Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июль 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

Рунет созрел для заказа панельных исследований самого себя

| архивная статья | 27.02.2003 02:05

Сетевое сообщество живет своими разнообразными интересами, но автор заметки, сидящий на своем Webrating.Ru, главной темой февраля 2003 года назвал бы статистические исследования этих самых сообществ. Очень уж равномерно события в этой сфере нанизались на самый короткий месяц года.

В феврале многие интернет-СМИ процитировали пресс-релиз исследовательской компании «Комкон», в котором говорилось, что российская аудитория интернета по состоянию на начало 2003 года составляет всего 5 млн человек. То есть что данные «Комкона» вошли в резкое противоречие с результатами другого исследования, проведенного в сентябре 2002 года Фондом «Общественное Мнение», по данным которого уже осенью 2002 г. в России насчитывалось почти 8,8 млн пользователей Сети (а также соответствующим данным интернет-счетчиков). Иными словами обозначилось противоречие цифрам, которые инсайдерам рынка понравились. А рейтинг популярности сайтов от «Комкона», из которого следовало, что только 48% из них составляют среднемесячную аудиторию «Яндекса», а также четвертое место в рейтинге сайта Mult.Ru не оставили равнодушными инсайдеров интернет-рынка.

18 февраля 19 человек, включая «хозяев», собрались на 19 этаже высотного здания, где находится офис «Комкона», чтобы обсудить эти результаты в кругу экспертов. Ведущий — Петр Залесский («Комкон»), руководитель проекта Web-Vector.

А 25 февраля 2003 года в Москве в «Мариотте» состоялся еще один круглый стол по поводу различных методов измерения аудитории сайтов и перспектив внедрения стандартов в области интернет-измерений. Ведущий — Лев Глейзер, руководитель рекламного агентства AdWatch.

В «комконовском» заседании принимали участие, к примеру, Джан Хан-Магомедов (РОЦИТ), Федор Вирин (SpyLOG), Леонид Делицын («Рамблер»), Аркадий Волож и Елена Колмановская («Яндекс»), Григорий Шанаев (A-Net), Тимофей Бокарев (Promo.Ru) и другие. На заседании 25 февраля (оно, кстати, проводилось под эгидой РАРА) были Тим Мидоуз (Tim Meadows), основатель исследовательской компании NetRatings, Александр Ослон (ФОМ), снова Волож и Бокарев, редкие гости професссиональных тусовок — Лопатинский и Можаев («Рамблер») и многие другие. Впрочем, перечисление некоторых фамилий понадобилось лишь для того, чтобы показать: владельцы счетчиков, крупнейших порталов и агентств интернет-рекламы неожиданно активно стали выяснять, на какую из нынешних исследовательских компаний ориентироваться в описаниях количественных и соцдемографических характеристик аудитории Рунета, так и искать некоторые решения по специальному заказу исследований, нужных отрасли. И надо сказать, что после РИФа в конце марта подобные консультации будут продолжены. В этой связи стоило бы обозначить итоги обсуждения результатов исследований «Комкона», как дающих наиболее богатую пищу для обсуждения.

«Комкон» проводит свое исследование Web-Vector с 1996 года, и публикует полученные цифры постоянно. В частности, данные за третий квартал 2002 точно так же сильно отличались от названных ФОМ. Но в прошлом году общественность это не взволновало. Фактором интереса к нынешнему исследованию стала публикация рейтинга сайтов, чего не делалось в рамках этих исследований в течение последнего года. При этом в пресс-релиз ушли одни цифры, которые так шокировавшие общественность, а собственно в бумажный отчет об исследовании — другие. Разница заключалась в том, что в итоговый отчет вошли данные о посещениях сайтов только для веб-аудитории, а к примеру, те бесправные корпоративные пользователи, у которых есть только почта и иногда ICQ, в определении окончательных данных не участвовали. Этот пересчет сразу поднял результаты для «Яндекса», к примеру, с 48 до 70%.

Основной вопрос этой части анкеты звучал так: «Какими из ресурсов вы пользовались (заходили через интернет) хотя бы один раз в последние три месяца?». Далее в списке еще шли всевозможные подвопросы о частоте посещений. Как и следовало ожидать, в десятке лидеров по посещаемости оказались российские и зарубежные поисковые системы, почтовые службы, крупные порталы, новостные и развлекательные сайты. Почему-то при пересчете на веб-аудиторию из двадцатки напрочь пропал Mult.Ru. Тем не менее, итог теперь выглядит следующим образом:

«Яндекс» — 70,9%
«Рамблер» — 64,3%
Mail.Ru — 45,4%
Yahoo! — 17,6%
Narod.Ru — 12,6%
«Россия-он-Лайн» (включая «Апорт») — 12,1%
Lenta.Ru — 10,9%
Auto.Ru — 10,2%
Google — 9,7%
AltaVista — 9,6%
Fomenko.Ru — 9,1%
Referat.Ru — 8,6%
Lycos.Ru — 8,5%
Anekdot.Ru — 8,2%
MP3.Ru — 8,1%
Gazeta.Ru — 8,1%
Download.Ru — 7,7%
Computerra.Ru — 7,5%
РБК — 7,3%.
Omen.Ru — 6,8%.

В rol.ru, lycos.ru и mail.ru объединена аудитория основных сервисов портала. За бортом Top20 остались множество сайтов, которые предлагались респондентам в базовом списке анкеты. К примеру, среди компьютерных сайтов кроме представленных в рейтинге, участвовали также 3DNews, Freesoft, iXBT, Price.Ru, Freeware.Ru.

Сравнительно легко разобравшись с одним из компонентов скандальных результатов, точно также поступить со вторым его компонентом — с общим количеством пользователей интернета — не удается.

Вообще, есть одна зацепка, говорящая в пользу того, что противоречие с данными ФОМ не слишком глубинное. «Комкон» насчитал 3,6 млн пользователей Cети в крупных и средних городах, так что здесь результаты у обоих получились сравнимыми. И тогда возникают сомнения в еще одной четырехмиллонной доле, которую ФОМ приписал сельской России (эту часть не с кем сравнить, кроме Monitoring.Ru, так как ни «Комкон», ни Gfk не занимаются так называемыми «омнибусными исследованиями», когда данные опросов собирают внештатные активисты в небольших населенных пунктах).

Вообще кардинальное отличие методик в том, что ФОМ задавал один вопрос о последнем использовании интернета. «Комкон» задает много вопросов с помощью толстой бумажной брошюры, которую люди заполняют в удобное для себя время в течение недели. А в итоге пользователь интернета в понимании «Комкона» — это житель России, пользовавшийся каким-либо из интернет-сервисов (e-mail, ICQ, WWW) не реже одного раза в течение трех месяцев.

Между прочим, Елена Конева, генеральный директор группы компаний «Комкон», предложила в дальнейшем проводить согласованную с ведущими участниками рынка «политику» публикаций данных «Комкона», чтобы не повредить имиджу отрасли.

Прошлогоднее исследование ФОМ копировало методику NetRatings, для того чтобы впервые сравнить по одной методике интернет-население России с остальным миром. Так мы, к примеру, узнали, что в Испании 9 млн пользователей, что немного больше российских 8,8 млн.

На самом деле, такое сравнение можно проделать и с данными «Комкона». Исследования «Комкон» используют методику TGI (Target Group Index), которая применятся в 43 странах. Хотя данных по всему эту списку не было на момент заседания ни у кого из участников и организаторов встречи, есть результаты по методу TGI для лидеров уровня интернетизации в Латинской Америке — Перу (20% населения) и Аргентине (13%). На их фоне Россия выглядит почти также «бледно» (3,9% от населения в возрасте от 10 лет и старше).

В исследованиях «Комкон» проявились еще некоторые данные, которые следовало назвать. Это диаграммы об основном месте выхода в интернет. В этом месте методика опять оказалась более хитрой, чем обычно. Нужно было называть место, с которого чаще выходят в сеть. Дом и работа в такой постановке задачи сравнялись — 37,5% и 37,2%. А в некоторых городах обнаружилось неожиданное преимущество домашнего интернета. Например, в Москве 47,8% — из дома, 34% — на работе, 3,7% с мест учебы, 15% в других местах. Около 40% всех владельцев компьютеров не пользуются интернетом.

Демографические характеристики посетителей сайтов представляет наибольший интерес, так как эти характеристики невозможно получить из данных интернет-счетчиков. Тимофей Бокарев заявил, что его агентство готово покупать такие исследования за $5—10 тыс., если они могли бы служить рабочим инструментов в планировании рекламных кампаний. Пока же данные по предпочтениям пользователей для некоторых сайтов получились по очень скромной выборке (в случае с «Сотовиком» выяснилось, что все заключения делаются на основании ответов 102 человек). Проблема проведения достоверных панельных исследований, поднятая Тимофеем Бокаревым, обсуждалась значительное время круглого стола в «Комконе» и стала главной темой круглого стола, который организовала РАРА. Основной вопрос, которые интересовал присутствующих, и там, и там, звучал так: «а сколько нужно денег, чтобы получить подробные и достоверные данные об интернет-аудитории, и где эти деньги взять?»

Примерно $100 тыс потребуется на такие исследования

На круглом столе 25 января определилась кандидатура человека, который попробует пролоббировать включение этих расходов в бюджет «Электронной России». Вряд ли это получится успешно. Но первое движение в сторону обращения к государству очень оправданно.

Ну а теперь самое интересное. Вероятно, идея с панельными исследованиями Рунета, стимулированная самими участниками отрасли все-таки состоится. И самый вероятный вариант ее реализации будет проведен ФОМ на базе программного обеспечения для таких исследований, разработанного «Яндексом». Могут быть заключены какие-нибудь тройственные соглашения, если всем на рынке не удастся договориться. А это обещает интересную интригу с различными вопросами о роли «Рамблера», «Комкона» и других активных участников, которые могут при таком раскладе оказаться наблюдателями.

разделы:

Другие

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost