Incap, которая из лидеров веб-разработки плавно перекочевала в аутсайдеры и сконцентрировалась на CRM и ПО для call-центров. А ведь были времена, когда усилиями этой компании строили «ярославский офшор» и ожидали клиентов из США и Канады…

Разумеется, есть и другие примечательные явления — например, «Тензор», теснящий на ярославском рынке позиции «1С» собственным бухгалтерским ПО. Гигантомания и амбиции снискали ему не лучшую репутацию в Ярнете, но гордого «системного интегратора» это мало беспокоит.

Яндекс уверяет, что большинство пользователей Рунета интересует исключительно «история Ярославля». Это и понятно, ведь через 5 лет город планирует отметить свое тысячелетие. Тем не менее, полагаю, что Ярнет, хоть и менее консолидированный, чем хотелось бы, — тоже самостоятельное явление, которое тесно связано с городом и судьбами его жителей.

разделы:

Другие

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost