Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

«Стрим»: загадки и цифры — 2

| архивная статья | 20.01.2005 13:52

(Окончание. Начало см. здесь.)

Несмотря на осенний всплеск темпов ADSL-подключений, операторы территориальных сетей не ощутили никаких изменений, — многие из них вообще подвергают сомнению официально объявленные «МТУ-Интелом» цифры. Драки за абонентов не получилось. На сегодняшний день у «Стрима» и Ethernet-провайдеров — разные пользователи.

Действительно, до момента, когда компания не выступила, наконец, со своей победной реляцией, большинство игроков рынка оценивали успехи «Стрима» в 20 — 30 тыс. подключений. Со своих позиций у них были для этого все основания, — профессиональные территориальные операторы не только не заметили какого-либо оттока клиентуры, но и зафиксировали характерный сезонный всплеск новых подключений в начале осени. Весьма характерны в этом отношении данные компании «Комкор-ТВ», которая, в отличие от многих своих коллег, ежемесячно публикует свою статистику в открытом доступе:

Месяц 2004г. Число включений Абонентов на конец месяца
Январь 696 10711
Февраль 617 11328
Март 565 11893
Апрель 573 12466
Май 675 13141
Июнь 952 14093
Июль 688 14781
Август 928 15709
Сентябрь 1105 16814
Октябрь 1128 17942
Ноябрь 1061 19003

Хотя данных на декабрь 2004 г. к настоящему моменту еще не опубликовано, к началу наступившего года компания, очевидно, должна была пересечь рубеж в 20 тыс. абонентов и приблизительно удвоить абонентскую базу, которая у нее имелась на начало прошлого года.

Внимательное изучение этой таблицы дает богатейшую пищу для размышлений. Во-первых, ежемесячный приток абонентов в первой половине года был в 1,5 — 2 раза ниже, чем во второй. Не секрет, что компания активно вела строительство своей сети на не освоенных ранее территориях, — по всей вероятности, рост притока во второй половине года был вызван именно расширением зоны покрытия. Каких-либо значимых манипуляций с тарифами или маркетинговых акций, способных серьезно повлиять на количество заключаемых договоров, компания не производила.

Более того, в апреле «Комкор-ТВ» задолго до «Стрима» объявил о вводе в строй семейства неограниченных тарифных планов «Джет» на крайне привлекательных условиях, от $33/мес за 256/128 kbps до $65/мес за 1024/128 kbps. Тем не менее, ни в самом апреле, ни в последовавшем за ним мае всплеска подключений не наблюдалось.

В июне «Комкору-ТВ» удалось, наконец, — благодаря расширению сети или за счет того, что до пользователей была, все же, доведена информация о безлимитных предложениях, — выйти на уровень почти тысячи новых включений в месяц. Отпускной июль характеризуется заметным снижением, однако в августе число новых подключений вновь растет и, начиная с сентября, стабильно превышает тысячу в месяц.

Наблюдается парадоксальная ситуация — подробная статистика типичного профессионального территориального оператора (а «Комкор-ТВ» таковым и является, несмотря на то, что предоставляет доступ по технологии DOCSIS, а не Ethernet) очень наглядно показывает, сколь пагубно влияет на бизнес компании провальный сезон летних отпусков. А вот какого бы то ни было влияния «Стрима» совершенно не видно, — глядя на эту таблицу невозможно даже предположить, будто 1 сентября появился весьма серьезный конкурент, претендующий на захват рынка.

Мы остановились на примере «Комкора-ТВ» столь подробно потому, что эта компания регулярно публикует статистику своих подключений, в то время как прочие операторы это делают лишь время от времени, и то не все. Однако у них всю осень наблюдалась сходная картина. «Корвет-Телеком» за октябрь подключил свыше 900 абонентов, за месяц увеличив свою абонентскую базу на 8%, причем источники внутри компании сообщили, что наиболее неблагоприятным временем был мертвый сезон отпусков, но начиная с конца августа приток новых клиентов стал устойчиво большим. Компании, входящие в группу «NetByNet», начиная с сентября, подключали ежемесячно не менее тысячи пользователей, и к 20-м числам декабря их совокупная абонентская база превысила 15800. Появления на рынке стримовских тарифов «Нео» никто из них попросту не заметил, именно поэтому озвученные в конце года «МТУ-Интелом» цифры вызвали вполне естественное недоверие.

Очевидно, что на данный момент «Стрим», несмотря на впечатляющую экспансию, не является конкурентом для территориальных сетей. То, что отток их абонентов, вопреки многочисленным прогнозам, практически не увеличился в сентябре, в общем-то, понятно. От добра добра не ищут, и пользователь, в общем и целом довольный качеством предоставляемых услуг, не станет совершать без необходимости лишних телодвижений. Сказывается и входной финансовый порог, — никто не хочет лишний раз платить инсталляционную плату и приобретать оборудование, — и более привлекательные характеристики предлагаемых услуг. Например, максимальные скорости подключения по безлимитным тарифам составляют у «Корвет-Телекома» 300 kbps, у «Ринета» и «Комкора-ТВ» — по 1024 kbps против 160 kbps «Стрима-Нео», причем речь идет о доступе, ограничиваемом лишь пропускной способностью канала, а не об абонементе на 20 Гб/мес. Большинство территориальных операторов предоставляет своим абонентам реальные IP-адреса, не занимается принудительной фильтрацией серверных портов прочими действиями, способными попортить немало крови пользователям. Многие Ethernet-операторы, вдобавок, имеют богатейшие локальные файловые архивы, скорость трансфера с которых высока, а пользование для абонентов своих сетей — бесплатно. В общем, почему клиенты «территориальщиков» не бросились скопом пересаживаться на «Стрим» — понятно. Но почему, несмотря на беспрецедентную рекламную кампанию, проведенную «МТУ-Интелом», территориальные провайдеры не только не заметили снижения притока новых пользователей, но этот приток еще и возрос с началом осени?

Ответ заключается в том, что «Стрим» и территориальные операторы на сегодняшний день имеют разные источники притока. Наиболее активными покупателями, формировавшими ажиотажные очереди в офисах продаж осенью 2004 г., были пользователи коммутируемого доступа, давно и безуспешно пытавшиеся подключиться по выделенке. Кому-то не хватало скоростей dial-up, кто-то испытывал проблемы, а то и серьезные семейные конфликты из-за постоянно занятой телефонной линии, а кому-то не давали жизни разговорчивые соседи, чей телефон находился на том же блокираторе. Были среди них и клиенты кустарных Ethernet-сетей, недовольные пресловутым «качеством подвального провайдера». Быстрый выделенный интернет им нравился, а вот высокие тарифы и периодические сбои — нет. Подобные пользователи, сами активно ищущие себе поставщика услуг, являются мечтой любого провайдера, — именно они забрасывают специализированные форумы характерными запросами. Однако зоны покрытия сетей профессиональных территориальных операторов охватывают отнюдь не всю территорию Москвы, и огромный платежеспособный спрос до сих пор оказывался не удовлетворенным. Как только «Стрим» выставил предложение, достаточно привлекательное по сравнению с dial-up’ом по характристикам и приемлемое для массового пользователя по цене, этот огромный нереализованный спрос выплеснулся в очередях перед офисами продаж. Зона покрытия ADSL-сети «МТУ-Интел» достаточно велика, чтобы появление тарифов «Нео» привело к ценовому прорыву.

Таким образом, вопреки позиционированию «Стрима» как «убийцы домашних сетей», основная масса его новых клиентов — это бывшие пользователи коммутируемого доступа, проживающие на местах, не охваченных профессиональными Ethernet- и DOCSIS-провайдерами. У которых на своей территории перед «Стримом» был и остается ряд серьезных преимуществ как по характеристикам и разнообразию предлагаемых услуг, так и чисто маркетингового свойства. Мало того, что сомневающийся потенциальный клиент мог расспросить о впечатлениях о провайдере своих соседей, так еще и волна негативных впечатлений о «Стриме», выплеснувшаяся в форумах и в прессе после известного вала осенних проблем, не могла не сыграть своей роли. К тому же, многие территориальные операторы, такие, как «Корвет-Телеком», производят подключения новых пользователей бесплатно, в то время как подключение к «Стриму» требует заметных затрат (в том числе и на приобретение ADSL-модема, использовать который с другим провайдером, в случае чего, попросту не получится из-за монополизма «МТУ-Интела»). Поэтому даже для самых осторожных и недоверчивых оптимальной стратегией в данном случае являлось подключиться по Ethernet, ничем не рискуя, а если не понравится — только в этом случае искать какие-то другие варианты.

Впрочем, нарисованная нами картина не должна вселять расслабленность в умы территориальных операторов. То, что экспансия «Стрима» никак не отразилась на росте их продаж, еще не означает, будто завоеванные ими районы принадлежат им навечно целиком и полностью. Любой сотрудник соответствующих служб «МТУ-Интел» без труда припомнит немало своих абонентов, проживающих «в стане врага».

Дело в том, что территориальные сети и «МТУ-Интел» по очевидным причинам использовали принципиально разные способы продвижения своих услуг. Ethernet-провайдеру бессмысленно размещать рекламу на телевидении, среди увидевших ее зрителей лишь ничножная часть окажется проживающей в зоне покрытия. Зато четко очерченная география позволяет ему сосредоточенно работать на «своей» территории, развешивая по подъездам объявления, раскладывая по почтовым ящикам листовки, проводя разнообразные вирусные маркетинговые акции по месту проживания абонентов. Реклама «Стрима», напротив, размещалась на телевидении, в метро, в разнообразной «бумажной» прессе. Компьютерный пользователь, не читающий вывешенных на подъезде сомнительных бумажек (которые, кстати, молниеносно срываются или заклеиваются другими объявлениями) и выгребающий бумажный мусор из почтового ящика, не читая, непосредственно в мусоропровод, но зато смотрящий телевизор и ездящий в метро, вполне закономерным образом становится пользователем «Стрима». Если бы «Стрима» не было, территориальный оператор все равно не получил бы его в качестве клиента — он просто остался бы на диалапе. Поэтому подобные пользователи и ничуть не портят «территориальщикам» статистику продаж. Однако по мере того, как коммутируемый доступ теряет популярность, слой его пользователей, являющихся основным резервом пополнения абонентской базы для Ethernet-провайдеров, становится все тоньше и тоньше. И нынешний уход части из них в «Стрим» может отлиться в будущем, ведь переманивать клиента у другого выделенного оператора — задача куда более сложная и дорогая.

разделы:

Другие

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost