РАЗДЕЛЫ
Архив
|
Круглый стол в Госдуме: о чем говорили≡ Архив | архивная статья | 05.02.2005 14:47 (Продолжение. Начало см. тут) Один из наиболее важных выводов прошедшего 27 января круглого стола, проведенного комитетом по информационной политике Госдумы, — отрасль осознала свои интересы и созрела для лоббирования. Выступавшие эксперты, хоть и расставляли акценты каждый После взаимных представлений и неизбежных расшаркиваний организаторы передали слово приглашенным экспертам, — ведение мероприятия взяла на себя Алена Шагина. Первым выступал Алексей Каптерев (www.TechInvestLab.Com), который говорил о проблемах информационного регулирования (во избежание повторов ниже сгруппированы и высказывания по этой теме выступавшего следом за ним и представлявшего ту же «TechInvestLab.Com» Анатолия Левенчука). С информационным регулированием в России сегодня дела обстоят крайне плохо, если не сказать, что вообще никак. Нет у нас на данный момент внятного и непротиворечивого законодательства по информационному праву. Одним из серьезных камней преткновения является определение правового режима той или иной информации, в особенности — режима тайны. Всяческих тайн у нас множество, и каждая определена Например, некое ведомство установило, что конфиденциальной является любая внутренняя информация этого ведомства. Теперь его работа с запросами граждан практически парализована, ведь при ответе на запрос требуется сообщать Другой забавный момент, — действующее законодательство является достаточно невнятным в отношении защиты персональных данных, чтобы было практически нереально привлечь к ответственности лоточных распространителей многочисленных Само содержание тайны персональных данных и состава персональных данных — тоже крайне занятная штука. Например, имеет ли гражданин право сам разгласить собственные персональные данные? По логике — да, хоть в газете опубликовать. А что будет с другим гражданином, который, прочитав эту публикацию, попытается ее воспроизвести в другом месте? Вот тут — возможны варианты, потому как невзирая на то, что сам субъект все давно опубликовал и обнародовал, подлежащей охране тайной эти сведения быть, оказывается, не перестали. Подобный же парадокс наблюдается и с другими тайнами, например, государственной и военной. Именно поэтому возможны совершенно абсурдные уголовные дела, когда обзор, сделанный по материалам, опубликованным в открытой печати, приводит выполнившего его гражданина на скамью подсудимых по обвинению в государственной измене. И одна из первейших задач при наведении порядка в информационном регулировании — это внедрение нормы, в соответствии с которой сведения, законно и добровольно разглашенные их обладателем, теряют правовой статус тайны и перестают охраняться. Среди многочисленных тайн персональные данные вообще, похоже, лидируют по обилию неразберихи и абсурда. Например, вправе ли гражданин разгласить, что он женат на гражданке И наведение порядка в области информационного регулирования следовало бы начинать с основ, — с принятия федерального закона, который четко регламентировал бы различные правовые режимы той или иной информации. Что такое тайна, кем определяется состав сведений, составляющих тайну, что с тайной можно делать, а что нельзя, при каких условиях тайна перестает быть тайной. Что такое режим раскрытия информации, какая информация обязательному раскрытию должна подлежать, и в чем это раскрытие выражается, — это, кстати, тоже вопрос далеко не праздный. Например, по нашему законодательству ни один закон не вступает в силу до момента его опубликования, — это логично, ведь невозможно ожидать выполнения гражданами требований, о которых они даже не могут получить представления. Однако можно опубликовать его в «Российской газете», а можно, как это делают в одном из субъектов Федерации, в маленькой брошюрке, распространяемой среди депутатов местного законодательного собрания и имеющей тираж чуть больше числа этих депутатов. Можно ли считать опубликованным закон в данном случае? Что необходимо, чтобы этот текст, подлежащий обязательному раскрытию, действительно мог рассматриваться как опубликованный? Отдельно должен быть проработан правовой режим информации, предоставляемой по запросу, — то есть такой, которая не является закрытой и должна при необходимости предоставляться, но раскрывать которую в полном объеме попросту никому не нужно. Это относится, например, к несекретному внутреннему документообороту многочисленных ведомств, — публиковать его в полном объеме означало бы породить огромный и бессмысленный информационный поток, в котором легко захлебнуться, — но при возникновении Вышеприведенные тезисы являются компиляцией доклада Алексея Каптерева и части выступления Анатолия Левенчука, который начал с тех же проблем информационного регулирования. Однако главной темой его доклада была систематизация реформ, необходимых в соответствующих областях законодательства. Помимо информационного регулирования, с его точки зрения, необходима работа еще по трем направлениям. В первую очередь, речь идет об архитектуре электронного государства, — в связи с тем, что разнообразный государственный учет ведется сегодня в России практически повсеместно уже в электронной форме, с этой проблематикой уже связано множество коллизий. Один из важнейших вопросов — правовой статус записи в той или иной базе данных. Несмотря на то, что такая запись является изначальным источником информации, — сама по себе статуса документа она на сегодняшний день не имеет. Документом она станет, если ее распечатать на бумаге, подписать и заверить печатью. В результате, помимо других проблем, довольно часто наблюдается эффект игры ведомств с гражданами в одни ворота. В ситуации, когда возникает конфликт ведомства и гражданина, и гражданин неправ, — ведомству ничего не стоит подтвердить свою позицию заверенной распечаткой, которую, при необходимости, можно будет предъявить в суде. Если же неправо ведомство, — гражданин может сколько угодно тыкать пальцем в строчки на мониторе, — ни они, ни их распечатка доказательством чего бы то ни было являться не будут. Ожидания же, что сторона, оппонирующая в конфликте, радостно бросится предоставлять доказательства своей неправоты, как правило, оказываются беспочвенными, — даже если закон и подзаконные акты этого и требуют, — всегда найдется масса возможностей надолго оттянуть момент выдачи заверенной распечатки. Например, до момента, когда судебный процесс по спорному вопросу уже закончится, и сторона, не сумевшая предоставить подтверждения своей правоты, уже проиграет. Существенной проблемой, которую на фоне бездумной компьютеризации госорганов уже успели ощутить на себе многие наши сограждане — это «машинный произвол» установленного в учреждениях программоного обеспечения (недавно на эту тему в «„Компьютерре“»была опубликована статья Давида Горелишвили). Весьма нередка становится ситуация, когда чиновник, пытающийся выполнить ту или иную учетную операцию, — прописать жильца в квартиру, зарегистрировать новое предприятие, поставить автомобиль на учет и т.п., — попросту не в состоянии этого сделать, поскольку интерфейс базы данных отказывается принять вводимые в него сведения, считая их некорректными. Иногда это происходит Показателен прецедент гражданина, который в подобной ситуации подал в суд на чиновника, не сумевшего оформить учетную запись, как того требует закон. Суд, рассмотрев материалы дела, вынес решение, что чиновник не виноват, — он действительно технически не имел такой возможности. И что требования гражданина следует удовлетворить, — суд тоже постановил. Гражданину от этого, однако, проще не стало, — никакое решение суда не в состоянии заставить софт принять данные, которые этот софт сочтет некорректными. И что прикажете делать? В современной российской практике очень часто получается так, что установленное в госорганах программное обеспечение оказывается главнее закона, — и что с этим делать, непонятно. Кто должен нести ответстсвенность в ситуации, когда решение суда не выполняется, и никто не виноват, «оно само»? Кто, в какой срок и на какие средства должен модернизировать это программное обеспечение при изменении законодательства, — если компания, его разработавшая, давно завершила работы по проекту, получила на руки соответствующий акт об отсутствии претензий, а иногда и вовсе уже прекратила свое существование? Какой, черт побери, юридический статус имеют эти программные средства, которых, с точки зрения закона, казалось бы, не существует, — но по вине которых блокируется совершение сделок, оказывается невозможным открытие предприятий, а люди не могут вселиться на честно приобретенную жилплощадь? Еще одним важным направлением является промышленная политика и, в первую очередь, реформа насмерть зарегулированного телекоммуникационного рынка. И огромное количество требуемых лицензий (а едва ли не половина всех существующих сегодня в России лицензий относятся именно к рынку связи), и множество рогаток, возводимых ведомственными подзаконными актами, и технологическая отсталость действующих законов, заточенных под традиционную телефонию и как будто не ведающих о самом существовании Интернета, — все это непосредственным образом влияет на развитие рынка и, не в последнюю очередь, на цены. Впрочем, об Интернете подробнее еще будет дальше. Наконец, четвертое направление — социальная политика, в первую очередь, — образование и телемедицина. Эти области и с позиций В общем и целом, Анатолий Левенчук, — его выступление на круглом столе было самым продолжительным и, невзирая на жесткость регламента, желающих его прервать не нашлось, — предложил продуманный, хорошо проработанный, а главное — концептуально целостный план реформирования законодательства. Это, собственно, то, чего сегодня столь сильно недостает. (Желающие могут ознакомиться с презентацией Левенчука, доступной по этому адресу, — она довольно близка по содержанию к его выступлению. Кроме того, многие материалы опубликованы на сайтах www.elrussia.ru, www.iaeg.ru, www.prompolit.ru/infopol и www.libertarium.ru.) Начиная описывать ход думского круглого стола, я надеялся уложиться в один материал, — но, увы, минимальная добросовестность не позволила мне протокольно перечислить фамилии выступавших и темы их докладов. Если дело сдвинется с мертвой точки, и прошедший круглый стол действительно станет началом постоянного взаимодействия Думы с отраслевым сообществом, — то именно упомянутые тезисы лягут в основу новых законов, — и весь этот процесс должен идти гласно, в режиме, открытом для общественности. Поэтому половина содержательной части осталась как раз на еще одну статью. Окончание следует… комментарии(0) разделы: Архив Материалы по теме Круглый стол в Госдуме: четыре повода для осторожного оптимизма Другие |
Последние комментарии
Гость про Суд велел "Твиттеру" сдать сторонников WikiLeaks (12)
Гость про Книгоиздатели начали судиться с торрентами (2)
l_e_x_a про "ВКонтакте" принудительно протестирует пользователей (35)
andrey_kadetov про Google назвал Facebook "ловушкой без выхода" (6)
volv про День папуасского робошахтёра (14)
l_e_x_a про Русские кликботы признаны самыми активными (11)
все комментарии looli спрашивает: Земля вампиров смотреть онлайн в HD качестве looli спрашивает: Зеленый Фонарь смотреть онлайн в HD качестве looli спрашивает: Защитник смотреть онлайн в HD качестве looli спрашивает: Запретная зона смотреть онлайн в HD качестве looli спрашивает: Закон доблести смотреть онлайн в HD качестве looli спрашивает: Вышибала смотреть онлайн в HD качестве looli спрашивает: Встречный ветер смотреть онлайн в HD качестве looli спрашивает: Все любят китов смотреть онлайн в HD качестве |
Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.