Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Феномены интернета: вынюхивание информации

Анатолий Ализар
| архивная статья | 07.06.2004 18:01

Вынюхивание информации (information scent) — поиск визуальных и лингвистических наводок, которые позволяют серферу понять, содержит ли источник (веб-сайт) нужную информацию.

Вынюхивание информации — это один из признаков специфического поведения пользователя, которое называется «информационно-продовольственным» (information foraging). Независимо от того, ищет ли пользователь какую-то определенную информацию или просто «что-нибудь интересное», но во время серфинга он ведет себя подобно пасущемуся на лугу животному, которое двигается в ту сторону, где больше травы. В случае с человеком роль травы приобретает информация, однако правила поведения сохраняются. Впервые принципы информационно-продовольственной теории сформировали Питер Пиролли (Peter Pirolli) и Стюарт Кард из исследовательского центра Palo Alto Research Center, которые выступили на Конференции по человеческим факторам в вычислительных системах в мае 1995 г. с докладом «Информационно-продовольственное поведение в среде доступа к информации».

Вообще, продовольственная теория была изобретена в 70-х гг. прошлого века. Она изучала поведение и стратегии животных в процессе поиска еды и была основана на идее анализа издержек и выгоды (cost-benefit analysis) — весьма популярном в наши дни методе экономической оценки. Метод предполагает, что животное исследует количество пищи (то есть выгоду) и определяет количество энергии, необходимое для ее получения (издержки). Кажется, что животные неспособны на такие сложные математические расчеты? Оказывается, что они выполняют их с легкостью, интуитивно. Чрезвычайно сложные стратегии поведения сформировались у животных в процессе длительной эволюции. В начале 90-х гг. была изобретена информационно-продовольственная теория, которая распространяет идею анализа издержек и выгоды на методы потребления человеком информации.

Когда серфер заходит на новый для него сайт, он бегло осматривает картинки и текст на веб-странице, чтобы определить, содержит ли данный сайт то, что он ищет. В процессе вынюхивания пользователь ищет визуальные и лингвистические наводки, которые позволяют ему принять решение. Например, если пользователь ищет драйверы для устройства, то такой наводкой может стать ссылка, озаглавленная как «Скачать» или, что лучше, «Драйверы устройства». Разделы с названиями «Продукты» или «Покупка» не являются хорошими наводками и в большинстве случаев не могут подействовать на пользователя, у которого есть ограниченное время на принятие решения, прежде чем он продолжит серфинг по другим сайтам. Время, которое есть у пользователя на исследование сайта, — это его издержки. Вынюхивание информации позволяет определить потенциальную выгоду, которую пользователь может получить, потратив на изучение сайта определенное время.

Феномен вынюхивания информации самым явным образом проявился с развитием интернета, в связи с тем, что плотность информационного пространства возросла на несколько порядков. Однако аналогичное поведение пользователей было известно и раньше. Например, известно специфическое поведение постоянных читателей толстых газет вроде английской Times. Когда читатель получает свежий номер, он зачастую имеет склонность сначала пролистать его, бегло просмотрев заголовки, и только потом приступать к глубокому изучению материала. В данном случае мы имеем дело с кратковременным и ограниченным проявлением феномена вынюхивания информации. Пользователи же интернета, в отличие от читателей газет, демонстрируют такое поведение постоянно, заставляя веб-мастеров и маркетологов изменять дизайн сайтов в соответствии с законами информационно-продовольственной теории, которая влияет на формирование норм стандартного юзабилити. Сами эти стандарты постоянно совершенствуются в связи с тем, что в формуле анализа издержек и выгоды стремительно увеличивается ценность времени пользователей.

разделы:

Другие

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost