Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Игорь Кривоконь: "Google хочет поддержать науку и образование в России"

Алексей Андреев

В марте компания Google запустила образовательную программу, в рамках которой проводятся лекции и семинары в вузах Москвы и Петербурга (СПбГУ, МГУ, МФТИ, МИЭМ и др). О целях программы и ее первых результатах "Вебпланете" рассказал один из первых лекторов, ведущий программист Google Игорь Кривоконь.

- В чем состоит ваша программа?

- Google проводит tech talk'и во многих странах мира, часто - для студентов университетов. Типичный tech talk состоит из лекции около 45 минут и 15-30 минут на сессию вопросов-ответов. Темы лекций - самые разнообразные. Мы начали с общего обзора архитектуры Google. В последующих лекциях расскажем более подробно о составляющих инфрастуруктуры и интересных приложениях Google.

В большинстве стран лекции проходят на английском языке. В России подобная программа проходит впервые, и все лекции будут на русском.

- Где уже были проведены такие выступления и где еще планируются?

Мы планируем охватить многие ВУЗы Москвы и Санкт-Петербурга. На настоящий момент состоялись два tech talk'а - "Технологии Google" (это был мой tech talk) и "Особенности поисковых систем" (докладчик - Саша Грушецкий, специалист по качеству поиска, который, в частности, добавил поддержку русской морфологии). Всего планируется около 10 tech talk'ов. В частности, будет рассказ о системе машинного перевода, о поиске в книгах, о подсистемах GFS и BigTable, и многом другом.

Записи всех лекций планируется выложить на YouTube (одна уже есть - ред.). Ссылки на записи будут появляться в нашем русском блоге googlerussiablog.blogspot.com

- Каковы впечатления и результаты после первых семинаров?

- Впечатления хорошие. Студенческая аудитория была настроена дружелюбно, и семинары воспринимались с интересом большинством слушателей. Залы были переполнены... вплоть до того, что в одном Университете толпа заинтересованных студентов сломала несколько столов :)

Состав аудитории был очень неоднородным. Были студенты, которые знали архитектуру Google досконально (в рамках публично доступной информации). С другой стороны, многие вообще практически ничего не знали о Google и о поиске, и эта группа была больше.

Изначально я планировал сконцентрироваться на главных подсистемах инфраструктуры - GFS (файловая система Google), MapReduce (модель распределенных вычислений) и BigTable (что-то вроде огромной распределенной база данных) и уделить больше времени программной реализации. Однако после знакомства с аудиторией подкорректировал планы, выбросил из лекции большую часть технических деталей и дал больше "общей" информации о Google - как возникла компания, что такое PageRank, как выглядят сервера Google, и рассказал более подробно о нескольких интересных приложениях.

Что касается результатов... Главная цель этой программы - общеобразовательная. Говоря о цифрах, на сегодняшний день прошло пять семинаров, которые посетили более 2000 студентов, и одна из лекций (из МИЭМ) транслировались вживую в Интернете, где ее смотрели сотни человек.

Если отвлечься от цифр, мне было особенно приятно, что после каждого семинара оставалась небольшая группа наиболее заинтересованных студентов, которые подолгу не отпускали меня и задавали замечательные вопросы "по существу". Надеюсь, ответы были кому-то интересны. Для меня это общение со студентами было самым главным результатом.

- В чем цель вашей образовательной программы? Или, если грубо - является ли целью привлечение новых сотрудников в компанию?

- Данная программа в России - это часть стратегической линии Google в отношении образования. Мы инвестируем материальные ресурсы и время (в том числе личное) в образование и науку. Зачем это нужно? Мне кажется, здесь есть две составляющих.

Во-первых, альтруистическая. Многие коммерчески успешные компании занимаются благотворительностью. Google возник в стенах Стенфордского университета, офисы компании и сегодня во многом напоминают университетский кампус. Изначальный успех компании был основан не на удачном маркетинге, а на чисто технологических преимуществах - на хороших алгоритмах и грамотном программировании. Поэтому естественно, что Google хочет поддержать науку и образование, которым по сути обязан своим существованием.

Во-вторых, практическая. Инвестируя в науку и образование, Google стимулирует развитие экосистемы, которая способствует подъему всей отрасли, а значит притоку новых студентов, работников, возникновению новых сопутствующих бизнесов и т.д. и т.п. Позвольте привести пример. Я окончил советский ВУЗ, и еще застал время, когда научная работа была в почете и большинство студентов училось, чтобы приобрести специальность и работать по ней. Увы, в 90-е годы я наблюдал спад интереса к высокотехнологичным специальностям. Все больше и больше студентов стали уходить после окончания ВУЗа в бизнес, никак не связанный с их основной специальностью. Традиционно высокий уровень образования, который поддерживался в СССР, стал падать (это и мое мнение, и мнение многих знакомых, которые занимались рекрутингом в то время).

К счастью, сейчас ситуация исправляется. Нам хотелось бы способствовать этому процессу возрождения, рассказывать о новых интересных технологиях в программировании и не только, материально способствовать научно-исследовательской работе, поддерживать школьные и студенческие олимпиады, и т.д. Усиление российской науки и приток новых кадров пойдет на пользу как Google, так и всей отрасли целиком.

Так что на вопрос "является ли целью привлечение новых сотрудников в Гугл?" трудно ответить однозначно. У нас не было непосредственной "тактической" цели привлечь новых сотрудников; цели этих tech talk'ов скорее "стратегические". Хотя, конечно, если кого-то из слушателей заинтересуют технологии, о которых мы говорим, и они захотят придти к нам работать, мы будем только рады.

- А как сами российские вузы относятся к вашим инициативам? Поддерживают или наоборот, сторонятся "иностранной компании"?

- Я лично не занимался организационными вопросами и не говорил с руководителями ВУЗов. Те преподаватели, с которыми я общался на семинарах, были настроены исключительно дружелюбно и с энтузиазмом смотрели на сотрудничество с Google. Как ни странно, тема "иностранной компании" вообще ни разу не всплывала; на эту тему на семинарах не было ни одного вопроса.

- Знакомы ли вы с образовательными программами "Яндекса"? Что думаете о конкуренции на этом поле?

Я с уважением отношусь к нашим коллегам из Яндекса. Честно говоря, не следил за их инициативами в последнее время, но нисколько не сомневаюсь, что они могут предложить хорошие образовательные программы.

Что я думаю о конкуренции на этом поле? Вообще-то, конкуренция между компаниями - это почти всегда хорошо для конечного пользователя. Но, на мой взгляд, инвестиции в области образования - это не совсем конкуренция. Во многом наши усилия будут направлены не в противоположные стороны, а в одну и ту же - увеличение престижа научно-исследовательской и программистской работы, приток новых сил в российский хай-тек, и общее "оживление" этой области. В выигрыше останутся все.

- А у образовательной программы Гугла есть какая-то своя специфика, свои "фишки"?

- Я не думаю, что нас есть что-то особенное по форме образовательной программы. Но по содержанию многих лекции будут достаточно уникальными - за счет широты спектра проектов, которыми занимаются в Google. Машинный перевод, языки программирования, системы распознавания образов, система спутниковых изображений Google Earth, поиск в книгах и понимание текстов - вот лишь несколько тем, которые обозначают, насколько разнообразны интересы разработчиков Google. Эта особенность кажется мне основной. Содержание - вот что, надеюсь, будет привлекать российских студентов и стимулировать их профессиональный рост.

Другие интервью

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost