О том что произошло с бизнесом МТС связанным с i-mode, сама компания рассказывает с неохотой. Впрочем, скрытность или лукавство характерны для публичных hi-tech компаний, в которых не ладится с победными реляциями. Они как живые покойники, о которых говорят либо хорошее, либо - ничего.
Слова представителей МТС, что i-mode «всего лишь заморожен», воспринимаются с изрядной долей скепсиса. В случае неудачи, с подобными проектами трудно поступить иначе, кроме как «заморозить». Ведь материальные активы и поддержка их работы стоят копейки, а трудозатраты по созданию ресурсов уже не вернешь. Окончательная же остановка проекта, равносильна заявлению о том, что он оказался полностью провален. И чтобы сделать такое признание относительно i-mode, на который потрачено несколько десятков миллионов долларов, надо иметь за душой нечто большее, чем только яйца на логотипе.
Так как ситуация на российском рынке контента едва ли сильно изменится в ближайшее время, рассчитывать на воскрешение такого же i-mode в отечественных реалиях в ближайшие год-два не стоит. А стоит задуматься, откуда взялись убытки, которые сейчас оцениваются разными экспертами в 20-30 млн. долларов США.
Первое, что подвело МТС, это, разумеется, отсутствие абонентской базы, в котором «виноваты» производители телефонных аппаратов. И правда: если бы, вдруг, все компании изготавливающие сотовые телефоны кинулись поголовно внедрять i-mode в свои терминалы, то за год большая часть пользователей сотовой связи, обновившая трубки, пополнила бы, число потенциальных пользователей i-mode. Только вот скорость внедрения i-mode в телефоны оказалась достаточно низка. Даже сейчас в России продается меньше десятка моделей аппаратов которые его поддерживают, при этом речь идет в основном о телефонах корейских и японских производителей, которые далеко не всем нравятся.
Второе, что не предусмотрела компания – у всех предлагаемых ею сервисов уже есть аналоги, причем зачастую бесплатные. Скажем, в моем, уже относительно старом телефоне SonyEricsson T630, есть почтовый клиент и WAP-браузер. И даже к Интернету он подключается всего лишь нажатием одной кнопки. Такая же ситуация возникает с любым другим современным телефоном, не говоря о смартфонах. В результате, мне совершенно непонятно, из-за чего, при покупке телефона необходимо выбирать устройство именно с i-mode. Оказалось, что многие потребители думаю точно также: они покупают не аббревиатуры, а функции аппарата. А именно с функциями оказалась заминка – ничего нового в телефонах не было. А за эргономичность и улучшенное юзабилити платить захотели немногие: даже по оптимистичным оценкам МТС пользовалось i-mode лишь 100 тыс. абонентов.
Третий, и ключевой недостаток: модель распространения контента по подписке. Да, i-mode действительно выглядит ярче чем WAP-сайты, за счет чего продвигать его было бы проще. Только кому нужна возможность чтения «Известий» или газеты «Ведомости» с небольшого экрана мобильного телефона, учитывая, что плата за доступ к каждому ресурсу составляет от 1-го до 3-х долларов в месяц? Такие люди, безусловно, существуют, но тратить 20 млн. долларов для удовлетворения их потребностей не представляется разумным, даже с учетом возможного PR-эффекта.
В итоге, ситуация для МТС оказалась весьма сложной: купив права на эксклюзивное использование услуги, компания была вынуждена развивать ее в одиночку. При этом, МТС внедрила i-mode несвоевременно, когда на рынке практически не было подходящих для этого аппаратов. На фоне пассивности абонентов и сами провайдеры не хотели делать сайты с нулевой посещаемостью. Не смогло исправить ситуацию даже нестандартное распределение доходов: контент-партнерам было обещано 80 процентов от доходов полученных с абонента, против обычных пятидесяти. Однако этих доходов вообще не было: мало кто платит за то, что можно достать дешевле, или просто бесплатно, а почти весь i-mode контент был даром доступен пользователю, как только он добирался до обычного компьютера. Вообще сомнительной выглядит модель распространения популярных изданий (вроде «Московского комсомольца» и «Комсомольской правды») по подписке – слишком назойлива бесплатная версия этих изданий в виде телевизора.
И сервисная составляющая i-mode (справки, заказ билетов, etc.) едва ли приносила значительную прибыль. Подобные услуги не в состоянии составить серьезную конкуренцию звонку в обычную сервисную службу или просто «другу сидящему за компьютером» – пользователям слишком неудобно вбивать данные в многочисленные формы с помощью телефона.
Беcполезность i-mode продемонстрирована поведением абонентов: все упоминания в блогах, касающиеся возможного отключения услуги, являются констатацией факта. Нет ни одного стона в духе «обманули! Заставили покупать бесполезные мобилы!». Нет ни одной попытки выступить против произвола сотового оператора (а ведь в свое время изменение тарификации WAP-GPRS в «Билайн» вызвало уличную акцию протеста). Спокойный уход i-mode со сцены лишь подтвердил простую истину: никто не будет жалеть о сервисах, которым есть замена, к тому же бесплатная.
Вариантов действий по исправлению ситуации у МТС было много: возможно стоило отказаться от абонентской платы, а взимать только небольшие деньги за часть материалов выложенных в закрытый доступ. Можно было попробовать подождать, пока телефоны с i-mode станут массовым явлением на рынке, раскрутить сам i-mode как модную фишку. Может быть стоило даже отказаться от проекта, с непонятными финансовыми перспективами. Но ничего этого сделано не было. Были просто выплачены деньги за «крутую» технологию.
Впрочем, все участники рынка могут сказать МТС спасибо. За то, что компания с яйцами, за свои деньги, ответила на вопрос: готов ли российский массовый рынок платить за доступ к информации на регулярной основе.