Думается мне, что любая деятельность, так или иначе приятная человеку и приносящую (в своём роде) ему пользу - потенциально аддиктивна. А поэтому может перейти из разряда "приятно, но мало" в категорию "много, и через это вредно".
Рассмотрим самый жизненый пример - человек, впервые в жизни, попробовал суши.
Ему шибко понравилось (вкусно очень). На следующий день он (тайком) пробрался в ближайший суши-бар и как следует откушал морепродуктов (килограмм-другой). На третий же день (в гурманском угаре), кушая двенадцатого подряд угря, он заглотил вместе с пищей заодно и палочки.
Налицо - вредоносная суш-зависимость.
Кто виноват? Знамо кто - официант, который беззаботно подал ему двенадцатого угря, рассчитывая на жирные чаевые. )
Да, Сергей, согласен я с вами насчёт вот этого - зависимость появляется у людей с некрепкой (или незрелой) психикой. Так уж вышло (в условиях дикого капитализма), что игры нынче суть продукты для "детей".
Ну так ведь можно делать игры и для зрелых граждан. Но так денег меньше. А можно также делать толковые игры и для детей (и за которые потом не будет мучительно стыдно), и помогать им (вылезать из кокона) становиться зрелыми людьми.
Вас же за (креативную) руку никто не держит.
И если какая-то компания вынуждает вас эксплуатировать зависимость "детей", то можно и поэксплуатировать свою независимость от этой компании. И приоткрыть свою собственную.
Я ушел из индустрии онлайн игр именно потому, что игры вызывают аддиктивность - то есть притяжение к себе, способное при определенных условиях перерасти в зависимость. Особенно часто эта зависимость появляется у людей с некрепкой (или незрелой) психикой, особыми обстоятельствами и т.п. Игры, к сожалению, необходимо ставить в один ряд с алкоголем и табаком, другими легкими наркотиками. Якобы умеренное потребление невредно, но все время есть риск сорваться или серьезно заболеть. Кроме того, непонятно, как сделать потребление умеренным, если у тебя самого это не получается.
Когда ты работаешь в игровой индустрии, ты еще, волей-неволей, ВЫНУЖДЕН ЭКСПЛУАТИРОВАТЬ аддиктивность и пристрастие, потому что твои экономические показатели зависят от того, сколько народу "запало" на твой проект.
Думаю, это касается всех игр, включая Тетрис, т.к. определенная степень зависимости есть (была в 90е годы) даже у его любителей.
Связано это, в первую очередь, с тем, что игры очень хорошо эксплуатируют наш способ ассоциативного познания мира через преодоление трудностей и ТЯГУ к этому, заложенную в каждого человека. (Кстати, еще одна из частых оправдалок игроделов - мол, мы РАЗВИВАЕМ у людей соответствующие участки коры мозга. Нет. Они и без этого развиты. Игры их как раз эксплуатируют.)
Я пытался раньше закрывать себе глаза на то, что игры принадлежат к "группе риска" примерно такими объяснениями. Это все - оправдания. Как известно, человеческий ум всегда найдет оправдание тому, чем занимается человек. И это очень похоже на то, что говорят производители пива - "мы, конечно, против пьяных молодчиков и дебошей, наш продукт надо потреблять культурно". Но пьяные молодчики и дебоши - результат (хоть и побочный, как нас хотят убедить) их целенаправленной работы.
Я тут не хочу особо мораль разводить, т.к. чувствую, что отчасти мой ум сейчас оправдывает мой уход из индустрии игр. :) Но определенно, если в вашей жизни имеют место размышления о нравственности ваших поступков, вам лучше не работать в "сомнительных" областях по производству продуктов, развивающих пристрастия и привычки к себе.
С.Житинский aka "Бобр"